24 ноября 2015
ПРОЕЗДОМ НА САХАЛИН
В Музее художника Б.Я. Ряузова проходит выставка графики "Россия Чехова: города, пути-дороги, современники, персонажи".
Автор: Светлана ЮРЬЕВА
Фото: Александр ЧЕРНЫХ
“...какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!” Кому из красноярцев не известны эти слова великого русского писателя, сказанные о нашем городе, о Енисее? Если же таковые найдутся, пусть подойдут к памятнику Чехову и прочитают текст. А затем отправятся на улицу Ленина, 127 в музей художника Бориса Ряузова. Сейчас здесь проходит выставка графики “Россия Чехова: города, пути-дороги, современники, персонажи”.
Выставка удивительная. Все экспонаты — из коллекции Владимира Беликова (г. Москва), доктора технических наук, профессора, члена международной Ассоциации искусствоведов, президента Российской ассоциации экслибриса. Владимир Гурьевич больше 30 лет собирает свою коллекцию. Гравюры из неё были представлены на 65 международных и российских выставках. В этом году экспозиция впервые оказалась за Уралом, в Улан-Удэ и уже оттуда прибыла в наш город.
Выставка приурочена к Году литературы в России и 155-летию со дня рождения Антона Чехова. От себя добавим: 20 лет назад, 17 ноября 1995 года, в Красноярске был установлен памятник писателю. Величественный, на фоне огромной гранитной глыбы. Соответствующий впечатлениям Чехова от нашего города, природы, Енисея. В отличие от томского памятника, карикатурного, где писатель увиден “глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку”. Таким способом Томск “отомстил” Чехову, который, побывав в городе в 1890 году проездом на Сахалин, весьма нелестным образом о нём отозвался. Красноярск же Антону Павловичу понравился чрезвычайно. И выставка, о которой идёт речь, открылась у нас как нельзя кстати.
Работы, которые здесь представлены, выполнены в технике печатной графики: линогравюра, офорт, ксилография, автолитография и так далее. Это портреты самого автора, его известных современников, чеховские места (Москва, Петербург, Мелехово, Ялта), бытовые и жанровые сценки того времени и, конечно, иллюстрации к произведениям писателя.
Специалисты говорят, что иллюстрировать Чехова довольно сложно, поскольку его проза не имеет внешних эффектов, она тонка и глубоко психологична. В работах же, представленных в экспозиции, по утверждению знатоков, поймана главная волна чеховского мировоззрения. Поклонники творчества писателя могут в этом убедиться: “Скрипка Ротшильда”, “Нахлебники”, “Несчастье” (Лев Саксонов, 1929 год), “Хамелеон”, “Вишнёвый сад” (Никита Родионов, 1979 год), “Дама с собачкой” (Игорь Хазанов, 1974 год), “Человек в футляре” (Сирена Сунгатулина, 2008 год), “Злоумышленник”, “Толстый и тонкий”, “Маска” (неизвестный художник, 1980-е).
Отдельный пласт — большие художники: “После грозы” (Фёдор Васильев, 1871 год), “Портрет Толстого” (Леонид Пастернак, 1906 год), “А. Остроумова-Лебедева” (Валентин Серов, 1900-е), “Кузнец и купчиха”, “Лето” (Борис Кустодиев, 1922 год). Две последних работы, к слову, вошли в альбом двенадцати автолитографий, изданных в 1922 году. Подписная цена тогда была озвучена в 400 рублей, однако в Москве и Петербурге она доходила до двух миллионов. Представляете, что мы можем увидеть на выставке?
…Антон Павлович пробыл в Красноярске полтора дня. Писатель Эдуард Русаков воссоздал это время в своей повести “Майский сон о счастье”. Произведение основано на реальных событиях, документах, фактах, здесь — настоящие фамилии, люди. Плюс, конечно, фантазия автора. Интригу раскрывать не станем — читайте. И — смотрите. Приходите на выставку, она будет действовать в музее художника Ряузова до 30 ноября. Часть экспозиции продемонстрируют в Литературном музее, а затем выставка переедет в “Арт-галерею Романовых” на правобережье.
Источник: Городские новости. 2015. 19 ноября
Фото: Александр ЧЕРНЫХ
“...какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!” Кому из красноярцев не известны эти слова великого русского писателя, сказанные о нашем городе, о Енисее? Если же таковые найдутся, пусть подойдут к памятнику Чехову и прочитают текст. А затем отправятся на улицу Ленина, 127 в музей художника Бориса Ряузова. Сейчас здесь проходит выставка графики “Россия Чехова: города, пути-дороги, современники, персонажи”.
Выставка удивительная. Все экспонаты — из коллекции Владимира Беликова (г. Москва), доктора технических наук, профессора, члена международной Ассоциации искусствоведов, президента Российской ассоциации экслибриса. Владимир Гурьевич больше 30 лет собирает свою коллекцию. Гравюры из неё были представлены на 65 международных и российских выставках. В этом году экспозиция впервые оказалась за Уралом, в Улан-Удэ и уже оттуда прибыла в наш город.
Выставка приурочена к Году литературы в России и 155-летию со дня рождения Антона Чехова. От себя добавим: 20 лет назад, 17 ноября 1995 года, в Красноярске был установлен памятник писателю. Величественный, на фоне огромной гранитной глыбы. Соответствующий впечатлениям Чехова от нашего города, природы, Енисея. В отличие от томского памятника, карикатурного, где писатель увиден “глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку”. Таким способом Томск “отомстил” Чехову, который, побывав в городе в 1890 году проездом на Сахалин, весьма нелестным образом о нём отозвался. Красноярск же Антону Павловичу понравился чрезвычайно. И выставка, о которой идёт речь, открылась у нас как нельзя кстати.
Работы, которые здесь представлены, выполнены в технике печатной графики: линогравюра, офорт, ксилография, автолитография и так далее. Это портреты самого автора, его известных современников, чеховские места (Москва, Петербург, Мелехово, Ялта), бытовые и жанровые сценки того времени и, конечно, иллюстрации к произведениям писателя.
Специалисты говорят, что иллюстрировать Чехова довольно сложно, поскольку его проза не имеет внешних эффектов, она тонка и глубоко психологична. В работах же, представленных в экспозиции, по утверждению знатоков, поймана главная волна чеховского мировоззрения. Поклонники творчества писателя могут в этом убедиться: “Скрипка Ротшильда”, “Нахлебники”, “Несчастье” (Лев Саксонов, 1929 год), “Хамелеон”, “Вишнёвый сад” (Никита Родионов, 1979 год), “Дама с собачкой” (Игорь Хазанов, 1974 год), “Человек в футляре” (Сирена Сунгатулина, 2008 год), “Злоумышленник”, “Толстый и тонкий”, “Маска” (неизвестный художник, 1980-е).
Отдельный пласт — большие художники: “После грозы” (Фёдор Васильев, 1871 год), “Портрет Толстого” (Леонид Пастернак, 1906 год), “А. Остроумова-Лебедева” (Валентин Серов, 1900-е), “Кузнец и купчиха”, “Лето” (Борис Кустодиев, 1922 год). Две последних работы, к слову, вошли в альбом двенадцати автолитографий, изданных в 1922 году. Подписная цена тогда была озвучена в 400 рублей, однако в Москве и Петербурге она доходила до двух миллионов. Представляете, что мы можем увидеть на выставке?
…Антон Павлович пробыл в Красноярске полтора дня. Писатель Эдуард Русаков воссоздал это время в своей повести “Майский сон о счастье”. Произведение основано на реальных событиях, документах, фактах, здесь — настоящие фамилии, люди. Плюс, конечно, фантазия автора. Интригу раскрывать не станем — читайте. И — смотрите. Приходите на выставку, она будет действовать в музее художника Ряузова до 30 ноября. Часть экспозиции продемонстрируют в Литературном музее, а затем выставка переедет в “Арт-галерею Романовых” на правобережье.
Источник: Городские новости. 2015. 19 ноября