13 ноября 2015
НАША ЖИЗНЬ – ЭТО "СОПРИКАСАНИЯ"
Биеннале – уникальный форум арт-работ, который проходит в Красноярске раз в два года. В этом году нас вновь готов заставить удивиться, ужаснуться или прийти в восторг Музейный центр на Стрелке.
Автор: Надежда МЕДВЕДКОВА
Фото автора
Биеннале – уникальный форум арт-работ, который проходит в Красноярске раз в два года. И вот на этой неделе нас вновь готов заставить удивиться, ужаснуться или даже прийти в восторг Музейный центр на Стрелке.
Первое такое мероприятие прошло ещё в 1995 году. За годы своего существования проект стал ярким событием международного уровня, визитной карточкой Сибири и Красноярска в мировом художественном контексте.
Одиннадцатая биеннале проходит под названием "Практики соприкасания". По задумке её куратора Сергея Ковалевского, она призвана представить феномен проникновения внешнего во внутреннее и наоборот, совместного существования людей друг с другом. Проект завершится через два месяца.
Гостей нынешней биеннале встречал перформанс "Отделение связи" – музыкальное представление для двух хоров на противоположных берегах Енисея. Композитор – Владимир Раннев (Санкт-Петербург), текст написал Николай Кононов. Звучали песнопения громко и немного жутко. Холодная погода плюс мрачные звуки – кожа вся в мурашках.
Подобное ощущение чего-то жуткого, пробирающего до костей, как холод, вызывал и другой перформанс – "Терпение?". Две девушки в белом, Мила Долман (Москва) и Мария Куликовская (Киев), вышивали на длинном холсте слово "терпение". У обеих на спинах находились... пиявки, которые позже были оторваны и брошены на незаконченное полотно,– тела вышивающих, как и ткань со словом "терпение", оказались испачканы кровью. По замыслу авторов, такое действо ассоциативно переплетается с сегодняшними мировыми событиями – кровавыми распрями и горем разорённых народов.
– Люди непрерывно творят историю, но, как и раньше, они продолжают делать это своей же кровью, не обращая внимания на то, что кровь пьют из них самих. "Пиявки" как внешние, так и внутренние сосут нас и пытаются отвлечь от главного – мира и созидания. Зачем мы их терпим? Может быть, потому, что сосут они в итоге "дурную кровь",– поделилась мыслями Мила, вышивавшая красными нитями.
А вот украинка Мария орудовала иголкой только на знаке вопроса – с белыми нитями.
– Это традиционная украинская вышивка для особых случаев. Мои белые нити не простые – они светятся в темноте. Днём мой вопрос почти незаметен, зато ночью виден только он. Он становится белым на чёрном, как холодный свет от зарева пожаров и взрывов,– заключила Мария.
Кстати, перед этим гирудоартистическим сеансом можно было просмотреть выставку картин "Уроки крови" – работы московского художника Андрея Кузькина, нарисованные "краской" из собственных вен. По мнению Андрея, отношение к листу бумаги с каплей крови не такое, как к листу с каплей краски, ведь в первом случае мы получаем изображение, которое заключает в себе генетическую и символическую информацию о миллиардах наших предков.
Чего-то жуткого и в то же время прекрасного, хотя иногда и непонятного, на красноярской биеннале было достаточно. К примеру, московский художник Леонид Тишков вышел к публике обвязанный ковриками. Мягкий, цветной, он немного шокировал красноярцев своим перформансом "Вязаник", но в итоге вызвал у них улыбки и прилив хорошего настроения. Творец в ковриках исполнил даже что-то похожее на танец, а после сбивчиво, но с душой прочитал восхищённой публике свои стихи.
Автобиографическую ретроспективу "Взгляни на дом свой" того же Леонида Тишкова составляли коврики в виде людей и картин, клубки, порезанные вещи – всё это создавало ощущение домашнего уюта и одновременно чего-то безумного. В центре – большие фотографии родственников художника, надрезанные и скрученные в клубки, как когда-то делала с одеждой его мама. Запомнилась и картина из пуговиц, изображающая икону.
Тут же, по соседству с ковриковым миром – космическая, притягивающая волшебством ночного неба и сказочностью снов выставка: светящиеся водолазы, огромная луна в лодке, отправившаяся в путешествие, но не по небесной орбите, а по земле, дорогами простых людей.
Позитивом зарядил зрителей известный красноярский художник Василий Слонов, представивший на биеннале ватное пространство, посреди которого расположился крупный колокол. Набат тоже обит многочисленными ватниками. Созданный в рамках проекта "Ватники Апокалипсиса" арт-объект, как и многие другие творения Слонова, вызывает улыбку и восхищает блестящими художественными находками. Сколько ни бей в этот колокол, он будет тих и мягок. Не такой ли, кстати, сильные мира сего пытаются сделать отечественную прессу?
Меняет восприятие реальности и пребывание в загадочной "Тайной комнате" Ольги Кройтор (Москва). Полностью обитое чёрной тканью пространство создаёт эффект поглощения, проглатывания, пугая при этом редкими очагами света.
Привычные стены, коридоры и лестницы музея тоже изменились. К примеру, немало удивило открытие пространства под платформой, где стоит скульптурная группа революционеров.
Путешествие в мир "соприкасания" может показаться странным, иногда жестоким, даже "кровавым", хотя есть здесь и очень добрые, трогательные работы. Однако не торопитесь осуждать современных художников за подобную эпатажность, ведь они всего лишь пытаются понять современный мир – бурлящий и воюющий, жестокий и непредсказуемый. Разве не так?
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 3 октября.
Фото автора
Биеннале – уникальный форум арт-работ, который проходит в Красноярске раз в два года. И вот на этой неделе нас вновь готов заставить удивиться, ужаснуться или даже прийти в восторг Музейный центр на Стрелке.
Первое такое мероприятие прошло ещё в 1995 году. За годы своего существования проект стал ярким событием международного уровня, визитной карточкой Сибири и Красноярска в мировом художественном контексте.
Одиннадцатая биеннале проходит под названием "Практики соприкасания". По задумке её куратора Сергея Ковалевского, она призвана представить феномен проникновения внешнего во внутреннее и наоборот, совместного существования людей друг с другом. Проект завершится через два месяца.
Гостей нынешней биеннале встречал перформанс "Отделение связи" – музыкальное представление для двух хоров на противоположных берегах Енисея. Композитор – Владимир Раннев (Санкт-Петербург), текст написал Николай Кононов. Звучали песнопения громко и немного жутко. Холодная погода плюс мрачные звуки – кожа вся в мурашках.
Подобное ощущение чего-то жуткого, пробирающего до костей, как холод, вызывал и другой перформанс – "Терпение?". Две девушки в белом, Мила Долман (Москва) и Мария Куликовская (Киев), вышивали на длинном холсте слово "терпение". У обеих на спинах находились... пиявки, которые позже были оторваны и брошены на незаконченное полотно,– тела вышивающих, как и ткань со словом "терпение", оказались испачканы кровью. По замыслу авторов, такое действо ассоциативно переплетается с сегодняшними мировыми событиями – кровавыми распрями и горем разорённых народов.
– Люди непрерывно творят историю, но, как и раньше, они продолжают делать это своей же кровью, не обращая внимания на то, что кровь пьют из них самих. "Пиявки" как внешние, так и внутренние сосут нас и пытаются отвлечь от главного – мира и созидания. Зачем мы их терпим? Может быть, потому, что сосут они в итоге "дурную кровь",– поделилась мыслями Мила, вышивавшая красными нитями.
А вот украинка Мария орудовала иголкой только на знаке вопроса – с белыми нитями.
– Это традиционная украинская вышивка для особых случаев. Мои белые нити не простые – они светятся в темноте. Днём мой вопрос почти незаметен, зато ночью виден только он. Он становится белым на чёрном, как холодный свет от зарева пожаров и взрывов,– заключила Мария.
Кстати, перед этим гирудоартистическим сеансом можно было просмотреть выставку картин "Уроки крови" – работы московского художника Андрея Кузькина, нарисованные "краской" из собственных вен. По мнению Андрея, отношение к листу бумаги с каплей крови не такое, как к листу с каплей краски, ведь в первом случае мы получаем изображение, которое заключает в себе генетическую и символическую информацию о миллиардах наших предков.
Чего-то жуткого и в то же время прекрасного, хотя иногда и непонятного, на красноярской биеннале было достаточно. К примеру, московский художник Леонид Тишков вышел к публике обвязанный ковриками. Мягкий, цветной, он немного шокировал красноярцев своим перформансом "Вязаник", но в итоге вызвал у них улыбки и прилив хорошего настроения. Творец в ковриках исполнил даже что-то похожее на танец, а после сбивчиво, но с душой прочитал восхищённой публике свои стихи.
Автобиографическую ретроспективу "Взгляни на дом свой" того же Леонида Тишкова составляли коврики в виде людей и картин, клубки, порезанные вещи – всё это создавало ощущение домашнего уюта и одновременно чего-то безумного. В центре – большие фотографии родственников художника, надрезанные и скрученные в клубки, как когда-то делала с одеждой его мама. Запомнилась и картина из пуговиц, изображающая икону.
Тут же, по соседству с ковриковым миром – космическая, притягивающая волшебством ночного неба и сказочностью снов выставка: светящиеся водолазы, огромная луна в лодке, отправившаяся в путешествие, но не по небесной орбите, а по земле, дорогами простых людей.
Позитивом зарядил зрителей известный красноярский художник Василий Слонов, представивший на биеннале ватное пространство, посреди которого расположился крупный колокол. Набат тоже обит многочисленными ватниками. Созданный в рамках проекта "Ватники Апокалипсиса" арт-объект, как и многие другие творения Слонова, вызывает улыбку и восхищает блестящими художественными находками. Сколько ни бей в этот колокол, он будет тих и мягок. Не такой ли, кстати, сильные мира сего пытаются сделать отечественную прессу?
Меняет восприятие реальности и пребывание в загадочной "Тайной комнате" Ольги Кройтор (Москва). Полностью обитое чёрной тканью пространство создаёт эффект поглощения, проглатывания, пугая при этом редкими очагами света.
Привычные стены, коридоры и лестницы музея тоже изменились. К примеру, немало удивило открытие пространства под платформой, где стоит скульптурная группа революционеров.
Путешествие в мир "соприкасания" может показаться странным, иногда жестоким, даже "кровавым", хотя есть здесь и очень добрые, трогательные работы. Однако не торопитесь осуждать современных художников за подобную эпатажность, ведь они всего лишь пытаются понять современный мир – бурлящий и воюющий, жестокий и непредсказуемый. Разве не так?
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 3 октября.