24 ноября 2015
КАРТЫ, ДЕНЬГИ И ДУРДОМ
В театре Пушкина состоялась премьера спектакля «Дама Пик». Поставил спектакль режиссёр Геннадий Тростянецкий.
Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото: Евгенией ЧЕРНЯЕВ
Этой премьеры ждали c нетерпением. Но ожидание оправдало себя: в репертуаре театра Пушкина появился прекрасный спектакль «Дама Пик» – очень стильный, глубокий и современный. Поставил его режиссёр Геннадий Тростянецкий.
Пушкинская история о роковой даме Пик, как известно, не чистый вымысел. У старухи, которую изобразил Александр Сергеевич, был реальный прототип, а точнее, прототипы. По одной версии, это была фрейлина Екатерины II, родственница по линии жены Наталья Кирилловна Загряжская, по второй – княгиня Наталья Петровна Голицына. По мнению историков, Пушкин в качестве сюжетной канвы своей повести взял реальную историю, рассказанную ему графом Голицыным. Мол, бабка подсказала внуку карты, которые помогли ему отыграться. Старуха же узнала о них от легендарной личности, графа-авантюриста Сен-Жермена, который открыл Наталье Петровне тайну тройки, семёрки и туза.
Излюбленную романтиками тему непредсказуемой судьбы, рока Геннадий Тростянецкий и артисты театра Пушкина представили в виде фантасмагории. В спектакле “Дама Пик” соединились история и сегодняшний день, рациональность запада и размах русской жизни, страсть и расчёт, любовь и ненависть, месть и прощение, преступление и наказание. Лаконичные, на первый взгляд, декорации придают спектаклю форму, графичность. Как будто начертили строгий рисунок обстоятельств, откуда персонажам уже никак не вырваться, всем правит фатум. Сценография Олега Головко ценна не только эстетичностью, но динамикой, она помогает перемещаться не только в пространстве, но и во времени – из восемнадцатого века в двадцать первый. Вот карточный клуб превращается в графскую гостиную, та, в свою очередь, в бальную залу, через несколько минут мы уже с бравым офицером Нарумовым и влюблённой в него графиней мчим по заснеженным просторам на санях. Казалось бы, перед нами игорный дом позапрошлого века, но карточная игра транслируется сразу на нескольких мониторах, позволяя зрителям в мельчайших подробностях проследить мистическую историю взлёта и падения Германна.
По одной версии, прототипом пиковой дамы стала фрейлина Екатерины II, старая родственница по линии жены поэта Наталья Загряжская, по второй – княгиня Наталья Голицына.
В спектакле знаковая роль русского Растиньяка – Германна – досталась молодому актёру – Никите Косачёву. Он играет прагматичного немца, который с маниакальным упорством изо дня в день просчитывает будущий успех. Именно выверенная формула в один прекрасный день должна ему принести всё – огромные деньги, власть и славу… Но пока он не должен позволять себе ничего – он скуп на денежные траты и чувства. Известие о том, что старая графиня знает тайные карты, приносящие выигрыш, заставляет молодого человека менять тактику. Германн разыгрывает новую партию, и пешками в игре становятся уже люди. Тут вступает в бой достоевщина. С этого момента лейтмотивом в линии Германна становится фраза другого классика: “Тварь я дрожащая или право имею?” Но, видимо, только безалаберным, рискованным натурам позволено свыше играть в русскую рулетку. Жизнь вновь подтверждает: что русскому хорошо, то немцу смерть, а за преступлением следует наказание.
История Лизы в исполнении Марии Алексеевой – история страшного одиночества, от которого впору удавиться. Властная, взбалмошная графиня Анна Фёдоровна взяла к себе сироту-хромоножку то ли из жалости, то ли для потехи и тумаков. Лиза живёт в тепле и сытости, но чувствует себя бредущей в заснеженной пустыни в пургу. Наивная девица грезит хоть о капельке любви и сочувствия, поэтому появление Германна воспринимает как знак судьбы, как избавление от страданий. Но, увы, Германну всего лишь нужно добраться до старухи.
Дама Пик – по сути, бенефисная роль заслуженной артистки России Людмилы Михненковой. Как ни были сложны и ярки роли других участников постановки, несомненно, Людмила Михненкова – королева этого бала. Артистка представила публике не просто судьбу высокородной особы, но и целую эпоху. На сцене – почти вся жизнь графини. Артистка на глазах зрителя превращается из безобразной старухи в роковую красотку, и наоборот. Анна Фёдоровна на балу, молодая и красивая, в белом высоком парике и глубоком декольте. Не устояв перед чарами “московской Мадонны”, Сен-Жермен (Эдуард Михненков) выдаёт ей тайну трёх карт. А вот она уже старуха в чепце, настоящий тиран, почти Салтычиха, которая куражится над домочадцами. Через какое-то время столетняя бабка становится дамой-вамп, ожидающей молодого любовника в своей опочивальне… Понятно, что такие метаморфозы вряд ли возможны без наваждения, без сделки с дьяволом. И Германн, решившись выведать тайну, подписывает себе приговор.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Евгенией Терехиной, – тоже несомненная удача нового спектакля. Говорящей получилась и хореография постановки. В определённый момент ловишь себя на мысли, что, в общем-то, не особо обращаешь внимание на то, что произносят герои, – ты оказываешься внутри музыкально-пластического действа и движешься по наклонной вместе с участниками драмы. Словно мчишься на американских горках, и выбраться невозможно. Захватывает дух то ли от скорости, то ли от близости победы... И вот финал – огромные, покрытые морозным узором окна сумасшедшего дома. Добро пожаловать в ад!
Источник: Городские новости. 2015. 19 ноября
Фото: Евгенией ЧЕРНЯЕВ
Этой премьеры ждали c нетерпением. Но ожидание оправдало себя: в репертуаре театра Пушкина появился прекрасный спектакль «Дама Пик» – очень стильный, глубокий и современный. Поставил его режиссёр Геннадий Тростянецкий.
Пушкинская история о роковой даме Пик, как известно, не чистый вымысел. У старухи, которую изобразил Александр Сергеевич, был реальный прототип, а точнее, прототипы. По одной версии, это была фрейлина Екатерины II, родственница по линии жены Наталья Кирилловна Загряжская, по второй – княгиня Наталья Петровна Голицына. По мнению историков, Пушкин в качестве сюжетной канвы своей повести взял реальную историю, рассказанную ему графом Голицыным. Мол, бабка подсказала внуку карты, которые помогли ему отыграться. Старуха же узнала о них от легендарной личности, графа-авантюриста Сен-Жермена, который открыл Наталье Петровне тайну тройки, семёрки и туза.
Излюбленную романтиками тему непредсказуемой судьбы, рока Геннадий Тростянецкий и артисты театра Пушкина представили в виде фантасмагории. В спектакле “Дама Пик” соединились история и сегодняшний день, рациональность запада и размах русской жизни, страсть и расчёт, любовь и ненависть, месть и прощение, преступление и наказание. Лаконичные, на первый взгляд, декорации придают спектаклю форму, графичность. Как будто начертили строгий рисунок обстоятельств, откуда персонажам уже никак не вырваться, всем правит фатум. Сценография Олега Головко ценна не только эстетичностью, но динамикой, она помогает перемещаться не только в пространстве, но и во времени – из восемнадцатого века в двадцать первый. Вот карточный клуб превращается в графскую гостиную, та, в свою очередь, в бальную залу, через несколько минут мы уже с бравым офицером Нарумовым и влюблённой в него графиней мчим по заснеженным просторам на санях. Казалось бы, перед нами игорный дом позапрошлого века, но карточная игра транслируется сразу на нескольких мониторах, позволяя зрителям в мельчайших подробностях проследить мистическую историю взлёта и падения Германна.
По одной версии, прототипом пиковой дамы стала фрейлина Екатерины II, старая родственница по линии жены поэта Наталья Загряжская, по второй – княгиня Наталья Голицына.
В спектакле знаковая роль русского Растиньяка – Германна – досталась молодому актёру – Никите Косачёву. Он играет прагматичного немца, который с маниакальным упорством изо дня в день просчитывает будущий успех. Именно выверенная формула в один прекрасный день должна ему принести всё – огромные деньги, власть и славу… Но пока он не должен позволять себе ничего – он скуп на денежные траты и чувства. Известие о том, что старая графиня знает тайные карты, приносящие выигрыш, заставляет молодого человека менять тактику. Германн разыгрывает новую партию, и пешками в игре становятся уже люди. Тут вступает в бой достоевщина. С этого момента лейтмотивом в линии Германна становится фраза другого классика: “Тварь я дрожащая или право имею?” Но, видимо, только безалаберным, рискованным натурам позволено свыше играть в русскую рулетку. Жизнь вновь подтверждает: что русскому хорошо, то немцу смерть, а за преступлением следует наказание.
История Лизы в исполнении Марии Алексеевой – история страшного одиночества, от которого впору удавиться. Властная, взбалмошная графиня Анна Фёдоровна взяла к себе сироту-хромоножку то ли из жалости, то ли для потехи и тумаков. Лиза живёт в тепле и сытости, но чувствует себя бредущей в заснеженной пустыни в пургу. Наивная девица грезит хоть о капельке любви и сочувствия, поэтому появление Германна воспринимает как знак судьбы, как избавление от страданий. Но, увы, Германну всего лишь нужно добраться до старухи.
Дама Пик – по сути, бенефисная роль заслуженной артистки России Людмилы Михненковой. Как ни были сложны и ярки роли других участников постановки, несомненно, Людмила Михненкова – королева этого бала. Артистка представила публике не просто судьбу высокородной особы, но и целую эпоху. На сцене – почти вся жизнь графини. Артистка на глазах зрителя превращается из безобразной старухи в роковую красотку, и наоборот. Анна Фёдоровна на балу, молодая и красивая, в белом высоком парике и глубоком декольте. Не устояв перед чарами “московской Мадонны”, Сен-Жермен (Эдуард Михненков) выдаёт ей тайну трёх карт. А вот она уже старуха в чепце, настоящий тиран, почти Салтычиха, которая куражится над домочадцами. Через какое-то время столетняя бабка становится дамой-вамп, ожидающей молодого любовника в своей опочивальне… Понятно, что такие метаморфозы вряд ли возможны без наваждения, без сделки с дьяволом. И Германн, решившись выведать тайну, подписывает себе приговор.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Евгенией Терехиной, – тоже несомненная удача нового спектакля. Говорящей получилась и хореография постановки. В определённый момент ловишь себя на мысли, что, в общем-то, не особо обращаешь внимание на то, что произносят герои, – ты оказываешься внутри музыкально-пластического действа и движешься по наклонной вместе с участниками драмы. Словно мчишься на американских горках, и выбраться невозможно. Захватывает дух то ли от скорости, то ли от близости победы... И вот финал – огромные, покрытые морозным узором окна сумасшедшего дома. Добро пожаловать в ад!
Источник: Городские новости. 2015. 19 ноября