23 ноября 2015
ИСТОРИЯ ГОРОДА В КРАСКАХ
О выставке в музее художника Бориса Ряузова
Автор: Светлана ФИЛИППОВА
Фото: Александр ЧЕРНЫХ
…На картине – прекрасная в своей сдержанности сибирская природа. Горы, лес. Едва различимые домики на далёком берегу. А на ближнем – люди. Они лишь слегка обозначены, и это правильно: не они здесь главные.
Эта работа, которая носит название “Залив не реке Мана”, одна из многих, представленных на выставке в музее художника Бориса Ряузова (ул. Ленина, 127). Нынешнюю экспозицию составляют живописные картины мастера из частных коллекций.
Работы широкому зрителю незнакомы. Однако в них, конечно же, с первого взгляда угадывается неповторимый “ряузовский колорит”, его особая философия и отношение к жизни, природе, Красноярску, который стал для него родным.
Что бы ни писал мастер, о чём бы ни рассказывал, в его работах почти всегда присутствует человек. Даже если это неясное очертание, мазок или даже просто запятая. Даже если это всего лишь намёк на людское присутствие: костёр, лодка, санный след, свет в окошке. Как, например, на полотне “Морозные метели”: белое безмолвие, практически “лондоновское”, однако видно, что жизнь идёт, ведь мы видим огоньки в окнах редких домишек. Или “Енисейские дали”: громоздятся отроги Саян, вечер, мрачность, но вдали угадывается какой-то посёлочек.
Природа – одна из излюбленных тем Бориса Ряузова. В экспозиции много пейзажей. “Тёплая осень” (картина, к слову, датирована 1947 годом), “Ранний снег”, “Тигинский луг”, “Дождь прошёл”... “Предгорье Саян”: выпуклые, щедрые мазки, потрясающий объём, горы. Ощущения автора передаются зрителю – дух захватывает от красоты и величия.
Немало на выставке и городских пейзажей. К примеру, “Улица Сурикова”, “Дом-музей В. И. Сурикова” (1965 год). Здесь вокруг усадьбы ещё нет глухого забора, но через решётку виднеется знакомое деревянное здание.
А вот и экскурсы в историю: “Минусинск. 1899 год. Музей Н. М. Мартьянова”. Старина, позапрошлый век, извозчики на улице. “Красноярск в прошлом”: город обозначен не очень чётко, намёком, зато ясно видны собор, Старобазарная площадь, здание нынешнего архива и, конечно, горы на другом берегу Енисея.
Работы Бориса Яковлевича, посвящённые современному ему Красноярску, это собственно тоже история. Город меняется, а на картинах художника он сохраняет свой прежний облик.
Нюанс
В период работы выставки (по 31 октября) в музее пройдёт цикл лекций “Семь открытий Бориса Ряузова”. Ведущие искусствоведы Красноярска представят свой взгляд на творчество известного живописца, своё открытие его произведений. Первая лекция состоится сегодня, 8 октября, в 16 часов. Она будет называться “Ряузов: простой и сложный”.
Источник: Городские новости. 2015. 8 октября
Фото: Александр ЧЕРНЫХ
…На картине – прекрасная в своей сдержанности сибирская природа. Горы, лес. Едва различимые домики на далёком берегу. А на ближнем – люди. Они лишь слегка обозначены, и это правильно: не они здесь главные.
Эта работа, которая носит название “Залив не реке Мана”, одна из многих, представленных на выставке в музее художника Бориса Ряузова (ул. Ленина, 127). Нынешнюю экспозицию составляют живописные картины мастера из частных коллекций.
Работы широкому зрителю незнакомы. Однако в них, конечно же, с первого взгляда угадывается неповторимый “ряузовский колорит”, его особая философия и отношение к жизни, природе, Красноярску, который стал для него родным.
Что бы ни писал мастер, о чём бы ни рассказывал, в его работах почти всегда присутствует человек. Даже если это неясное очертание, мазок или даже просто запятая. Даже если это всего лишь намёк на людское присутствие: костёр, лодка, санный след, свет в окошке. Как, например, на полотне “Морозные метели”: белое безмолвие, практически “лондоновское”, однако видно, что жизнь идёт, ведь мы видим огоньки в окнах редких домишек. Или “Енисейские дали”: громоздятся отроги Саян, вечер, мрачность, но вдали угадывается какой-то посёлочек.
Природа – одна из излюбленных тем Бориса Ряузова. В экспозиции много пейзажей. “Тёплая осень” (картина, к слову, датирована 1947 годом), “Ранний снег”, “Тигинский луг”, “Дождь прошёл”... “Предгорье Саян”: выпуклые, щедрые мазки, потрясающий объём, горы. Ощущения автора передаются зрителю – дух захватывает от красоты и величия.
Немало на выставке и городских пейзажей. К примеру, “Улица Сурикова”, “Дом-музей В. И. Сурикова” (1965 год). Здесь вокруг усадьбы ещё нет глухого забора, но через решётку виднеется знакомое деревянное здание.
А вот и экскурсы в историю: “Минусинск. 1899 год. Музей Н. М. Мартьянова”. Старина, позапрошлый век, извозчики на улице. “Красноярск в прошлом”: город обозначен не очень чётко, намёком, зато ясно видны собор, Старобазарная площадь, здание нынешнего архива и, конечно, горы на другом берегу Енисея.
Работы Бориса Яковлевича, посвящённые современному ему Красноярску, это собственно тоже история. Город меняется, а на картинах художника он сохраняет свой прежний облик.
Нюанс
В период работы выставки (по 31 октября) в музее пройдёт цикл лекций “Семь открытий Бориса Ряузова”. Ведущие искусствоведы Красноярска представят свой взгляд на творчество известного живописца, своё открытие его произведений. Первая лекция состоится сегодня, 8 октября, в 16 часов. Она будет называться “Ряузов: простой и сложный”.
Источник: Городские новости. 2015. 8 октября