31 марта 2016
ДИНА ГОДЕР: «ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ У НАС УЖАСНО КРУТАЯ»
Журналист, киновед, театральный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов, эксперт "Фонда Михаила Прохорова" Дина Годер о том, насколько прекрасен и сложен мир российской и мировой детской анимации и кино.
Журналист, киновед, театральный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов, эксперт "Фонда Михаила Прохорова" Дина Годер о том, насколько прекрасен и сложен мир российской и мировой детской анимации и кино.
Об «Оскаре»:
Искусство имеет значение в момент номинации. Но результат — это только политика. Голосует большое количество академиков, людей, которые по большей части принадлежат миру игрового кино. С «Никой» и «Орлом» подобная история. Жюри реагирует на посторонние сигналы: что я видел? про какое кино слышал? И потому здесь должна быть мощная пиар-компания. Взять историю с «Оскаром — 2016». В победу чилийского мультфильма «Медвежья история» вложилась вся страна. Для Чили это дикая гордость, большое достижение. Маленькое государство с неразвитой анимацией сделало все возможное, чтобы продвинуть свою историю.
Об опыте британской анимации:
Британская анимация считается одной из самых сильных в мире. В ней невероятно интересный дизайн. Мне понравилось выражение одной девочки: «Это анимация от кутюр. Британская анимация — это новые тренды».
О детском кино:
Детское кино — очень тонкая вещь. И в первую очередь нам самим надо понимать, чего мы хотим от него. Это кино должно быть настоящим, проблемным, чтобы все его смотрели, разбирали с ребенком. А у нас огромное количество запретов: то показывать нельзя, это показывать нельзя. Знаете, что в детской анимации есть правило — на экране должно быть не больше стольки-то процентов черного. Подобные общие рекомендации очень усложняют ситуацию с искусством. Плюс есть еще одна важная проблема — у нас люди сами не любят сложных фильмов.
Одна моя знакомая собирала мировой фестиваль детского кино. Она говорит, что европейское детское кино поднимает сложные проблемы: про алкоголизм в семье, сложные взаимоотношения с родителями, детское одиночество. Российский пример — то же «Чучело» о вечной проблеме изгоя в классе. Сейчас у нас люди не хотят это видеть, как ни странно. Звучат старые песни про «чернуху». Да и не так много режиссеров, которые хотят снимать детское кино, потому что знают об огромном количестве ограничений.
О западной и российской системе выживания кино:
Вообще, все завидуют, что у нас есть поддержка государства. Однако когда доходит до дела, оказывается, все не так прекрасно, как хотелось бы. У нас нет системы отслеживания. Например, в Швейцарии существует такой порядок: если ты пошел по фестивалям и собрал много призов, тебе в следующий раз денег дадут больше. В западной системе, когда государство предоставляет гранты на кино, оно отслеживает потом, что получилось: на сколько фестивалей картину пригласили, сколько призов она получила.
На самом деле в нашей стране сейчас много людей, которые хотят делать мультфильмы. Но, если честно, получают деньги не те люди, у кого заявки лучше, а те, у кого продюсер более пробивной. Константин Бронзит денег ждал три года. Не давали, хотя он уже был оскаровским номинантом и все знали, что Костя плохо не снимает. В Германии, если фильм снят на государственный грант, государство обязуется несколько раз показать его на госканале. У нас никто никаких обязательств не дает, кино может быть снято и положено на полку. И его ни один человек не увидит.
Сейчас проблема не в том, чтобы выложить кино, а в том, чтобы дать информацию людям — что искать. Обычно фильмы выкладывают через 2—3 года, но это связано с тем, что они должны пройти фестивальный круг, так как многие фестивали запрещают появление фильмов в интернете. Они их просто не возьмут в конкурсную программу. Я советую искать мультфильмы — победители анимационных фестивалей. Кино может вам не понравиться, но по крайней мере оно будет хорошего качества.
Существует ассоциация анимационного кино, созданная лет пять назад, которая пытается объединить российских продюсеров и как агрегатор собирает то, что где-то выложено. Но это требует постоянной работы. А у нас все происходит рывком: собрал, время потратил, потом устал и принялся заниматься чем-то другим.
О современной российской анимации:
Детская анимация у нас ужасно крутая. Так было в советское время, так есть и сейчас, несмотря на провал между двумя этими периодами. Сегодня образуются новые студии, которые нацелены именно на детскую анимацию. И не просто студии, которые хапают деньги у государства, а потом ничего не делают и снимают как попало. Это студии, которые заботятся о результате.
В наши дни возникла большая проблема — теряются обмен мнениями, циклизация идей, и все по банальной причине: из-за кризиса судии отказываются от помещений. Нет возможности заниматься делом всем вместе, каждый сидит и работает дома. А для творческого процесса важны дискуссии! Как сказала одна режиссер: «Из нас делают аутистов». Но анимация — это же совершенно особенная среда, где все друг друга знают. Это одно из самых дружелюбных и непижонских сообществ, которые я знаю. Ничего подобного в игровом кино, а тем более в театре нет вообще. Там ревность, сложные взаимоотношения. Ну а в анимации не принято злиться и строить козни — так идет еще с традиций «Союзмультфильма». Это невероятное соединение старших и младших. Может, потому, что все они там как дети.
Никулина Алена
Фестиваль проходит при поддержке Фонда Михаила Прохорова, а также при участии российских и зарубежных компаний, посольств, культурных центров. Фестиваль открыт различным формам сотрудничества и совместным проектам в области анимации.
Об «Оскаре»:
Искусство имеет значение в момент номинации. Но результат — это только политика. Голосует большое количество академиков, людей, которые по большей части принадлежат миру игрового кино. С «Никой» и «Орлом» подобная история. Жюри реагирует на посторонние сигналы: что я видел? про какое кино слышал? И потому здесь должна быть мощная пиар-компания. Взять историю с «Оскаром — 2016». В победу чилийского мультфильма «Медвежья история» вложилась вся страна. Для Чили это дикая гордость, большое достижение. Маленькое государство с неразвитой анимацией сделало все возможное, чтобы продвинуть свою историю.
Об опыте британской анимации:
Британская анимация считается одной из самых сильных в мире. В ней невероятно интересный дизайн. Мне понравилось выражение одной девочки: «Это анимация от кутюр. Британская анимация — это новые тренды».
О детском кино:
Детское кино — очень тонкая вещь. И в первую очередь нам самим надо понимать, чего мы хотим от него. Это кино должно быть настоящим, проблемным, чтобы все его смотрели, разбирали с ребенком. А у нас огромное количество запретов: то показывать нельзя, это показывать нельзя. Знаете, что в детской анимации есть правило — на экране должно быть не больше стольки-то процентов черного. Подобные общие рекомендации очень усложняют ситуацию с искусством. Плюс есть еще одна важная проблема — у нас люди сами не любят сложных фильмов.
Одна моя знакомая собирала мировой фестиваль детского кино. Она говорит, что европейское детское кино поднимает сложные проблемы: про алкоголизм в семье, сложные взаимоотношения с родителями, детское одиночество. Российский пример — то же «Чучело» о вечной проблеме изгоя в классе. Сейчас у нас люди не хотят это видеть, как ни странно. Звучат старые песни про «чернуху». Да и не так много режиссеров, которые хотят снимать детское кино, потому что знают об огромном количестве ограничений.
О западной и российской системе выживания кино:
Вообще, все завидуют, что у нас есть поддержка государства. Однако когда доходит до дела, оказывается, все не так прекрасно, как хотелось бы. У нас нет системы отслеживания. Например, в Швейцарии существует такой порядок: если ты пошел по фестивалям и собрал много призов, тебе в следующий раз денег дадут больше. В западной системе, когда государство предоставляет гранты на кино, оно отслеживает потом, что получилось: на сколько фестивалей картину пригласили, сколько призов она получила.
На самом деле в нашей стране сейчас много людей, которые хотят делать мультфильмы. Но, если честно, получают деньги не те люди, у кого заявки лучше, а те, у кого продюсер более пробивной. Константин Бронзит денег ждал три года. Не давали, хотя он уже был оскаровским номинантом и все знали, что Костя плохо не снимает. В Германии, если фильм снят на государственный грант, государство обязуется несколько раз показать его на госканале. У нас никто никаких обязательств не дает, кино может быть снято и положено на полку. И его ни один человек не увидит.
Сейчас проблема не в том, чтобы выложить кино, а в том, чтобы дать информацию людям — что искать. Обычно фильмы выкладывают через 2—3 года, но это связано с тем, что они должны пройти фестивальный круг, так как многие фестивали запрещают появление фильмов в интернете. Они их просто не возьмут в конкурсную программу. Я советую искать мультфильмы — победители анимационных фестивалей. Кино может вам не понравиться, но по крайней мере оно будет хорошего качества.
Существует ассоциация анимационного кино, созданная лет пять назад, которая пытается объединить российских продюсеров и как агрегатор собирает то, что где-то выложено. Но это требует постоянной работы. А у нас все происходит рывком: собрал, время потратил, потом устал и принялся заниматься чем-то другим.
О современной российской анимации:
Детская анимация у нас ужасно крутая. Так было в советское время, так есть и сейчас, несмотря на провал между двумя этими периодами. Сегодня образуются новые студии, которые нацелены именно на детскую анимацию. И не просто студии, которые хапают деньги у государства, а потом ничего не делают и снимают как попало. Это студии, которые заботятся о результате.
В наши дни возникла большая проблема — теряются обмен мнениями, циклизация идей, и все по банальной причине: из-за кризиса судии отказываются от помещений. Нет возможности заниматься делом всем вместе, каждый сидит и работает дома. А для творческого процесса важны дискуссии! Как сказала одна режиссер: «Из нас делают аутистов». Но анимация — это же совершенно особенная среда, где все друг друга знают. Это одно из самых дружелюбных и непижонских сообществ, которые я знаю. Ничего подобного в игровом кино, а тем более в театре нет вообще. Там ревность, сложные взаимоотношения. Ну а в анимации не принято злиться и строить козни — так идет еще с традиций «Союзмультфильма». Это невероятное соединение старших и младших. Может, потому, что все они там как дети.
Никулина Алена
Фестиваль проходит при поддержке Фонда Михаила Прохорова, а также при участии российских и зарубежных компаний, посольств, культурных центров. Фестиваль открыт различным формам сотрудничества и совместным проектам в области анимации.