07 декабря 2015
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ: "Я - НЕУДАВШИЙСЯ ПОЭТ"
В Красноярске с концертом побывал известный писатель, актёр, драматург Михаил Задорнов. Интервью с писателем.
Автор: Сергей ПАВЛЕНКО
В Красноярске с концертом побывал известный писатель, актёр, драматург Михаил Задорнов. Перед выступлением он согласился ответить на вопросы корреспондента "Красноярского рабочего".
– Кто ваши зрители?
– Ко мне приходит молодёжь, которая ничего не знает и которой интересно то, что я говорю, а вот старшее поколение не очень приклеивается к моим мыслям – мышление уже отформатировано. Мне иногда кажется, что молодёжные знания обнулились, чтобы их мозги могли заново начать изучение правды.
Есть слова "кон" и "закон". Кон – древнее слово, отсюда икона, испокон веков, на кону. Кон – то, что дала природа. Утром надо вставать с восходом солнца – это от Бога, а закон – от людей. Если хочешь быть счастливым, надо жить по кону, а если по закону, то тебя просто не посадят. Людям, оторвавшимся от природы,– хана: они не смогут быть счастливыми, они не соберутся в целое, поэтому они ходят грустные.
– В одном из интервью в ответ на вопрос, почему вы так часто выступаете на телевидении, сказали, что хотите бесовскими методами решать божественные задачи?
– Меня много только на РЕН ТВ, а не на телевидении. Причина проста: за каждый повтор идут небольшие деньги. Зачем отказываться? Кроме того, на этом канале меня особо не вырезают, как на главных каналах, которые мои концерты давать боятся. Впрочем, если человек всё время меня смотрит, он мазохист, и это его личная проблема. Не нравится – выключи...
– Перещёлкаешь все каналы, и поймёшь, что нет того, над чем стоит задуматься?
– Дельное попадается, только мало. Витаминки есть. Что-то на "Культуре", но, как правило, в плохое время. На Первом или Втором канале – интересные документальные фильмы, но ночью. А в хорошее время - попсовая бесовщина, которая себя называет звёздами, а я – бенгальскими огнями, потому что шумят, искрят и воняют. Сам в концертах участвую редко, только на "Юмор FM", где веду "Неформат" с Михаилом Задорновым" – два часа в прямом эфире. Мне ни разу никто не сделал замечание, хотя я там чего только ни говорил.
– Как вы относитесь к гаджетам?
– Было время, когда и молоток тоже был гаджетом, и пила. Это инструменты, которые мне нужны, но не все. Знаете что такое гаджет? Этим словом пираты называли то, что лежит на палубе непонятно для чего. И по-русски звучит хорошо – "гад же ты"...
Безусловно, гаджеты нужны, но для меня это инструмент для работы, я не живу в них. Например, встаю рано утром, поэтому редко болею. Если вставать поздно, будет разрушен иммунитет. Это создано природой, и Конституция США не изменит, как и Медведев со своей гаджетоманией. Молодёжь этого не знает, потому чихает и кашляет беспрестанно.
– Долго ли пришлось отмахиваться от профессоров-историков после выхода фильма "Рюрик. Потерянная быль"?
– Я вообще на них не обращаю внимания. Живу давно, родился в первой половине прошлого века. И с тех пор эти учёные семь раз переписали историю России. Какая же это наука? Они всё время подлаживаются под правителя или гранты. Олигархи дают деньги на какой-нибудь фильм Звягинцева или Кончаловского, поэтому Россию так гадко и показывают. Куда деваться, если спонсоры потребовали показать Россию в таком виде.
А у меня же нет спонсоров. На мой фильм деньги собрал народ, поэтому делал картину так, как сердце велит. Почти готов мой новый фильм про Вещего Олега, две серии которого покажу в Томске, в музее славянской мифологии. Неизвестно, откуда взялась Россия. Было много народов славянского происхождения. И до сих пор в Европе больше всего людей, говорящих на славянских языках.
Изначально Европу заселяли протославянские народы. Это были земледельцы, они не воевали, а жили с любовью на земле. У них даже не было богов войны. У нас были светлые и очень порядочные предки. Однако в летописях написано, что не мылись, жили грязно, питались сырыми белками. Летописцы много врали, кроме того, их постоянно редактировали.
Что могло произойти? Хазары подпирали с юга, скандинавы – с севера, немцы занимали славянские земли. В результате – Берлин от славянского "берлога", Росток – от "растекаться", Гамбург – "птичий гам". Славян растащили на народы. И мне надо было показать, кого Олег объединил в государство Русь, без которого не было бы потом России, а также – что представлял собой славянский мир.
Конечно, после выхода фильма на меня опять накинутся эти учёные, у которых есть один "веский" аргумент: Задорнов – придурок! Надо отвечать: от таких слышу! – и на этом игра в песочнице закончилась. Конечно, они боятся за свои пенсии и звания, но есть классные учёные, которым известно то, что знаю я. Они скидывают мне то, что знают, но сами сказать не могут, потому что меня-то звания не лишат.
Поэтому мои фильмы обоснованы научно и логично, а не как принято в современном мире. Кстати, после фильма "Рюрик. Потерянная быль" Путин дал распоряжение преподносить в учебниках истории две точки зрения на историю образования Новгородской Руси и Рюриковичей, а это победа. Последним об этом говорил Карамзин.
– Что намереваетесь снимать после выхода фильма о Вещем Олеге?
– Идей полно, сил нет. Это очень тяжёлый труд – сделать хорошо, качественно, современно.
– Планируете ли после окончания работы над фильмом уйти в творческий отпуск?
– Что я буду делать? Лежать на пляже? Мне нужно писать сценарий художественного фильма о Рюрике, о его любви к женщине. Но пока я ещё не сделал картину об Олеге, которая идёт тяжело. Снял 240 часов, из которых должно быть только два, да к тому же, чтобы было интересно, чтобы был темпоритм: я в этом фильме больше тридцати секунд в одном эпизоде не говорю. Когда на канале "Культура" собираются люди моего возраста и начинают рассуждать о чём-то, они напоминают антикварную лавку. Молодёжь не может воспринимать в этом ритме.
– Согласны ли вы с тем мнением, что на каком-то этапе пословицы и поговорки народ перестал продуцировать?
– Я это делаю с современной точки зрения, например: как лайкнется, так и дизлайкнется. Или кукушка лайкает петуха за то, что лайкает он кукушку. Если серьёзно, то народ, лишённый корней, теряет силу. Хотя "как аукнется, так и откликнется" вообще-то работает как ведическая мудрость.
Эмигранты ринулись в Европу, но ведь европейцы это сделали сами: рыли яму одним, а выкопали себе. Они даже про Украину начали забывать. Я предупреждал, что не Украина вступит в Европу, а наоборот. И Америке тоже аукнется. Ребята, если касается русских, ничего никогда не вычислите. Маленькая девочка написала мне: "У всех мальчишек во дворе были водяные пистолеты, а у меня нет, тогда я брала утюг и брызгалась из него".
Вы не вычислите этих людей! Натовский самолёт-качок летал над Балтикой, но количеством железа победы не определяются. Наш подлетел к нему на расстояние шести метров. И того америкоса долго лечили психологи... У них не хватит столько психологов, чтобы с нами воевать. У нас самогон есть, зачем нам психологи? А почему он подлетал? Да чтобы язык тебе показать...
– О чём вы любите писать?
– Я – неудавшийся поэт. Что их тронет, о том они и пишут. Точно так же и я. Не работаю по заказу, а деньги получаю потом. Взял как-то в соавторы, чтобы написать пьесу, драматурга, который всё время спрашивал: "Где аванс?!" Никогда не беру деньги вперёд, поэтому он живёт плохо, а я хорошо, так как он кроме как за деньги не работает.
Когда-то очень давно принёс рассказы в издательство "Молодая гвардия", а молодая женщина-редактор мне говорит: "Как мы это напечатаем? Героев труда нет, коммунистов нет..." Поскольку очень хотелось напечататься, предложил: "Может, переделать, чтобы появились герои?" – "Не надо,– ответила женщина,– станете знаменитым, эти рассказы будут цениться". Прошли годы... В Белоруссии поставили спектакль по этим рассказам, в Риге. Сергей Безруков взял их для своего театра и говорит: "Мне нравится, когда после спектакля люди выходят, взявшись за руки".
– Что вы думаете о современном искусстве?
– В светлом настоящее искусство, а не в том, когда в Москве что ни театр – то депрессуха, то чернуха, идущая от отсутствия таланта. Посмотришь спектакль, потом с женой месяц разговаривать не хочешь. Модным стало, когда, например, Кармен раздевается на сцене. Омерзительно! Это менеджеры от искусства вычисляют успех.
Но талант – возможность говорить о хорошем и светлом и улучшать настроение людей. Хорошо, что в Москве стали появляться светлые театры. МХАТ имени Максима Горького Татьяны Дорониной – такой театр, коллектив Сергея Безрукова, но их не раскручивают, а если это делают, значит, хотят срубить бабки и не разбирающееся человеческое фуфло, способное купиться на рекламу, загнать в театр. Те же, у кого есть мозги, знают, где и что смотреть.
Почему все любят Сальвадора Дали? Раскрутили. Если я повешу Дали у себя в комнате, проснусь импотентом. Почему "Доктор Живаго" раскручен? Графоманский роман. Получил Нобелевскую премию, потому что антисоветский. А романы Солженицына возможно дочитать до конца? Да никогда! "Матрёнин двор" – да, "Один день Ивана Денисовича" – дочитаешь, потому что это рассказы и высокохудожественная проза. Ехал в поезде и думал, что надо ввести для школьников такой предмет: один месяц ученики должны проехать по Транссибу, чтобы ходить на экскурсии, увидеть страну. Я полюбил страну не потому, что так велела КПСС, а потому, что поехал на Курильские острова с ботанической экспедицией чернорабочим. И не влюбиться в окружающий мир было невозможно.
– Как часто бываете в Сибири?
– Если раз в три года не приеду в Сибирь или на Дальний Восток, чувствую, что соскучился.
– Есть ли место, где вы чувствуете себя дома?
– Как правило, в Юрмале. Но меня же выгнать собирались из Латвии. Когда буду уезжать, стану искать место где-нибудь на севере России.
– Если бы вы взяли то, что считаете самым лучшим, ваш концерт растянулся, наверное, надолго?
– Мне многое хочется повторять. Хочу повторить, что "Родина" и "государство" для русских слова разные: первую мы любим, со вторым – проблемы. А у американцев этой разницы нет. Почему наши предки были сыновья Божьи, а мы – рабы? Хочется повторять подобные философские вещи с юмором.
Когда подставляешь на место иностранных слов русские, узнаёшь много нового. Что такое, к примеру, амазонка? В Древней Греции не было буквы "ж", чтобы произносить "омуженка", омужествлённая женщина. И никакой одной груди у них не было. И жили они в районе Танаиса, по-нашему – Дона. Очень трудно делать документальный фильм, когда так много знаешь. Знание усугубляет скорбь.
И действительно, иногда видишь сверху и задаёшься вопросом: зачем жил, если всё летит в тартарары, но в то же время сознаёшь умом, что всё идёт по синусоиде и многое вернётся. А для этого надо оживлять корни, чтобы было то, на чём вырастет новое. Надо бросать семена, которые потом взойдут...
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 10 октября