09 декабря 2015
АНСАМБЛЬ, ТАНЦУЮЩИЙ ЖИЗНЬ
Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко возвратился с гастролей по США и Мексике, где дал более 30 концертов.
Сергей ПАВЛЕНКО
Фото из архива Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко
Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко возвратился с гастролей по США и Мексике, где дал более 30 концертов.
Тур был начат в культурной столице Мексики - городе Монтеррее, где проходил ежегодный Международный фестиваль "Санта-Лючия", на который приглашаются известные коллективы разных жанров со всего мира. Обычно они выступают один раз, красноярцы же выходили на мексиканские подмостки дважды. Это было впервые за всю историю фестиваля.
Более того, организаторы высказали пожелание в течение следующего творческого сезона устроить ансамблю танца Сибири большой тур по Мексике.
В общей сложности артисты проехали на автобусе по Америке около 17 тысяч километров, миновали более 25 штатов, начиная с Юты (столица - Солт-Лейк-Сити). Завершились гастроли в городе Фолсом (Калифорния). Иногда в день приходилось преодолевать до 800 километров, а после этого выходить на сцену.
Многие жители США увидели выступление коллектива из Сибири впервые, и во всех городах публика рукоплескала красноярцам стоя.
Всего в американский тур ездила труппа из 51 человека: 46 артистов и представители технических цехов. Причём в работе этих самых цехов принимали участие и заместитель директора, и репетитор, и даже сам худрук.
- На каждом спектакле присутствовали русские семьи, представители нашей диаспоры, но всё-таки в основном была американская публика, которой интересно наше искусство, они им восторгаются,- сказал заместитель директора ансамбля Игорь Роппельт.- Уникальность танцев Годенко до сих пор не раскрыта: станцевали первый номер - аплодисменты, второй - то же самое, но погромче, третий - атмосфера всё накаляется... И в какой-то момент зал непременно взрывается от восторга, и начинается буря оваций.
Зрители, которые бывают на выступлениях красноярцев, все как один утверждают, что такой идущей со сцены энергетики они никогда не ощущали. Несмотря на то, что концерты сибиряков не похожи на современные световые шоу,- они строгие и лаконичные.
- Такой ансамбль, а нас почти 100 человек,- сложный творческий организм. Самая главная его миссия - пропаганда русской культуры и, в частности, сибирского фольклора. Безусловно, и это не секрет,- политическая составляющая здесь присутствует. К чему мы стремимся? К тому самому уникальному моменту, когда не нужно перевода, когда зритель в любой точке мира прекрасно понимает сюжет, красоту, слышит уникальную музыку, видит вручную сделанные, оригинальные костюмы и самое главное - чувствует неповторимую душу, колорит, энергетику, темпоритм выступления ансамбля танца Сибири,- отметил художественный руководитель коллектива Владимир Моисеев.
Пока большинство танцоров находилось на гастролях, оставшаяся часть коллектива знакомила жителей края с историей ансамбля. Состоялось несколько поездок по городам и районам с просветительской целью, тем более что в этом году знаменитый коллектив отмечает 55-летие творческой деятельности.
Кстати, о костюмах. Как рассказал Игорь Роппельт, на одно выступление сибиряков приехали маленькие артисты из коллектива русского народного танца "Матрёшки", созданного в Вашингтоне,- сплошь американцы. Интересно, что костюмы они шьют... в Омске. И это логично, потому что откуда американцу знать все нюансы эстетики русского наряда?
Возникает резонный вопрос: не повлияли ли на отношение к русским введённые против нашей страны американские санкции? Достаточно вспомнить, как встречали сибиряков на Западе в годы холодной войны. Об этом эмоционально рассказал ветеран коллектива, заслуженный артист России Андрей Леонов.
...1978 год. Латинская Америка. Русские танцовщицы из Сибири - все блондинки, все высокого роста, идут красиво, величаво, словно несут самих себя. А на местных географических картах Россия обозначена только до Новосибирска, а далее - сплошная зелёная тайга. Красноярска нет...
Кто-то пустил слух, что у наших девушек... хвосты. Когда красавицы шли через зрительский строй, подсылали мальчишек, чтобы те проверяли наличие этих самых хвостов.
...На американской сцене в 1979 году идёт номер "У колодца". И в это время на сцену выбрасывается крутящееся, будто в эпизоде "Смерть Андрея Болконского" из фильма "Война и мир", ядро. Зритель напрягся. Тишина гробовая. Танцор Виктор Московкин не испугался, подошёл, спокойно взял ядро, зашёл за кулисы, открыл форточку, посмотрел, нет ли кого-то снаружи, и выбросил дымовуху, исходившую отвратительным запахом, на улицу.
Однако дело было сделано. Тогдашняя косметика - не чета нынешней, размывалась быстро. У артисток она, естественно, потекла, но ни одна из них не бросила ведро, не чихнула. Дотанцевали до конца - и зрительный зал аплодировал стоя.
...В Японии в 1982 году, когда ехали в автобусе, другой автобус пошёл на таран. Однако, по мнению Андрея Вячеславовича, сказалась школа Михаила Семёновича: "Сидеть спокойно!" Чужой автобус затормозил в самый последний момент.
Когда подъехали к концертному залу, увидели огромные репродукторы, из которых неслось: "Русские, убирайтесь домой!"
Вышли на сцену. Аншлаг. А в зале сидят те самые японцы, которые на улице кричали.
После концерта спросили, зачем они это сделали? "Мы так хотели посмотреть ваше выступление,- отвечают,- но билетов не было. Нам сказали: "Откричите два с половиной часа - будут вам контрамарки..." И они сидели на концерте и аплодировали...
Слава Богу, в нынешние гастроли ничего подобного не происходило. Как говорит Андрей Леонов, политика политикой, а хореография - по расписанию. Андрей Вячеславович проехал с ансамблем 47 стран, многие не по одному разу, и считает, что такого уникального искусства, как созданное Михаилом Годенко, нет нигде.
Михаил Семёнович мог увидеть зерно хореографического таланта в самоучке с улицы и сделать из него солиста. Великий хореограф искренне считал, что чужую школу трудно сломать, а вот когда её у тебя нет, то ты - пластилин, из которого можно вылепить что угодно. "Заслуга Михаила Годенко в том,- считает Андрей Леонов,- что он давал возможность проявиться артистам в поиске, а сам затем создавал настоящие полотна".
- В рамках проекта "Творческие встречи с артистами ансамбля танца Сибири" состоялось 11 концертов по краю. На каждой встрече мы показываем архивные видеозаписи из частных коллекций, это уникальные кадры, хроника коллектива,- сообщила директор ансамбля Людмила Черепнина.- Были у нас нелёгкие поездки, серьёзные расстояния. Однажды отработали в Минусинске, потом в Шушенском - и в этот же день вернулись в Красноярск... Сейчас впереди сольные концерты в Абакане, Ачинске. А 10 декабря ансамбль вылетит на север края - в Дудинку, Норильск.
- Жизнь продолжается, и творческий коллектив не может остановиться,- убеждён худрук Владимир Моисеев.- Проблема развития творческого наследия стоит и перед нашим ансамблем, и перед другими большими хореографическими коллективами страны, потому что ушёл из жизни не только Годенко. Вспомним Моисеева, Надеждину, Устинову... Сегодня настоящих хореографов, работающих в жанре народно-сценического танца, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако если даже допустить, что эти выдающиеся деятели танца были бы живы, то, поверьте, они ставили б сейчас по-другому. Если хотите, остро, на злобу дня. Время диктует сюжеты, стилистику. И приходящая молодёжь танцует номера, поставленные 50 лет назад, совершенно по-своему, согласно современной эстетике.
Уникальность момента в том, что старые сюжеты выбраны самой жизнью,- продолжил он.- Проживая их на сцене, актёры трансформируют и себя, и зрителя. В этом и есть современность. Когда пять лет назад, в год 50-летия ансамбля, меня пригласили возглавить прославленный коллектив, я выдвинул идею позвать на постановки разных по стилистике и языку хореографов - Николая Андросова, Юрия Копытина, Ивана Фадеева. Что удивительно, не думаю, чтобы любой другой ансамбль это поднял и осилил. Михаил Семёнович тонко чувствовал, на какую тему ставить - "Енисейские речники", "Регулировщицы"... Впрочем, эти номера не всегда приживались. Наш эксперимент, когда было поставлено 14 номеров, а сейчас в репертуаре осталось 6, считаю удачным.
P. S. В Красноярске ближайшие концерты ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко состоятся 20 декабря, в 17.00, и 21 декабря, в 19.00, в Большом зале филармонии.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 28 ноября
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 28 ноября