15 февраля 2016
УШЕДШАЯ ПРОФЕССИЯ В СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Воспоминания киномеханика Абрама Михайловича Иониди о селе Вершино-Рыбном Партизанского района, об ушедшей профессии киномеханика, которой он отдал 42 года.
Автор: Геннадий ВЕРГИЛЕСОВ
Течет река времени, вечно и бесконечно, и нет ей начала и нет ей конца. Река жизни человека, в отличие от времени, имеет начало и когда-то заканчивается. Но если время исчезает бесследно, человеческая жизнь оставляет после себя определенный след. Прожил человек с пользой для общества, значит, оставил позитивный след. Нет пользы для людей – жди негатива. Бывает и такое: прожил человек долгую жизнь, а вспомнить о нем нечего. Но у большей части людей положительное преобладает над плохим.
Таким является и наш земляк Абрам Михайлович Иониди. Старейший житель села Вершино-Рыбное в свои 86 лет не равнодушен к миру, обществу. Многое он повидал на белом свете, практически знал и знает каждого жителя села, у многих помнит даты рождения и ухода на погост. 71 год он безвыездно проживает на второй малой родине, все, от мала до велика, знают его на селе. Тяжелые испытания в предвоенные и военные годы перенес парнишка-грек.
Сегодня, уважаемые мои земляки, я представляю вам его воспоминания. Это воспоминания о родном селе Вершино-Рыбном, профессии киномеханика, которой он отдал 42 года, и которой не стало на селе. Вспоминает ветеран о коллегах-киномеханиках района, о становлении и развитии культуры в селе, в Партизанском районе, дает оценку сегодняшней жизни. В свои преклонные годы он обладает кипучей и колоссальной энергией, темпераментом, который присущ многим южанам. А отличная память делает его бесценным и богатейшим живым источником истории села, района. Такое качество характера, как коллективизм, позволяет ему поддерживать тесные жизненные связи со многими сельчанами, особенно с пенсионерами. Воспоминания охватывают период с 1944 года по настоящее время. Вот что рассказывает ветеран.
Мечта сбывается
– В 1944 году, находясь в ссылке, наша семья переезжает жить из деревни Вилистая в село Вершино-Рыбное. Первое время не мог привыкнуть, что речка Рыбная не такая как Мана, ведь красавица Мана полноводнее, шире, красивая природа вокруг. Рыбы в ней поболее, хотя в те годы много еще было рыбы и в Рыбной. Щука, налим тогда не редкость были у многих сельчан на столе.
В 15 лет мне, пацану, нашлась работа в колхозе. Как и десятки мальчишек в селе, я часто работал на лошадях – вся работа в колхозе осуществлялась в основном на конной тяге. Особенно много работы было летом, при заготовке кормов. Зимой было больше свободного времени. По вечерам ходил в сельский клуб, который располагался в конце улицы Советская. Клуб был на взгорке, на самом видном месте села у пожарной каланчи (в те годы она уже не работала). В народе ее звали «пожарка». Построенная еще в царское время, она в то время успешно выполняла роль дозорного пожарного поста. Караульный наверху хорошо обозревал окрестности села Вершино-Рыбного, видно было и деревню Солонечно-Талое. В случае обнаружения пожара, он бил в набат. Были лошади с пожарной бочкой и пожарные.
Рядом с пожаркой стояло бревенчатое здание, примерно 15-метровое, тогдашнего клуба. В этом клубе по вечерам крутили кино. Кино было немое. После войны во многих сельских населенных пунктах показывали такое кино. Хорошо помню, что киномехаником работал с 1947 по 1950 годы Александр Бородач. Затем киномехаником был Карл Андреевич Машш, немец. Я приходил в клуб и очень внимательно смотрел, как показывают кино. Мне было интересно, как вращаются бобины с кинолентой, трещит аппарат, передвигаются люди на простыне, прибитой к стене. Затем постепенно появились настоящие экраны, сначала маленькие, потом большие. Звука не было, но были надписи. Кто-нибудь из зрителей, кто хорошо читал, вслух громко прочитывал их. Возможны были и повторения просмотра кадров.
В то время электричества не было. Для кино электроэнергию получали с помощью динамо. Киномеханик набирал команду, в основном, пацанов, которые крутили динамо. Таким образом появлялась возможность посмотреть кино бесплатно. Каждый из команды стремился побыстрее открутить свою часть, а потом спокойно смотреть фильм. В эту бригаду иногда попадал и я. Вот тогда-то и появилась у меня мечта стать киномехаником. Мир экрана завораживал и притягивал новизной.
В начале 1950 годов в селе появилось звуковое кино. Моя мечта сбылась наконец: в 1954 году меня принимают на работу помощником киномеханика Карла Машша. Начинал работать еще в старом клубе, в здании которого ранее располагалась церковная сторожка и кладовые церкви. Церкви уже давно не было, сгорела в начале 30-х годов, а подсобное помещение сохранилось. Говорят, красивый храм был. Он стоял недалеко, на расстоянии нескольких десятков метров.
Вскоре колхоз стал строить новый клуб рядышком со старым, но перпендикулярно ему. Восточная сторона нового клуба как раз выходила на памятник красным партизанам. К 40-летию советской власти памятник в 1957 году и построили.
Я был направлен на курсы киномехаников в город Красноярск. Когда через полгода вернулся, стал работать уже в новом клубе. Было это в 1955 году.
Кинопередвижки
– Как я говорил, у нас в Вершино-Рыбном в начале 50-х годов появилось звуковое кино. В сельской местности его чаще всего показывали кинопередвижки. Что такое – кинопередвижка? Киноаппарат, бензиновый движок Л-3 с генератором, репродуктор и соединительные провода. Обслуживали кинопередвижку механик и его помощник. Каждый колхоз выделял гужевой транспорт для доставки киноустановки к зрителям в тот или иной населенный пункт. В Партизанском районе было несколько таких установок. Каждая обслуживала свой участок из нескольких сел и деревень.
В Вершино-Рыбное на передвижке, когда еще не было стационара, приезжали другие киномеханики. Я назову фамилии тех, кого помню.
Александр Васильевич Южаков, позднее он станет известным в районе руководителем СПТУ, Партизанского сельсовета, КБО. Эти организации он возглавлял в разное время и у многих жителей района оставил неплохие отзывы. У нас в селе работали также Александр Георгиевич Дорогаев – фронтовик, Григорий Ковальков, Сергей Бобров, который обслуживал, кроме нашего села, еще Аргазу, Солонечно-Талое, Кожелак, Выселки.
Часто киномеханикам и их помощникам во время выезда приходилось ночевать в тех населенных пунктах, где они ставили кино. Фильмы демонстрировались вечером, а зимой темнело рано. Иногда такие «командировки» заканчивались скандалом или даже раздором в семье киномеханика. Бывало и другое – зарождалась новая семья. Так было и с Александром Южаковым: он, работая на кинопередвижке, познакомился со своей будущей женой Клавдией Гернего. Тогда она проживала в деревне Солонечно-Талое.
Обычно кинопередвижка появлялась в селе или деревне два раза в неделю. К 60-м годам, когда электросети появились в большинстве населенных пунктов Партизанского района, постепенно необходимость в них отпала, так как в крупных деревнях и селах стало появляться стационарное кино. Материальная база районной кинофикации, колхозов и совхозов окрепла, что позволило улучшить работу постоянных киноустановок. Улучшились и тесные связи руководства райотдела культуры с директорами и председателями сельских хозяйств. Все больше и больше практическая работа киноустановок, штата сельских клубов переходила в руки месткомов (рабочкомов). В итоге профсоюзы сельхозпредприятий района полностью взяли под контроль работу сельских клубов.
Подводя итог о работе кинопередвижек, скажу: свою положительную роль, необходимую работу они тогда выполнили успешно, заложив прочный фундамент для массовой кинофикации Партизанского района.
Несмотря на только что отгремевшую такую страшную и кровопролитную войну, страна залечивала раны. Народ приобщали к культуре. Одной из форм ее было кино – самое доступное и массовое зрелище для народа. Но самое главное, что делало кино – приобщало к коллективизму, общению, состраданию. Кино, в первую очередь, давало заряд патриотизма. Все хорошо помнят: после войны маленькие дети в войну, но никто из них не хотел выполнять роль фашиста.
Я думаю, что для оживления сельской жизни сегодня не помешали бы новые кинопередвижки.
Неутомимые труженики сельской культуры
– Я ранее назвал несколько фамилий моих коллег, которые работали на передвижных киноустановках. Мне тоже приходилось работать на кинопередвижке. Иногда со своими фильмами ездил по округе и показывал их.
Жизнь двигалась вперед. К 60-м годам ХХ века почти везде в Партизанском районе появилось звуковое стационарное кино. Нам, киношникам, забот хватало: банки с фильмами с почты таскали кто на чем, отдельный транспорт власть не давала. Подписывали и расклеивали афиши в людных местах. Фильмы ставили не только в клубе, демонстрировали в красном уголке на ферме, в школе, МТС. Клубы оснащались постоянными источниками электропитания, современной киноаппаратурой, которая размещалась в спецпомещениях – кинобудках. Редко в какой деревне не было своего киномеханика. Ну а там, где не было, приглашали специалиста из другого населенного пункта. Например, Василий Дровников долго работал со мной помощником. Затем лет пять отработал киномехаником в Ивановке и Новомихайловке. Только потом в этих деревнях появились свои доморощенные спецы.
За свою долгую трудовую жизнь в кинопрокате я практически узнал всех тех людей, которые по вечерам в своих населенных пунктах несли людям отдых и наслаждение после трудового дня. Вот они, мои соратники по ремеслу.
Село Вершино-Рыбное. Александр Бородач; Карл Машш – первый стал работать в стационаре, мой хороший учитель; Геннадий Грузьдев – мой помощник; Николай Чуриков – моторист, обеспечивал, электричеством установку, обслуживал бензиновый движок вместе с генератором. В 2015 году Николаю Федосовичу исполнилось 80 лет! Проживает в селе Вершино-Рыбном.
В разное время работали со мной помощниками Василий Дровников, Регелий Дубровицкий, Владимир Крусь, Виктор Лой, Владимир Иванов, Владимир Шкаликов. Большинство из ник потом выросли в профессии. Некоторые стали киномеханиками, проработав определенное время в других клубах.
Деревня Ивановка. Работали киномеханиками, кроме Василия Дровникова, Геннадий Дрозд, Виктор Бушуев, Николай Беляев.
Деревня Ивашиха. Долго работал киномехаником Михаил Иванович Лапшин.
Деревня Аргаза. Сергей Бобров сначала работал на передвижке, далее на стационаре. Очень плодотворно работал в годы строительства железной дороги Абакан-Тайшет. Было это в конце 50-х – первой половине 60-х. Народа тогда в этой маленькой деревушке проживало очень много. Отгрохали строители в деревне большой просторный клуб. Это было здание из щитовых панелей. Народ в основном молодой валил на кино гурьбой, и план всегда выполнялся.
Деревня Солонечно-Талое. В этом населенном пункте долго работал мой хороший друг Эдуард Ааль. Мы с ним вместе проработали в кинофикации 35 лет, не менее. Охотились, рыбачили. Я хорошо знал не только Эдика, но и всю его семью.
Деревня Кожелак. Здесь работал мой хороший товарищ Федор Петрович Перебейнос, фронтовик, орденоносец, отличный семьянин. Десятерых детей вырастил, воспитал, всем дал образование. Им, можно сказать, повезло с таким отцом. Я его уважал за трудолюбие, честное отношение к труду, бескорыстие. Вообще, я часто прислушивался к его советам и чтил его, как старшего товарища. Фронтовик Федор Перебейнос никогда не хвастался подвигами и наградами, был скромен в быту и на работе. Для нас, более молодых, он во многом был примером в жизни. Федор Петрович любил свою жену, детей. Прожил долгую, честную трудовую жизнь, пользовался большим уважением своих земляков. Несколько месяцев назад его не стало. Он умер в возрасте 90 лет. Вечная память моему дорогому товарищу!
Село Иннокентьевка. Григорий Апанасенко работал киномехаником. Михаил Морозов вместе со мной в 1955 году был на курсах в Красноярске.
Село Стойба. Владимир Акамелков. Поселок Запасной Имбеж. Киномеханик Цих, Василий Рывков и другие. Деревня Кой. Коптев, Анатолий Севастьянов. Поселок Мина.более 35 лет проработал киномехаником Андрей Максюта.
Село Партизанское. в райцентре работало много хороших специалистов нашей профессии. Некоторые из них были мастера высокой пробы. Кроме РДК, был еще клуб в колхозе «Победа». Остались в памяти образы Гриши Ковалькова, Николая Ложенко, Владимира Апонасенко. Жена Владимира, Мария, сама проработала киномехаником двенадцать лет. Одна из немногих женщин, она не хуже мужчин трудилась.
Нас осталось немного в живых, единицы, с кем я работал, в том числе и уважаемая мною Мария. Всех благ и здоровья я желаю ей и ее семье.
Заканчивая свой рассказ о моих друзьях-товарищах, с которыми пришлось трудиться не один десяток лет, скажу: некоторым моим соратникам по ремеслу профессия киномеханика стала стартовым трамплином в росте карьеры. Так было с Александром Южаковым. О нем я уже говорил. Вырос в карьере и Николай Ложенко. В свое время работал директором районного Дома культуры, возглавлял районный совет ветеранов войны и труда.
И еще немного о профессии киномеханика. Во второй половине ХХ века эта профессия, на мой взгляд, была элитной на селе. Киномеханик - это король зрительного зала, уважаемый человек, это проводник, носитель передовых идей и взглядов сельского общества. Он, в прямом смысле, был агитатором, пропагандистом всего нового, передового не только в искусстве, но и в жизни.
Пожарная «эстафета»
– Возвращаюсь к родному селу Вершино-Рыбному в 60-е годы. Культуру, помимо нашего брата – работника кинофикации, несли и многие другие люди. Кино демонстрировалось в клубах. А клубы обслуживали штаты: заведующий, кассиры, технички. Это потом появились методист, ответственные за работу и руководители кружков и так далее.
По мере возможностей сельские хозяйства через профсоюзы вместе с районным отделом культуры обеспечивали работу клубов и контролировали ее.
Но самую главную работу в воспитательно-просветительской сфере нашей культуры осуществляли библиотеки сел и деревень. До войны они часто назывались избы-читальни. В библиотеках района работали люди, многих из которых я тоже знал лично. Это замечательные люди, любящие свое дело. Но, прежде чем говорить о них, расскажу о том, как в Вершино-Рыбном горели клубы.
К 1952 году у нас был построен новый красивый небольшой клуб. Как сейчас помню: компактный зрительный зал, сцена, экран, балкончик-ложа. Потолок был относительно высок, подшит фанерой, покрашен синей краской. Во время танцев по субботам зрительный зал превращался в танцевальный зал. Патефон, баян, гармонь, инструменты, создающие музыку танца. Было очень много молодежи, а значит, шумно и весело. Была прихожая небольшая прихожая – фойе.
Танцы проходили при освещении подвешенными керосиновыми лампами. Когда колхоз или сельсовет проводили свои публичные массовые мероприятия (собрания, сессии, праздничные концерты и так далее), меня обязывали подавать в клуб электричество. Моторист заводил бензиновый движок, и свет подавался в помещение. Движок находился под высоким крыльцом, по которому заходили в кинобудку. Клуб был огорожен изгородью из штакетника. Внутри изгороди недалеко располагалась волейбольная площадка. Летом на ней часто проходили спортивные баталии. Прекрасно помню отличных волейболистов. Это двоюродные братья Викторы Тезики. Неплохо играл Владимир Шкаликов, Александр Бизюков, Ефим Антипин, Михаил Маханьков и другие. Немного позднее отличным спортсменом стал Геннадий Митковский и некоторые другие из числа сельской молодежи.
В фойе клуба стоял небольшой бильярд. На нем «сражались» мужики более старшего возраста. Играли азартно, увлеченно, часто на спор и во время сеансов и тогда, когда фильмы не демонстрировались.
Зимой 1960 года я был направлен в Аргазу показывать строителям железной дороги Абакан-Тайшет фильм. Вернувшись домой, с огорчением узнал, что клуб мой сгорел. Тогда техничкой работала Мария Шевцова, она протапливала две кирпичные печи в клубе. До сих пор не знаю причину пожара. Но хорошо, что тогда в Вершино-Рыбном работал второй клуб на территории Красно-Партизанской МТС. Его заведующей была Валентина Гавриловна Лукьяненко, сегодня она – Гладких.
Так постоянным местом моей работы стал клуб МТС. Это здание стояло недалеко от конторы совхоза, а рядом – двухэтажное бревенчатое. На первом этаже размещалась библиотека МТС – там работала Нина Цих. Многие пользовались книгами, газетами данной библиотеки.
В те годы в МТС работали механизаторы из близлежащих колхозов, которые входили в состав Красно-Партизанской машинно-тракторной станции. Рембаза располагалась в Вершино-Рыбном. Работали по графику, так как для одновременного ремонта техники всех колхозов не хватало помещений. После трудового дня для механизаторов всегда были предоставлены общежитие, клуб, библиотека.
В 1961 году и этот клуб МТС сгорает. Мне со своей командой приходится переселяться уже в третий клуб. Это был щитовой домик, который предоставили нам строители железной дороги. Расположен он был в районе сегодняшней школы. Загорается и третий клуб, но вовремя потушили.
После первого пожара будущий первый директор совхоза «Партизанский» Иван Николаевич Голиков принимает решение строить большое, просторное, с огромными окнами здание современного клуба. Сегодня это здание стоит на прежнем месте вот уже полвека, и каждый житель знает клуб.
Как вновь образованному сельхозпредприятию, совхозу «Партизанский», имевшему статус государственного, постановлением правительства полагались определенные финансовые вложения, и в первую очередь, на строительство жилья. Первый директор совхоза, товарищ Голиков, умело использовал вложения и построил не только жилье для рабочих. Строились и объекты соцкультбыта на селе.
Около двух лет строился новый клуб, и в комплексе с ним рабочие совхоза возводили корпуса больничного городка, детского сада. Клуб ударными темпами строила бригада строителей из деревни Новомихайловка. Бригадой умело и энергично руководил Владимир Коршин. Рабочих возили на грузовой машине, оборудованной простыми лавочками. Строителей было много, иногда все не вмещались.
Осенью 1964 года клуб справил новоселье. Это была радость не только для нас, работников культуры, но в первую очередь, для всех жителей моего, ставшего родным села Вершино-Рыбного.
Мы все делали одно общее дело
– Все киномеханики района работали под общим руководством районной кинофикации, райотдела культуры. Первым моим непосредственным начальником был директор районной кинофикации Виталий Яковлевич Юносов, затем Михаил Данилович Родкин – герой Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 1945 года, орденоносец. Он отлично воевал на фронте, отлично трудился там, где ему доверяли и предлагали. Недаром библиотека в селе Партизанском носит его имя.
Помню Виктора Емельянова и других товарищей. До сих пор у меня остались хорошие отношения с Ириной Владимировной Журавлевой, ведь я работал не только под ее руководством, но и под руководством ее матери, Валентины Корнеевны Журавлевой. Вспоминаю Семена Степановича Иванчикова, также работал киномехаником в Партизанском Иван Васильевич Битель и другие мои товарищи.
Мы работали каждый на своем участке, делали одно общее дело – приобщали население к культуре во многих сферах жизни.
Огромную работу проводили наши сельские библиотекари. Тогда, в 50-60-е годы в Вершино-Рыбном работали три библиотеки. Сельская библиотека, которая стала филиалом районной библиотеки. Школьная библиотека была в небольшом подсобном помещении на территории школы. Сегодня этого здания нет, а территория принадлежит Верхне-Манскому лесхозу (лесничеству). И библиотека МТС. Из всех трех зданий сохранилось то, в котором работала в советские годы наша сельская библиотека. Это двухэтажное деревянное здание, где сейчас находится дом для верующих.
В то время у библиотекарей было много дел. Помимо своей основной работы с читателями, они еще несли мир книги и знаний в производство, были активными участниками воспитательного процесса населения. Это и выпуск боевых листков в отделениях и бригадах совхоза «Партизанский», молний о трудовых успехах своих земляков, сатирических выпусков, бичующих и критикующих пьяниц и расхитителей социалистической собственности, и многое другое.
Это были настоящие труженики идеологического фронта. Во многих случаях библиотеки были рупором решений партии и правительства. Хорошо помню школьного библиотекаря Бориса Эдвиновича Швабауэра. Многих ребятишек нашего села он научил любить книгу, а значит, любить знания. В библиотеке МТС работала Нина Цих. К сожалению, больше о ней ничего не знаю.
Но самую главную роль в селе выполняла наша сельская библиотека. В разное время в ней работали Роза Васильевна Рябова, Зинаида Ивановна Луценко, Валентина Григорьевна Блинкова (Вайцель). Сегодня Зинаида Ивановна живет в ближнем зарубежье, столице Белоруссии городе-герое Минске. Роза Васильевна проживает в селе Партизанском, а Валентина Григорьевна – дома, в селе Вершино-Рыбном. Честно и добросовестно трудилась всю свою жизнь библиотекарем Галина Степановна Хмелькова. Все эти женщины сегодня на заслуженном отдыхе. Некоторое время работали в библиотеке Лариса Сущинская, Валентина Свиридова, Лидия Сергиенко, Анна Груздева.
Сегодня нашей сельской библиотекой руководит уже много лет Елена Петровна Андреева. В своей работе она достигла больших успехов, имеет поощрения, награды разных уровней, честно и принципиально относится к своей работе. Под ее началом библиотека неоднократно выигрывала гранты, и в районе находится на лучшем счету.
Не могу не сказать о легендарном библиотекаре из Солонечно-Талого Надежде Дмитриевне Лифантьевой. За свой самоотверженный труд она имеет правительственные награды: орден Трудовой Славы III степени и медаль «За доблестный труд».
Наши библиотекари внесли достойный вклад в становление и развитие села и его общественной жизни.
Вспоминаю с ностальгией: работал с интересом, удовольствием. В день крутил по пять-шесть сеансов. Зрительный зал набивался до отказа, по 250-300 человек. Временами мест всем не хватало посмотреть любимое кино или какой-нибудь концерт клубной или школьной самодеятельности. Приезжали артисты краевой филармонии или цирковые артисты. В последние годы в клубе выступали хоры совхоза «Партизанский» и мехлесхоза «Верхне-Манский». Между ним шло негласное соревнование.
У многих зрителей были любимые артисты кино. Популярной и любимой тогда была Марина Ладынина и фильмы с ее участием «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Сказание о земле сибирской», «В 6 часов вечера после войны», «Секретарь райкома». Любили индийское кино «Господин 420», «Тарзан» и другие. На некоторые фильмы зрители ходили по два-три раза, например, «Свадьба в Малиновке», «Тихий Дон», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука».
Сегодня из всей большой группы моих соратников по труду остались в живых единицы. В селе Партизанском проживает одна из немногих женщин-киномехаников Мария Кирилловна Апонасенко, в Вершино-Рыбном – моторист Николай Федосович Чуриков. Им и всем жителям села и района желаю здоровья и счастья! Пусть дети и внуки потомков наших помнят и чтят своих предков, пусть будут преданы своей земле и Родине!
Источник: Вместе с вами. 2016. № 2 (14 января)
Течет река времени, вечно и бесконечно, и нет ей начала и нет ей конца. Река жизни человека, в отличие от времени, имеет начало и когда-то заканчивается. Но если время исчезает бесследно, человеческая жизнь оставляет после себя определенный след. Прожил человек с пользой для общества, значит, оставил позитивный след. Нет пользы для людей – жди негатива. Бывает и такое: прожил человек долгую жизнь, а вспомнить о нем нечего. Но у большей части людей положительное преобладает над плохим.
Таким является и наш земляк Абрам Михайлович Иониди. Старейший житель села Вершино-Рыбное в свои 86 лет не равнодушен к миру, обществу. Многое он повидал на белом свете, практически знал и знает каждого жителя села, у многих помнит даты рождения и ухода на погост. 71 год он безвыездно проживает на второй малой родине, все, от мала до велика, знают его на селе. Тяжелые испытания в предвоенные и военные годы перенес парнишка-грек.
Сегодня, уважаемые мои земляки, я представляю вам его воспоминания. Это воспоминания о родном селе Вершино-Рыбном, профессии киномеханика, которой он отдал 42 года, и которой не стало на селе. Вспоминает ветеран о коллегах-киномеханиках района, о становлении и развитии культуры в селе, в Партизанском районе, дает оценку сегодняшней жизни. В свои преклонные годы он обладает кипучей и колоссальной энергией, темпераментом, который присущ многим южанам. А отличная память делает его бесценным и богатейшим живым источником истории села, района. Такое качество характера, как коллективизм, позволяет ему поддерживать тесные жизненные связи со многими сельчанами, особенно с пенсионерами. Воспоминания охватывают период с 1944 года по настоящее время. Вот что рассказывает ветеран.
Мечта сбывается
– В 1944 году, находясь в ссылке, наша семья переезжает жить из деревни Вилистая в село Вершино-Рыбное. Первое время не мог привыкнуть, что речка Рыбная не такая как Мана, ведь красавица Мана полноводнее, шире, красивая природа вокруг. Рыбы в ней поболее, хотя в те годы много еще было рыбы и в Рыбной. Щука, налим тогда не редкость были у многих сельчан на столе.
В 15 лет мне, пацану, нашлась работа в колхозе. Как и десятки мальчишек в селе, я часто работал на лошадях – вся работа в колхозе осуществлялась в основном на конной тяге. Особенно много работы было летом, при заготовке кормов. Зимой было больше свободного времени. По вечерам ходил в сельский клуб, который располагался в конце улицы Советская. Клуб был на взгорке, на самом видном месте села у пожарной каланчи (в те годы она уже не работала). В народе ее звали «пожарка». Построенная еще в царское время, она в то время успешно выполняла роль дозорного пожарного поста. Караульный наверху хорошо обозревал окрестности села Вершино-Рыбного, видно было и деревню Солонечно-Талое. В случае обнаружения пожара, он бил в набат. Были лошади с пожарной бочкой и пожарные.
Рядом с пожаркой стояло бревенчатое здание, примерно 15-метровое, тогдашнего клуба. В этом клубе по вечерам крутили кино. Кино было немое. После войны во многих сельских населенных пунктах показывали такое кино. Хорошо помню, что киномехаником работал с 1947 по 1950 годы Александр Бородач. Затем киномехаником был Карл Андреевич Машш, немец. Я приходил в клуб и очень внимательно смотрел, как показывают кино. Мне было интересно, как вращаются бобины с кинолентой, трещит аппарат, передвигаются люди на простыне, прибитой к стене. Затем постепенно появились настоящие экраны, сначала маленькие, потом большие. Звука не было, но были надписи. Кто-нибудь из зрителей, кто хорошо читал, вслух громко прочитывал их. Возможны были и повторения просмотра кадров.
В то время электричества не было. Для кино электроэнергию получали с помощью динамо. Киномеханик набирал команду, в основном, пацанов, которые крутили динамо. Таким образом появлялась возможность посмотреть кино бесплатно. Каждый из команды стремился побыстрее открутить свою часть, а потом спокойно смотреть фильм. В эту бригаду иногда попадал и я. Вот тогда-то и появилась у меня мечта стать киномехаником. Мир экрана завораживал и притягивал новизной.
В начале 1950 годов в селе появилось звуковое кино. Моя мечта сбылась наконец: в 1954 году меня принимают на работу помощником киномеханика Карла Машша. Начинал работать еще в старом клубе, в здании которого ранее располагалась церковная сторожка и кладовые церкви. Церкви уже давно не было, сгорела в начале 30-х годов, а подсобное помещение сохранилось. Говорят, красивый храм был. Он стоял недалеко, на расстоянии нескольких десятков метров.
Вскоре колхоз стал строить новый клуб рядышком со старым, но перпендикулярно ему. Восточная сторона нового клуба как раз выходила на памятник красным партизанам. К 40-летию советской власти памятник в 1957 году и построили.
Я был направлен на курсы киномехаников в город Красноярск. Когда через полгода вернулся, стал работать уже в новом клубе. Было это в 1955 году.
Кинопередвижки
– Как я говорил, у нас в Вершино-Рыбном в начале 50-х годов появилось звуковое кино. В сельской местности его чаще всего показывали кинопередвижки. Что такое – кинопередвижка? Киноаппарат, бензиновый движок Л-3 с генератором, репродуктор и соединительные провода. Обслуживали кинопередвижку механик и его помощник. Каждый колхоз выделял гужевой транспорт для доставки киноустановки к зрителям в тот или иной населенный пункт. В Партизанском районе было несколько таких установок. Каждая обслуживала свой участок из нескольких сел и деревень.
В Вершино-Рыбное на передвижке, когда еще не было стационара, приезжали другие киномеханики. Я назову фамилии тех, кого помню.
Александр Васильевич Южаков, позднее он станет известным в районе руководителем СПТУ, Партизанского сельсовета, КБО. Эти организации он возглавлял в разное время и у многих жителей района оставил неплохие отзывы. У нас в селе работали также Александр Георгиевич Дорогаев – фронтовик, Григорий Ковальков, Сергей Бобров, который обслуживал, кроме нашего села, еще Аргазу, Солонечно-Талое, Кожелак, Выселки.
Часто киномеханикам и их помощникам во время выезда приходилось ночевать в тех населенных пунктах, где они ставили кино. Фильмы демонстрировались вечером, а зимой темнело рано. Иногда такие «командировки» заканчивались скандалом или даже раздором в семье киномеханика. Бывало и другое – зарождалась новая семья. Так было и с Александром Южаковым: он, работая на кинопередвижке, познакомился со своей будущей женой Клавдией Гернего. Тогда она проживала в деревне Солонечно-Талое.
Обычно кинопередвижка появлялась в селе или деревне два раза в неделю. К 60-м годам, когда электросети появились в большинстве населенных пунктов Партизанского района, постепенно необходимость в них отпала, так как в крупных деревнях и селах стало появляться стационарное кино. Материальная база районной кинофикации, колхозов и совхозов окрепла, что позволило улучшить работу постоянных киноустановок. Улучшились и тесные связи руководства райотдела культуры с директорами и председателями сельских хозяйств. Все больше и больше практическая работа киноустановок, штата сельских клубов переходила в руки месткомов (рабочкомов). В итоге профсоюзы сельхозпредприятий района полностью взяли под контроль работу сельских клубов.
Подводя итог о работе кинопередвижек, скажу: свою положительную роль, необходимую работу они тогда выполнили успешно, заложив прочный фундамент для массовой кинофикации Партизанского района.
Несмотря на только что отгремевшую такую страшную и кровопролитную войну, страна залечивала раны. Народ приобщали к культуре. Одной из форм ее было кино – самое доступное и массовое зрелище для народа. Но самое главное, что делало кино – приобщало к коллективизму, общению, состраданию. Кино, в первую очередь, давало заряд патриотизма. Все хорошо помнят: после войны маленькие дети в войну, но никто из них не хотел выполнять роль фашиста.
Я думаю, что для оживления сельской жизни сегодня не помешали бы новые кинопередвижки.
Неутомимые труженики сельской культуры
– Я ранее назвал несколько фамилий моих коллег, которые работали на передвижных киноустановках. Мне тоже приходилось работать на кинопередвижке. Иногда со своими фильмами ездил по округе и показывал их.
Жизнь двигалась вперед. К 60-м годам ХХ века почти везде в Партизанском районе появилось звуковое стационарное кино. Нам, киношникам, забот хватало: банки с фильмами с почты таскали кто на чем, отдельный транспорт власть не давала. Подписывали и расклеивали афиши в людных местах. Фильмы ставили не только в клубе, демонстрировали в красном уголке на ферме, в школе, МТС. Клубы оснащались постоянными источниками электропитания, современной киноаппаратурой, которая размещалась в спецпомещениях – кинобудках. Редко в какой деревне не было своего киномеханика. Ну а там, где не было, приглашали специалиста из другого населенного пункта. Например, Василий Дровников долго работал со мной помощником. Затем лет пять отработал киномехаником в Ивановке и Новомихайловке. Только потом в этих деревнях появились свои доморощенные спецы.
За свою долгую трудовую жизнь в кинопрокате я практически узнал всех тех людей, которые по вечерам в своих населенных пунктах несли людям отдых и наслаждение после трудового дня. Вот они, мои соратники по ремеслу.
Село Вершино-Рыбное. Александр Бородач; Карл Машш – первый стал работать в стационаре, мой хороший учитель; Геннадий Грузьдев – мой помощник; Николай Чуриков – моторист, обеспечивал, электричеством установку, обслуживал бензиновый движок вместе с генератором. В 2015 году Николаю Федосовичу исполнилось 80 лет! Проживает в селе Вершино-Рыбном.
В разное время работали со мной помощниками Василий Дровников, Регелий Дубровицкий, Владимир Крусь, Виктор Лой, Владимир Иванов, Владимир Шкаликов. Большинство из ник потом выросли в профессии. Некоторые стали киномеханиками, проработав определенное время в других клубах.
Деревня Ивановка. Работали киномеханиками, кроме Василия Дровникова, Геннадий Дрозд, Виктор Бушуев, Николай Беляев.
Деревня Ивашиха. Долго работал киномехаником Михаил Иванович Лапшин.
Деревня Аргаза. Сергей Бобров сначала работал на передвижке, далее на стационаре. Очень плодотворно работал в годы строительства железной дороги Абакан-Тайшет. Было это в конце 50-х – первой половине 60-х. Народа тогда в этой маленькой деревушке проживало очень много. Отгрохали строители в деревне большой просторный клуб. Это было здание из щитовых панелей. Народ в основном молодой валил на кино гурьбой, и план всегда выполнялся.
Деревня Солонечно-Талое. В этом населенном пункте долго работал мой хороший друг Эдуард Ааль. Мы с ним вместе проработали в кинофикации 35 лет, не менее. Охотились, рыбачили. Я хорошо знал не только Эдика, но и всю его семью.
Деревня Кожелак. Здесь работал мой хороший товарищ Федор Петрович Перебейнос, фронтовик, орденоносец, отличный семьянин. Десятерых детей вырастил, воспитал, всем дал образование. Им, можно сказать, повезло с таким отцом. Я его уважал за трудолюбие, честное отношение к труду, бескорыстие. Вообще, я часто прислушивался к его советам и чтил его, как старшего товарища. Фронтовик Федор Перебейнос никогда не хвастался подвигами и наградами, был скромен в быту и на работе. Для нас, более молодых, он во многом был примером в жизни. Федор Петрович любил свою жену, детей. Прожил долгую, честную трудовую жизнь, пользовался большим уважением своих земляков. Несколько месяцев назад его не стало. Он умер в возрасте 90 лет. Вечная память моему дорогому товарищу!
Село Иннокентьевка. Григорий Апанасенко работал киномехаником. Михаил Морозов вместе со мной в 1955 году был на курсах в Красноярске.
Село Стойба. Владимир Акамелков. Поселок Запасной Имбеж. Киномеханик Цих, Василий Рывков и другие. Деревня Кой. Коптев, Анатолий Севастьянов. Поселок Мина.более 35 лет проработал киномехаником Андрей Максюта.
Село Партизанское. в райцентре работало много хороших специалистов нашей профессии. Некоторые из них были мастера высокой пробы. Кроме РДК, был еще клуб в колхозе «Победа». Остались в памяти образы Гриши Ковалькова, Николая Ложенко, Владимира Апонасенко. Жена Владимира, Мария, сама проработала киномехаником двенадцать лет. Одна из немногих женщин, она не хуже мужчин трудилась.
Нас осталось немного в живых, единицы, с кем я работал, в том числе и уважаемая мною Мария. Всех благ и здоровья я желаю ей и ее семье.
Заканчивая свой рассказ о моих друзьях-товарищах, с которыми пришлось трудиться не один десяток лет, скажу: некоторым моим соратникам по ремеслу профессия киномеханика стала стартовым трамплином в росте карьеры. Так было с Александром Южаковым. О нем я уже говорил. Вырос в карьере и Николай Ложенко. В свое время работал директором районного Дома культуры, возглавлял районный совет ветеранов войны и труда.
И еще немного о профессии киномеханика. Во второй половине ХХ века эта профессия, на мой взгляд, была элитной на селе. Киномеханик - это король зрительного зала, уважаемый человек, это проводник, носитель передовых идей и взглядов сельского общества. Он, в прямом смысле, был агитатором, пропагандистом всего нового, передового не только в искусстве, но и в жизни.
Пожарная «эстафета»
– Возвращаюсь к родному селу Вершино-Рыбному в 60-е годы. Культуру, помимо нашего брата – работника кинофикации, несли и многие другие люди. Кино демонстрировалось в клубах. А клубы обслуживали штаты: заведующий, кассиры, технички. Это потом появились методист, ответственные за работу и руководители кружков и так далее.
По мере возможностей сельские хозяйства через профсоюзы вместе с районным отделом культуры обеспечивали работу клубов и контролировали ее.
Но самую главную работу в воспитательно-просветительской сфере нашей культуры осуществляли библиотеки сел и деревень. До войны они часто назывались избы-читальни. В библиотеках района работали люди, многих из которых я тоже знал лично. Это замечательные люди, любящие свое дело. Но, прежде чем говорить о них, расскажу о том, как в Вершино-Рыбном горели клубы.
К 1952 году у нас был построен новый красивый небольшой клуб. Как сейчас помню: компактный зрительный зал, сцена, экран, балкончик-ложа. Потолок был относительно высок, подшит фанерой, покрашен синей краской. Во время танцев по субботам зрительный зал превращался в танцевальный зал. Патефон, баян, гармонь, инструменты, создающие музыку танца. Было очень много молодежи, а значит, шумно и весело. Была прихожая небольшая прихожая – фойе.
Танцы проходили при освещении подвешенными керосиновыми лампами. Когда колхоз или сельсовет проводили свои публичные массовые мероприятия (собрания, сессии, праздничные концерты и так далее), меня обязывали подавать в клуб электричество. Моторист заводил бензиновый движок, и свет подавался в помещение. Движок находился под высоким крыльцом, по которому заходили в кинобудку. Клуб был огорожен изгородью из штакетника. Внутри изгороди недалеко располагалась волейбольная площадка. Летом на ней часто проходили спортивные баталии. Прекрасно помню отличных волейболистов. Это двоюродные братья Викторы Тезики. Неплохо играл Владимир Шкаликов, Александр Бизюков, Ефим Антипин, Михаил Маханьков и другие. Немного позднее отличным спортсменом стал Геннадий Митковский и некоторые другие из числа сельской молодежи.
В фойе клуба стоял небольшой бильярд. На нем «сражались» мужики более старшего возраста. Играли азартно, увлеченно, часто на спор и во время сеансов и тогда, когда фильмы не демонстрировались.
Зимой 1960 года я был направлен в Аргазу показывать строителям железной дороги Абакан-Тайшет фильм. Вернувшись домой, с огорчением узнал, что клуб мой сгорел. Тогда техничкой работала Мария Шевцова, она протапливала две кирпичные печи в клубе. До сих пор не знаю причину пожара. Но хорошо, что тогда в Вершино-Рыбном работал второй клуб на территории Красно-Партизанской МТС. Его заведующей была Валентина Гавриловна Лукьяненко, сегодня она – Гладких.
Так постоянным местом моей работы стал клуб МТС. Это здание стояло недалеко от конторы совхоза, а рядом – двухэтажное бревенчатое. На первом этаже размещалась библиотека МТС – там работала Нина Цих. Многие пользовались книгами, газетами данной библиотеки.
В те годы в МТС работали механизаторы из близлежащих колхозов, которые входили в состав Красно-Партизанской машинно-тракторной станции. Рембаза располагалась в Вершино-Рыбном. Работали по графику, так как для одновременного ремонта техники всех колхозов не хватало помещений. После трудового дня для механизаторов всегда были предоставлены общежитие, клуб, библиотека.
В 1961 году и этот клуб МТС сгорает. Мне со своей командой приходится переселяться уже в третий клуб. Это был щитовой домик, который предоставили нам строители железной дороги. Расположен он был в районе сегодняшней школы. Загорается и третий клуб, но вовремя потушили.
После первого пожара будущий первый директор совхоза «Партизанский» Иван Николаевич Голиков принимает решение строить большое, просторное, с огромными окнами здание современного клуба. Сегодня это здание стоит на прежнем месте вот уже полвека, и каждый житель знает клуб.
Как вновь образованному сельхозпредприятию, совхозу «Партизанский», имевшему статус государственного, постановлением правительства полагались определенные финансовые вложения, и в первую очередь, на строительство жилья. Первый директор совхоза, товарищ Голиков, умело использовал вложения и построил не только жилье для рабочих. Строились и объекты соцкультбыта на селе.
Около двух лет строился новый клуб, и в комплексе с ним рабочие совхоза возводили корпуса больничного городка, детского сада. Клуб ударными темпами строила бригада строителей из деревни Новомихайловка. Бригадой умело и энергично руководил Владимир Коршин. Рабочих возили на грузовой машине, оборудованной простыми лавочками. Строителей было много, иногда все не вмещались.
Осенью 1964 года клуб справил новоселье. Это была радость не только для нас, работников культуры, но в первую очередь, для всех жителей моего, ставшего родным села Вершино-Рыбного.
Мы все делали одно общее дело
– Все киномеханики района работали под общим руководством районной кинофикации, райотдела культуры. Первым моим непосредственным начальником был директор районной кинофикации Виталий Яковлевич Юносов, затем Михаил Данилович Родкин – герой Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 1945 года, орденоносец. Он отлично воевал на фронте, отлично трудился там, где ему доверяли и предлагали. Недаром библиотека в селе Партизанском носит его имя.
Помню Виктора Емельянова и других товарищей. До сих пор у меня остались хорошие отношения с Ириной Владимировной Журавлевой, ведь я работал не только под ее руководством, но и под руководством ее матери, Валентины Корнеевны Журавлевой. Вспоминаю Семена Степановича Иванчикова, также работал киномехаником в Партизанском Иван Васильевич Битель и другие мои товарищи.
Мы работали каждый на своем участке, делали одно общее дело – приобщали население к культуре во многих сферах жизни.
Огромную работу проводили наши сельские библиотекари. Тогда, в 50-60-е годы в Вершино-Рыбном работали три библиотеки. Сельская библиотека, которая стала филиалом районной библиотеки. Школьная библиотека была в небольшом подсобном помещении на территории школы. Сегодня этого здания нет, а территория принадлежит Верхне-Манскому лесхозу (лесничеству). И библиотека МТС. Из всех трех зданий сохранилось то, в котором работала в советские годы наша сельская библиотека. Это двухэтажное деревянное здание, где сейчас находится дом для верующих.
В то время у библиотекарей было много дел. Помимо своей основной работы с читателями, они еще несли мир книги и знаний в производство, были активными участниками воспитательного процесса населения. Это и выпуск боевых листков в отделениях и бригадах совхоза «Партизанский», молний о трудовых успехах своих земляков, сатирических выпусков, бичующих и критикующих пьяниц и расхитителей социалистической собственности, и многое другое.
Это были настоящие труженики идеологического фронта. Во многих случаях библиотеки были рупором решений партии и правительства. Хорошо помню школьного библиотекаря Бориса Эдвиновича Швабауэра. Многих ребятишек нашего села он научил любить книгу, а значит, любить знания. В библиотеке МТС работала Нина Цих. К сожалению, больше о ней ничего не знаю.
Но самую главную роль в селе выполняла наша сельская библиотека. В разное время в ней работали Роза Васильевна Рябова, Зинаида Ивановна Луценко, Валентина Григорьевна Блинкова (Вайцель). Сегодня Зинаида Ивановна живет в ближнем зарубежье, столице Белоруссии городе-герое Минске. Роза Васильевна проживает в селе Партизанском, а Валентина Григорьевна – дома, в селе Вершино-Рыбном. Честно и добросовестно трудилась всю свою жизнь библиотекарем Галина Степановна Хмелькова. Все эти женщины сегодня на заслуженном отдыхе. Некоторое время работали в библиотеке Лариса Сущинская, Валентина Свиридова, Лидия Сергиенко, Анна Груздева.
Сегодня нашей сельской библиотекой руководит уже много лет Елена Петровна Андреева. В своей работе она достигла больших успехов, имеет поощрения, награды разных уровней, честно и принципиально относится к своей работе. Под ее началом библиотека неоднократно выигрывала гранты, и в районе находится на лучшем счету.
Не могу не сказать о легендарном библиотекаре из Солонечно-Талого Надежде Дмитриевне Лифантьевой. За свой самоотверженный труд она имеет правительственные награды: орден Трудовой Славы III степени и медаль «За доблестный труд».
Наши библиотекари внесли достойный вклад в становление и развитие села и его общественной жизни.
Вспоминаю с ностальгией: работал с интересом, удовольствием. В день крутил по пять-шесть сеансов. Зрительный зал набивался до отказа, по 250-300 человек. Временами мест всем не хватало посмотреть любимое кино или какой-нибудь концерт клубной или школьной самодеятельности. Приезжали артисты краевой филармонии или цирковые артисты. В последние годы в клубе выступали хоры совхоза «Партизанский» и мехлесхоза «Верхне-Манский». Между ним шло негласное соревнование.
У многих зрителей были любимые артисты кино. Популярной и любимой тогда была Марина Ладынина и фильмы с ее участием «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Сказание о земле сибирской», «В 6 часов вечера после войны», «Секретарь райкома». Любили индийское кино «Господин 420», «Тарзан» и другие. На некоторые фильмы зрители ходили по два-три раза, например, «Свадьба в Малиновке», «Тихий Дон», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука».
Сегодня из всей большой группы моих соратников по труду остались в живых единицы. В селе Партизанском проживает одна из немногих женщин-киномехаников Мария Кирилловна Апонасенко, в Вершино-Рыбном – моторист Николай Федосович Чуриков. Им и всем жителям села и района желаю здоровья и счастья! Пусть дети и внуки потомков наших помнят и чтят своих предков, пусть будут преданы своей земле и Родине!
Источник: Вместе с вами. 2016. № 2 (14 января)