07 марта 2015
ЗАВЕТНАЯ ПОЛЯНА СМОКТУНОВСКОГО
В Большом зале Красноярской краевой филармонии состоялся музыкально-поэтический киновечер, посвящённый 90-летию со дня рождения знаменитого актёра театра и кино, народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского - "Судьба как кинолента".
Автор: Эдуард РУСАКОВ
Этот концерт, на мой взгляд, стал культурным событием всероссийского масштаба. Детство и юность замечательного артиста, как известно, прошли в Красноярске, поэтому не удивительно, что юбилейный вечер было решено провести именно в нашем городе. Добрых слов благодарности заслуживают и руководство краевой филармонии, и режиссёр Вячеслав Шмыров, и приглашённые из Москвы народные артисты России Алексей Петренко, Станислав Любшин, Виктор Раков и популярная актриса театра и кино Елена Коренева. Их выступления сопровождались музыкальными произведениями Чайковского, Моцарта, Шостаковича, Шнитке, Петрова из кинофильмов, фрагменты которых демонстрировались на трёх экранах, в исполнении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением петербургского дирижёра Льва Дунаева.
Юбилейный вечер открыл губернатор Виктор Толоконский, который подчеркнул, что значительная часть жизни гениального артиста была связана с Красноярском и краем - здесь он начал играть в театре, отсюда ушёл на фронт воевать ("Две медали "За отвагу" - для пехотинца это очень серьёзно!.."), а потом играл в Норильском театре. "Это человек, которым мы гордились, гордимся и всегда будем гордиться!" - завершил свою краткую речь губернатор.
Выступивший вслед за ним мэр города Эдхам Акбулатов напомнил о том, что 14-я красноярская школа, в которой учился Кеша Смоктуновский, с прошлого года носит его имя и вскоре там будет открыт посвящённый ему музей. Мэр также выразил уверенность в том, что такие юбилейные вечера из цикла "Великие люди большого края" станут в Красноярске традиционными.
В концертную программу вошли записи живого голоса Иннокентия Смоктуновского, читающего пушкинские стихи, также были показаны эпизоды из фильмов и спектаклей, в которых играл великий артист, сопровождаемые, как уже было сказано, музыкальными произведениями в исполнении симфонического оркестра. Народный артист России Виктор Раков, исполнявший роль ведущего, читал фрагменты из дневников и различных интервью Смоктуновского, в которых тот рассказывал о своём детстве, о рано проснувшейся страсти к лицедейству, унаследованной от отца, работавшего простым грузчиком, о своём неудачном дебюте в школьном театральном кружке, о службе на фронте, где ему довелось испытать все тяготы плена. И, конечно, о трудном послевоенном периоде, когда Смоктуновский, вернувшийся в Красноярск, опасаясь репрессий за пребывание в плену, "решил затеряться в Норильске", а потом долго скитался по стране в мучительных поисках своего места в театре и кино.
"Смоктуновский был грандиозный актёр, на все времена,- с этих слов начал своё выступление народный артист России Станислав Любшин.- Бог его хранил, но ещё и женщины спасали. В первую очередь, верная и любящая жена Суламифь, которую он ласково называл Соломкой... Помню, когда появился в питерском БДТ спектакль "Идиот", это была сенсация! Московские театралы мчались в Ленинград, чтобы увидеть Смоктуновского в роли Мышкина. Смоктуновский заново открыл нам Достоевского, Чехова. Разве можно забыть его исполнение заглавных ролей в спектаклях "Иванов" и "Дядя Ваня"! Мне довелось видеть, как он репетировал и играл композитора Баха в спектакле "Возможные встречи" - он был очень естественным в этой роли..."
Смоктуновский был абсолютно естественным и органичным в таких, казалось бы, противоположных ролях, как Мышкин и Гамлет, Моцарт и Сальери (да, ему довелось сыграть того и другого композитора в двух разных фильмах, и кадры из этих фильмов были показаны в этот вечер).
О совместной работе в фильме "Романс о влюблённых", где Смоктуновский сыграл романтическую и весьма условную роль Трубача, рассказала актриса Елена Коренева, исполнившая там главную женскую роль: "Он был нежным, трогательным человеком, которого при жизни называли гением - и он, застенчиво улыбаясь, кивал, соглашался: "Да, я гений..." Он был одновременно очень простым - и очень загадочным. Способность к мимикрии у него была виртуозной. Его простодушная прямота иногда обескураживала. Так, он мог сказать женщине: "Миленькая, как ты постарела..." А когда ему делали замечание, он удивлялся, как ребёнок: "Почему мы всё время врём?! Кто-то когда-то должен же начать говорить правду!.." Помню, я очень волновалась, что сам Смоктуновский будет моим партнёром в фильме "Романс о влюблённых", а он мне на съёмках шепнул: "Ничего не бойся, делай, что хочешь..." И я в сцене своей истерики отхлестала его, Трубача, по щекам! А Смоктуновский мне потом бормотал обиженно: "Ты что?! Ты же мне зубы вставные выбила!.." Но когда, спустя много лет, я вернулась из Америки в Россию и встретила Смоктуновского, он меня сразу же повёз к себе и стал угощать шампанским... Вечная память великому актёру и человеку!"
Народный артист России и Украины Алексей Петренко своё выступление превратил в яркий моноспектакль, исполнив с присущим ему эмоциональным надрывом монолог Сатина из горьковской пьесы "На дне", а также спев пару русских песен и романсов. В это время на экранах можно было видеть кадры из фильма "Без солнца" по той самой пьесе. "Артист - это великолепно, это звучит гордо,- сказал Петренко, перефразируя Горького.- И ваш земляк Смоктуновский - это великолепно! Он говорил тихо, но весь мир его слышал и ему внимал..."
В финале с экранов с приветственными словами к красноярцам обратилась дочь великого артиста, Мария Иннокентьевна Смоктуновская, которая, к сожалению, не смогла приехать на юбилейный вечер. Она поделилась воспоминаниями о том, что отец ей рассказывал, как он в детстве, живя в Красноярске, любил приходить на заветную поляну недалеко от дома - и мечтал там о будущем, о том, как он станет артистом и посвятит свою жизнь театру.
...В этот мартовский вечер Большой концертный зал показался мне той самой заветной поляной, на которой собрались многочисленные земляки, друзья и ценители таланта Смоктуновского.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 5 марта
Этот концерт, на мой взгляд, стал культурным событием всероссийского масштаба. Детство и юность замечательного артиста, как известно, прошли в Красноярске, поэтому не удивительно, что юбилейный вечер было решено провести именно в нашем городе. Добрых слов благодарности заслуживают и руководство краевой филармонии, и режиссёр Вячеслав Шмыров, и приглашённые из Москвы народные артисты России Алексей Петренко, Станислав Любшин, Виктор Раков и популярная актриса театра и кино Елена Коренева. Их выступления сопровождались музыкальными произведениями Чайковского, Моцарта, Шостаковича, Шнитке, Петрова из кинофильмов, фрагменты которых демонстрировались на трёх экранах, в исполнении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением петербургского дирижёра Льва Дунаева.
Юбилейный вечер открыл губернатор Виктор Толоконский, который подчеркнул, что значительная часть жизни гениального артиста была связана с Красноярском и краем - здесь он начал играть в театре, отсюда ушёл на фронт воевать ("Две медали "За отвагу" - для пехотинца это очень серьёзно!.."), а потом играл в Норильском театре. "Это человек, которым мы гордились, гордимся и всегда будем гордиться!" - завершил свою краткую речь губернатор.
Выступивший вслед за ним мэр города Эдхам Акбулатов напомнил о том, что 14-я красноярская школа, в которой учился Кеша Смоктуновский, с прошлого года носит его имя и вскоре там будет открыт посвящённый ему музей. Мэр также выразил уверенность в том, что такие юбилейные вечера из цикла "Великие люди большого края" станут в Красноярске традиционными.
В концертную программу вошли записи живого голоса Иннокентия Смоктуновского, читающего пушкинские стихи, также были показаны эпизоды из фильмов и спектаклей, в которых играл великий артист, сопровождаемые, как уже было сказано, музыкальными произведениями в исполнении симфонического оркестра. Народный артист России Виктор Раков, исполнявший роль ведущего, читал фрагменты из дневников и различных интервью Смоктуновского, в которых тот рассказывал о своём детстве, о рано проснувшейся страсти к лицедейству, унаследованной от отца, работавшего простым грузчиком, о своём неудачном дебюте в школьном театральном кружке, о службе на фронте, где ему довелось испытать все тяготы плена. И, конечно, о трудном послевоенном периоде, когда Смоктуновский, вернувшийся в Красноярск, опасаясь репрессий за пребывание в плену, "решил затеряться в Норильске", а потом долго скитался по стране в мучительных поисках своего места в театре и кино.
"Смоктуновский был грандиозный актёр, на все времена,- с этих слов начал своё выступление народный артист России Станислав Любшин.- Бог его хранил, но ещё и женщины спасали. В первую очередь, верная и любящая жена Суламифь, которую он ласково называл Соломкой... Помню, когда появился в питерском БДТ спектакль "Идиот", это была сенсация! Московские театралы мчались в Ленинград, чтобы увидеть Смоктуновского в роли Мышкина. Смоктуновский заново открыл нам Достоевского, Чехова. Разве можно забыть его исполнение заглавных ролей в спектаклях "Иванов" и "Дядя Ваня"! Мне довелось видеть, как он репетировал и играл композитора Баха в спектакле "Возможные встречи" - он был очень естественным в этой роли..."
Смоктуновский был абсолютно естественным и органичным в таких, казалось бы, противоположных ролях, как Мышкин и Гамлет, Моцарт и Сальери (да, ему довелось сыграть того и другого композитора в двух разных фильмах, и кадры из этих фильмов были показаны в этот вечер).
О совместной работе в фильме "Романс о влюблённых", где Смоктуновский сыграл романтическую и весьма условную роль Трубача, рассказала актриса Елена Коренева, исполнившая там главную женскую роль: "Он был нежным, трогательным человеком, которого при жизни называли гением - и он, застенчиво улыбаясь, кивал, соглашался: "Да, я гений..." Он был одновременно очень простым - и очень загадочным. Способность к мимикрии у него была виртуозной. Его простодушная прямота иногда обескураживала. Так, он мог сказать женщине: "Миленькая, как ты постарела..." А когда ему делали замечание, он удивлялся, как ребёнок: "Почему мы всё время врём?! Кто-то когда-то должен же начать говорить правду!.." Помню, я очень волновалась, что сам Смоктуновский будет моим партнёром в фильме "Романс о влюблённых", а он мне на съёмках шепнул: "Ничего не бойся, делай, что хочешь..." И я в сцене своей истерики отхлестала его, Трубача, по щекам! А Смоктуновский мне потом бормотал обиженно: "Ты что?! Ты же мне зубы вставные выбила!.." Но когда, спустя много лет, я вернулась из Америки в Россию и встретила Смоктуновского, он меня сразу же повёз к себе и стал угощать шампанским... Вечная память великому актёру и человеку!"
Народный артист России и Украины Алексей Петренко своё выступление превратил в яркий моноспектакль, исполнив с присущим ему эмоциональным надрывом монолог Сатина из горьковской пьесы "На дне", а также спев пару русских песен и романсов. В это время на экранах можно было видеть кадры из фильма "Без солнца" по той самой пьесе. "Артист - это великолепно, это звучит гордо,- сказал Петренко, перефразируя Горького.- И ваш земляк Смоктуновский - это великолепно! Он говорил тихо, но весь мир его слышал и ему внимал..."
В финале с экранов с приветственными словами к красноярцам обратилась дочь великого артиста, Мария Иннокентьевна Смоктуновская, которая, к сожалению, не смогла приехать на юбилейный вечер. Она поделилась воспоминаниями о том, что отец ей рассказывал, как он в детстве, живя в Красноярске, любил приходить на заветную поляну недалеко от дома - и мечтал там о будущем, о том, как он станет артистом и посвятит свою жизнь театру.
...В этот мартовский вечер Большой концертный зал показался мне той самой заветной поляной, на которой собрались многочисленные земляки, друзья и ценители таланта Смоктуновского.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 5 марта