29 мая 2019
Знаменитый театр «Геликон-опера» побывал в Красноярске с гастролями
Столичные артисты показали красноярскому зрителю два спектакля — оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь» и оперу Умберто Джордано «Сибирь (Куртизанка в Сибири)».
Двухдневные гастроли в рамках федерального проекта «Театральный марафон» состоялись благодаря Правительству Красноярского края. 26 мая на на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского была показана «Летучая мышь», а 28 мая зрители увидели «Сибирь». Постановщик спектаклей — художественный руководитель и основатель одного из самых популярных и посещаемых столичных театров «Геликон-опера» — народный артист России Дмитрий Бертман.
Оперетта «Летучая мышь», которую создатели определили спектакль как «оперетта-бал с сюрпризами», поставлена больше 20 лет назад при участии Мстислава Ростроповича. Это легкий флирт, праздничные розыгрыши, любовные недоразумения и искрящееся шампанское. Сюжет хорошо известен даже тем, кто далек от музыки и вокального искусства благодаря популярному одноименному музыкальному фильму.
А вот опера «Сибирь» — это настоящий раритет. Она была поставлена в Италии в 1903 году, однако в России впервые прозвучала лишь в 90-х годах XX века, причем именно в Красноярске. Эту увлекательную мелодраму с трагическим финалом — перед глазами зрителей выстраивается история куртизанки, которая пошла на каторгу в Сибирь вслед за своим возлюбленным и погибла при попытке бежать, — называют «русской «Травиатой».
Композитор Умберто Джордано, а его супруга была из России, интересовался культурой нашей страны (у него есть две оперы на русский сюжет). В «Сибири» заметно влияние мотивов из произведений Толстого и Достоевского, а партитура насыщена русскими мелодиями: звучат и песня бурлаков «Эй, ухнем!», и «Боже, царя храни», а балалайки играют попурри на темы русских народных песен «Как во городе царевна», «У ворот, ворот батюшкиных» и «Под яблонью зеленою».
«В этом спектакле показывается трагедия, поэтому здесь нет иронии… Наша ментальность имеет прямое отношение к любви: так как любят русские, как русские мстят или ненавидят, так никто, ни в одной стране не проявляет свои чувства. У нас всегда крайности. Поэтому наша любовь часто является разрушительной, становится в конечном итоге каторгой для обоих. Мой спектакль именно про это, про русскую ментальность, связанную с тем, что мы живем в холодной стране с горячим сердцем», — отметил режиссер-постановщик «Сибири» Дмитрий Бертман.