ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ РЫБАКОВ: «ВО МНЕ ТЕЧЁТ КРОВЬ КОЧЕВНИКОВ»
Художник расказывает об участии в международной выставке Национального общества изящных искусств (SNBA) Франции, о посещении Голландии, Англии и США, о работах, созданных в поездках, об особенностях творчества художника, пишушего в абстрактной манере.
Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото: Борис БАРМИН
На протяжении многих лет художник переезжает с места на место, много путешествует по миру. Недавно он вернулся из трёхмесячной заграничной поездки. С удовольствием повествует о прекрасном Париже, восхищается снегами Северной Америки, рассказывает о чрезвычайно комфортной в бытовом отношении Голландии и о том, как он жил и работал в Лондоне. Но где бы он ни был и как бы ни нравилась ему заморская земля, Николай Рыбаков всегда возвращается домой, в родную Сибирь. Ведь именно она является источником его вдохновения, которое помогает ему создавать работы, получающие признание и престижные награды не только в России, но за пределами.
— Я третий раз поучаствовал в международной выставке Национального общества изящных искусств (SNBA) Франции. Её история насчитывает более 150 лет. Первый раз её открыли в 1862 году. Сегодня она проходит в Лувре. Первый раз красноярские художники поучаствовали в ней в 1993 году. Я же впервые представил свои работы на SNBA три года назад и получил серебряную медаль. Когда полотна вернулись в Красноярск, их приобрёл Омский областной художественный музей, сейчас они там. В позапрошлом году за участие в выставке в Париже я был принят в Академическое общество искусств, науки и литературы. Последнее моё участие — это салон-2014, который прошёл в декабре. В этот раз было около трёхсот участников из разных стран. В основном это представители Европы. Из азиатских стран — это Южная Корея, Китай, Япония. Были художники из Штатов, Бразилии, Мексики и Канады. Из России было всего четыре художника, включая меня.
Особо хочу отметить экспозицию китайской стороны. Китайцев всегда участвует довольно много — каждый год около пятидесяти человек. В этом году, как мне показалось, их было меньше, но уровень работ выше, чем в предыдущие. Китаю даже отвели отдельный зал. Интересно, что всякий раз эта страна показывает всё новых и новых авторов. Причём участие художников в выставке в Париже проходит по государственной программе КНР, то есть государство финансирует их поездку. Китай заинтересован в том, чтобы их художники, впрочем, как и спортсмены, были первыми. Это очень читается. В прошлых раз один молодой автор из Китая выставил холст размером два с половиной на восемь метров. На собственных руках художник такой формат, естественно, не привезёт. Китайцы участвуют в выставке не индивидуально, каждый сам за себя, а организовано. Это, конечно, делает им честь. Китай посылает своих представителей на подобные престижные мероприятия абсолютно осознанно, это специфическая идеологическая работа, направленная на создание человека нового времени с абсолютно новым мышлением, готового выполнять любые задачи научно-технического прогресса. Сегодня это очень актуально. Кстати, каждый раз они получают много наград.
— Расскажите про Ваши работы и награды.
— Я привёз в Париж работы на тему половодья, это большие холсты посвящены одной теме — весне. Они созданы под впечатлением от наблюдений за процессом таяния снегов на сибирских реках. Одна работа называется: “Весенние воды”. Две другие — “Замерзающие реки” и “Зима-весна”. На одной из них представлен припорошенный снегом, но уже оттаивающий берег, на другой изображено половодье. За них я получил золотую медаль.
В Париже было много интересных встреч, общения. Хочу отметить, что несмотря то, что в выставке участвовали представители разных стран, там ни разу не возникали проблемы идеологического и политического характера. Все там живут идеями искусства. Члены жюри не допускают никаких вещей, которые бы шли в разрез с идеями мира.
— После Парижа, насколько знаю, не сразу вернулись домой…
— Я отсутствовал три месяца. За это время я посетил четыре страны: Францию, Голландию, Англию и США. В Англии пробыл более месяца — работал, готовил новую коллекцию. Сделал пять работ. Например, я написал бокалы с красным вином — это колористическая работа, в которой для меня был важен цвет. Лет 17 назад я выставлялся в Тбилиси. Побывал в национальном музее, где особо запомнилась экспозиция икон. Они были в серебряных окладах, украшенных красным рубином. Это было удивительное сочетание старого серебра и глубокого, насыщенного рубина. Я помнил об увиденном в Грузии многие годы и думал, как бы мне реализовать это. И вот в Лондоне написал рубиновое вино в стеклянных бокалах.
Но чтобы достойно выставиться на Западе, мне нужно представить 15—20 полотен, поэтому планирую там поработать года два. Важно, что в Лондоне я ещё раз увидел работы Рембрандта — эти двадцать пять холстов, часть из которых я не видел раньше. Особенно меня потрясла работа “Клятва царя Давида”. Рембрандт не просто непревзойдённый автор, он открыл совершенно новый мир очень сложных представлений о живописи.
— Вы — не художник-реалист. Насколько натура, мир, который Вас окружает, влияют на то, что Вы пишете, на замыслы, творчество?
— Я много времени уделяю работе с натурой. Но я не изображаю её доподлинно, не пишу этюдов, тем не менее очень тщательно изучаю окружающий мир. В последний раз я получил огромный импульс от общения с миром, природой осенью, перед отъездом в Париж — в Хакасии взял в руки фотоаппарат, пошёл по замерзающей речке и снял много интересных кадров. Этими впечатлениями я живу всё это время, думаю о том, как приступить к теме замерзающей воды, как её раскрыть.
— Мне интересно, как и в какой момент в голове художника, работающего в абстрактной манере, трансформируется реальное видение предмета в те образы, которые потом появляются на холсте?
— Этот процесс часто пытаются объяснить искусствоведы. Сам же автор не всегда может дать ответ на данный вопрос, он только чувствует, но рассказать, как это происходит, не может. Процесс происходит где-то в подсознании, в этом участвуют наша память, впечатления, грёзы. Грёзы же могут контактировать с тайными знаниями, иногда даже с эзотерическими. Для меня эта любопытная тема. В последнее время я участвую в конференциях, пишу статьи по вопросам символики тайных знаний, имеющих отношение к древним информационным комплексам. Меня интересуют знаки, которые изображены на писаницах Хакасии. Сибирские национальные культуры не просто самобытны и прекрасны, в них скрыт огромный творческий потенциал, источник вдохновения. Рано или поздно они проявят себя. Сейчас наступил момент, когда национальные художественные школы Сибири стали просыпаться. Наверное, самой сильной национальной школой сибирского региона, которая заявила о себе на весь мир и яркий представитель которой Даши Намдаков, является бурятская школа. Довольно интересно развивается Якутия.
— Если подойти к Вашей абстрактной работе и закрыть её название, поймут ли люди, что там изображено? Часто ли общаетесь на тему, что Вы изобразили на холсте, и понял ли Ваш замысел зритель? Или это не важно для Вас?
— Когда я был молод, болезненно реагировал на то, что мои работы не понимали. Но потом понял, что дело не в этом. Идея, сюжет и содержание в любой живописи не первичны. Главное в изобразительном искусстве — то ощущение, которое мы получаем от картины как от зрелищного объекта. Наиболее важны те чувства, которые мы получаем от увиденного, и те импульсы, которые от неё исходят. Смотреть картину в первую очередь надо сердцем. Когда зритель читает картину взглядом — это первый акт восприятия. Второй этап — когда человек изучает этикетку и начинает разбирать картину в отношении смысла. Первый намного важнее. Я могу писать абстрактные работы или более узнаваемые, но если моя картина впечатляет зрителя, вдохновляет его, будит мысли, уносит в из будней в другой, более гармоничный мир, — для меня это счастье.
Досье
РЫБАКОВ Николай Иосифович родился 23 мая 1947 года в Забайкалье. В 1972 г. закончил Красноярское художественное училище. Член Союза художников России с 1980 г. Член Союза фотохудожников России с 2004 г. Стипендиат СХ СССР 1979—1980 гг., участник творческих дач СХ России и СССР — “Сенеж” и “Челюскинская”. Лауреат многочисленных творческих конкурсов. Участник выставок в России и за рубежом (Франция, Германия, Италия, Англия, США, Япония, Швеция, Финляндия). В ноябре 2001 года удостоен звания — Кавалер Почётного золотого знака “Достояние Сибири” (“за личный вклад в развитие сибирской школы современной живописи”). В 2005 году Рыбаков избирается действительным членом Петровской академии наук и искусств. Член Национального общества изящных искусств Франции и Академического общества искусств, науки и литературы. Ведёт активную выставочную и научно-исследовательскую деятельность. Много путешествует, занимается фотографией.
Источник: Городские новости. 2015. 19 марта