13 ноября 2015
СВЕТЛАНА АЛДАШОВА, АУДИТОР СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НУЖНО СОХРАНЯТЬ С ПОЛЬЗОЙ"
Записала Зоя МИХАЙЛОВА
– Счётная палата края недавно проверила состояние дел в регионе по обеспечению сохранности объектов культурного наследия федерального и регионального значения, находящихся в собственности края. С какой целью проводилась проверка?
– Плановая проверка должна была проанализировать законность, эффективность и результативность использования средств краевого бюджета, направленных на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, находящихся в собственности нашего края. Это объекты и федерального, и регионального значения. Проверялось также качество управления в данной сфере в 2014 году. С предложением о проведении проверки выступил комитет по образованию, культуре и спорту Законодательного Собрания Красноярского края.
Как известно, Конституцией Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Их государственная охрана – одна из приоритетных задач органов власти всех уровней. На территории нашего края расположено 2 005 объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану, а также 2 818 только выявленных и обладающих соответствующими признаками.
Представляющие ценность памятники истории, архитектуры и градостроительства сосредоточены в основном в городах Красноярске, Енисейске, Ачинске, Минусинске и Канске. Памятники археологии находятся в Балахтинском, Краснотуранском, Курагинском, Минусинском, Новосёловском, Шарыповском и Шушенском районах. В перечень исторических поселений федерального значения включён город Енисейск. В посёлке Шушенское находится мемориальный музей-заповедник "Сибирская ссылка В. И. Ленина".
По действующему законодательству охране подобных объектов придан комплексный характер. Он предусматривает их физическую сохранность и сохранение историко-культурной ценности, консервацию, ремонт, реставрацию, а также приспособление объекта для современного использования. Этот комплекс включает в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство и авторский надзор за проведением этих работ.
– Что проверяли инспекторы в первую очередь в ходе контрольного мероприятия?
– Любая проверка Счётной палаты Красноярского края начинается с исследования полномочий и системы управления, действующей в проверяемых сферах. Анализируются узкие места и управленческие риски. И в ходе проверки, о которой мы говорим, нами также рассмотрена система управления, действовавшая в 2014 году. Даже с учётом изменений, произошедших в ней в 2015 году, выявлены проблемы и недостатки.
В нашем крае действует государственная программа "Развитие культуры и туризма". В ней в качестве основных "болевых точек" обозначены: высокая степень амортизации объектов культурного наследия, грозящая физическим изменением отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, полной утратой памятников; значительный износ памятников истории и культуры, используемых под государственный и муниципальный жилищный фонд; факторы экологического риска; возрастающая активизация хозяйственной деятельности; недостаток средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реставрацию памятников истории и культуры.
Счётная палата Красноярского края также обратила внимание на отсутствие регламентации в деле выявления объектов культурного наследия. Такая деятельность не соотнесена с возможностями бюджетов в дальнейшем сохранять и охранять выявленные объекты.
Почему это важно? В крае объём выявленных объектов составляет 59 процентов от общего числа имеющихся. С 2010 по 2014 год Министерством культуры Красноярского края включены в Список выявленных 46 объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, и 341 объект археологического наследия. Но при этом в крае отсутствуют условия для приёмки и сохранения археологических коллекций в музейных хранилищах.
– Видимо, к эффективности управления в этой сфере есть претензии?
– Есть недостатки, которые нуждаются в устранении. Например, отсутствует Концепция сохранения объектов культурного наследия – документ стратегического планирования, без которого невозможно говорить о повышении эффективности принимаемых решений, а в конечном итоге – трудно судить об эффективности и результативности использования бюджетных средств.
В программных документах краевого уровня не отражены перспективы использования, вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия. Не определён общий объём потребности в средствах на реализацию полномочий в этом направлении. В качестве приоритета не обозначено привлечение средств за счёт внебюджетных источников.
Кроме всего прочего, памятники культуры не должны просто стоять, они должны участвовать в нашей жизни. Поэтому мы считаем неправильным, что не отражены перспективные направления их использования, например, для развития культурно-познавательного туризма. Не сформирована система духовного и патриотического воспитания молодёжи на базе изучения материального культурного наследия края. Не обозначена тема развития инициатив граждан в данной сфере. А ведь согласно Конституции Российской Федерации каждый из нас обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры! И в нашем крае для развития культурно-познавательного туризма есть все условия.
– Какие ещё слабые места выявила контрольная проверка Счётной палаты?
– Установлены недостатки нормативно-правового регулирования. Конкретно – не внесены в Закон Красноярского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края" те изменения, которые внесены федеральным законодательством в 2015 году. Поэтому возникла необходимость принятия ряда новых правовых актов на краевом уровне.
Мы отметили низкий процент паспортизации объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране. Имеются разночтения в их наименованиях, указанных в различных правоустанавливающих документах. Так, например, объект культурного наследия "Жилой особняк. Провинциальное барокко, начало XX в." (город Красноярск, улица Карла Маркса, 96а), включённый в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, имеет паспорт, выданный Министерством культуры СССР от 30.03.1988 на памятник "Усадьба Тропина С. С. Жилой дом, конец XIX в.", расположенный по адресу: город Красноярск, улица Карла Маркса, 96.
Крайне медленными темпами выполняются отдельные положения Федерального закона "Об объектах культурного наследия" по утверждению границ территории, по установлению охранной зоны памятников. То же самое можно сказать и о границах охранных зон и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, об установлении информационных табличек на всех объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).
И вообще, в крае слабо популяризируются объекты культурного наследия, а это не повышает культурный и туристический имидж края. Отсутствует отдельный интернет-сайт, посвящённый данным объектам. Это следствие в том числе и неактивной, зачастую формальной работы секций Коллегии экспертов.
В число объектов культурного наследия включены строения, общественная, научно-историческая и художественная значимость которых вызывает сомнение. Например, расходы краевого бюджета по сохранению флигеля, расположенного на улице Марковского, 21, в городе Красноярске (объект культурного наследия "Усадьба Чернышова, 1912 г. Архитектор Чернышов"), составили более 3 миллионов рублей. При этом флигель используется одним из краевых учреждений как хозяйственная постройка – фактически сарай.
Отмечается несогласованность при выборе объектов для работ по их сохранению. Есть противоречия при определении видов консервационных работ. Наблюдается субъективный подход и к определению объёма работ. А это приводит к неэффективному (избыточному) использованию бюджетных средств. Например, после завершения консервационных работ на объекте культурного наследия "Ольгинская церковь, 1899 г." (село Ольгино Уярского района, улица Центральная, 2а), были проведены дополнительные работы по проектированию, стоимость которых составила 146,7 тысячи рублей. На другом объекте культурного наследия – "Церковь Вознесения, 1914 г." (город Минусинск, улица Корнева, 15 б) – при выделении средств краевого бюджета в сумме 306,7 тысячи рублей на консервацию оконных проёмов не учтена возможность привлечения внебюджетных средств. Как показала проверка, за счёт средств религиозной организации куплены комплекты окон, установка которых при консервации не учтена и на дату проверки не осуществлялась.
Есть замечания и к качеству подрядных работ по сохранению объектов культурного значения, в том числе работ по консервации. Не подтверждён значимый эффект от проведённых работ на объекте культурного значения "Церковь Богоявления, 1912 г., 1906 г." (село Подсосное Назаровского района, улица Школьная, 5) на общую сумму 760,3 тысячи рублей. Износ церкви составлял более 77 процентов, но и после проведения работ она находится в полуразрушенном состоянии.
– Одной из проблем вы называли нехватку средств на охрану памятников в крае. Ощущается ли сейчас дефицит финансирования?
– На самом деле большей проблемой является неполное освоение средств. В период с 2009 по 2014 год объём бюджетных ассигнований на мероприятия по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия увеличился с 51,1 миллиона рублей до 2 037,7 миллиона рублей, или в 40 раз! При этом уровень ежегодного фактического финансирования не достигает 55 процентов (за исключением 2012 года).
Одной из главных причин неосвоения выделяемых финансов является их позднее распределение. В 2014 году адресные мероприятия по сохранению объектов культурного наследия были включены в госпрограмму "Развитие культуры и туризма" только в апреле. Соответственно, конкурсные процедуры и заключение государственных контрактов осуществлялись во втором полугодии. Учитывая наши климатические условия, поздние сроки выделения бюджетных средств грозят риском невыполнения подрядных работ.
Кроме того, слабо осваивались бюджетные средства (51,3 процента) на ремонте и реставрации трёх объектов культурного наследия в городе Красноярске.
– Как бы вы охарактеризовали общие итоги проведённой проверки?
– С нарушениями и недостатками были использованы в 2014 году 1,5 миллиона рублей, или 14,8 процента от финансирования. Поэтому крайне важно отладить внутренний финансовый контроль со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства края и подведомственного ему учреждения КГКУ "Управление капитального строительства".
Судите сами, из 12 показателей результативности реализации мероприятий подпрограммы "Сохранение культурного наследия" госпрограммы "Развитие культуры и туризма" по результатам 2014 года выполнены в полном объёме лишь 2 показателя, не выполнены – 7.
Следует признать, что принимаемые сегодня меры, к сожалению, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия края. Общая численность тех, которые пока не удаётся поддерживать в надлежащем эксплуатационном состоянии, составляет 4 824 единицы.
Поэтому Счётная палата Красноярского края сформулировала ряд предложений Правительству Красноярского края, Министерству культуры Красноярского края и вновь созданной Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Предложено рассмотреть вопрос об утверждении Концепции сохранения, использования и популяризации, государственной охраны объектов культурного наследия края на долгосрочную перспективу. Необходимо подготовить корректировку положений Закона края "Развитие культуры и туризма", актуализировать нормативные правовые акты, принять порядки, требуемые Федеральным законом "Об объектах культурного наследия".
Министерству культуры Красноярского края предложено внести изменения в госпрограмму "Развитие культуры и туризма" с учётом положительного опыта работы других субъектов Российской Федерации.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края необходимо принять меры по соблюдению требований Федерального закона "О контрактной системе".
О принимаемых органами исполнительной власти края мерах мы проинформированы, планируем ещё раз вернуться к данной проверке в рамках последующего контроля в 2016 году.
На фото: С. Г. Алдашова; Расходы по сохранению этого флигеля в Красноярске составили более 3 миллионов рублей; Около миллиона рублей ушло на консервационные работы Церкви Богоявления в Назаровском районе.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 6 октября.