Красноярский режиссер Александр Кузнецов стал лауреатом Международного кинофестиваля «Послание к человеку»
Накануне в Санкт-Петербурге завершился 27 Международный кинофестиваль «Послание к человеку». Церемония закрытия прошла в Театре Комедии имени Акимова. Лучшей картиной конкурсной программы в номинации «Национальный конкурс» стал фильм «Освобождение. Инструкция по применению» красноярского документалиста и фотографа Александра Кузнецова.
О режиссере
Александр Кузнецов родился в 1957 году в Красноярском крае. В студенчестве окончил Красноярский государственный технический университет. Сегодня Александр известный режиссер, фотограф, документалист, двукратный чемпион страны по альпинизму, участник экспедиций на Эверест, инициатор открытия фотогалереи на базе Музейного центра. Его работы находятся в коллекциях Русского музея, Гарвардского университета и музея Фритьоф Нансена. Фотограф является единственным участником из Красноярска международного фестиваля авторского документального кино «Артдокфест» и попал в лонглист европейского «Оскара» EFA. Фильм «Краткая инструкция по освобождению» – результат длившихся без малого шесть лет наблюдений режиссера за историей жизни двух девушек, попавших на пожизненное проживание в психовневрологический интернат. Фильм обречен стать культовым, ведь уже за его картины режиссер начал получать самые высокие награды
Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.
Вокруг героев – шум, гам, как в пионерском лагере, только со специфическими вскриками, выдающими природу места. В начальных титрах сказано, что попавшие в диспансер признаны пожизненно недееспособными: у них нет прав на семью, финансовую самостоятельность, нормальную отдельную жизнь.
Драматургия фильма устроена жестко: мечта декларирована в первоначальных интервью про мечту, потом – с передышкой на короткий, похожий на счастье, фрагмент в автобусе, где сидят с букетами ромашек интернатские и снимают себя на телефоны, – нас вводят в уклад интернатской жизни: ежедневная раздача таблеток, хождение с ведрами за водой, кормежка в столовой, самодеятельность и дискотека под хит группы Ace of Base It’s a Beautiful Life…
Дальше по сюжету – суд, где Юле отказано в ходатайстве о признании ее дееспособной, второй круг и наконец освобождение. А подружка Катя, так и не вырвавшаяся из диспансера, останется играть «К Элизе» на стареньком пианино и, сдерживая слезы, смотреть в окно, за которым все тот же двор с белыми бараками и зеленой травой. Одна ушла, вторая осталась; у той – «все хорошо», у этой – неизвестно, будет ли хорошо когда-нибудь.
В интернате хороший директор – это он рассматривает дело девочки Юли 1981 года рождения, от которой мать отказалась еще в красноярском роддоме и которой, как следствие недоношенности, поставили диагноз «умственная отсталость». Хороший психолог, приложившая немало усилий, чтобы провести Юлю через тесты с картинками, получить нужные показатели и отправить на комиссию во второй раз. Ласковые подруги и друзья Юли – это они встречают ее после первого неудачного суда по-детски крепкими объятиями и словами утешения. Цветочки в вазочках на столах в столовой. Чистые комнаты и бедный, но убранный двор. Активная, упивающаяся своей работой массовик-затейник, разучивающая с пациентами стихи – про Сталинградскую битву и про Масленицу, какая уж разница. Но – в комнате висит календарь с зачеркнутыми фломастером числами. Считают дни до?
Невидимым врагом, равнодушно, хотя и без издевательства, выполняющим свою работу, является суд. Мы видим его дважды, с разницей в четыре года. Сбоку от никому не нужной тут клетки для заключенных, стоит героиня, морально поддерживаемая только добрым директором. Ей дают «последнее слово» – она выжимает из себя обещание «вы не пожалеете», «коплю деньги на покупку дома в Тинской», «хочу пойти учиться на повара». Процедура мучительна: решается судьба, но волнение скрыто, только спустя время нам покажут плачущую Юлю, вынужденную возвращаться «домой». Через четыре года ответ будет положительным, но до него нужно дожить.
Инструкцией по освобождению становится терпение, помноженное на упорство. Причина настоящего ужаса в обыденности этой искусственной коммуны для взрослых. Он настигает, когда смотришь на комнаты с плюшевыми игрушками, на дергающихся в такт музыке людей, на противень с ромбиками теста – здесь готовится печенье для интернатских полдников. Такую же тоску можно почувствовать и при взгляде на свою собственную комнату, свой полдник и свое одиночество. Но здесь, в заведении, где принципом отбора стала отверженность, она – в концентрированном виде. И поэтому, вероятно, физиологическое желание сломать привычный, уродливый в своей повторяемости жизненный ритуал так понятно всем, будь ты узником закрытого лечебного заведения или просто своей неправильной судьбы.
О фестивале
На Международном кинофестивале «Послание к человеку» состоялась награждение по трем номинациям: «Международный конкурс», «Национальный конкурс» и «Экспериментальный конкурс». Александр Кузнецов стал лауреатом в номинации «Национальный конкурс» и был награжден призом «Кентавр» за лучший фильм – «Освобождение. Инструкция по применению».