18 октября 2019
Руководители симфонических оркестров Великобритании обменялись опытом с красноярскими коллегами
В Красноярске стартовал фестиваль симфонических оркестров Сибири — это не только музыка и концерты, но и площадка для обмена опытом профессионалов от культуры. Сегодня в филармонии прошла деловая программа фестиваля.
Фестиваль направлен на развитие существующей концертной практики симфонических оркестров
Круглые столы и панельные дискуссии с участием руководителей учреждений культуры, профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей, студентов и зарубежных экспертов работали 18 октября в течение всего дня. Стартовала деловая программа с выступления исполнительного директора Шотландского камерного оркестра, председатель правления Ассоциации британских оркестров Гэвина Рида.
Уроженец Эдинбурга не понаслышке знает о том, какой тонкий и хрупкий организм — камерный ансамбль или симфонический оркестр, и как непросто поддерживать его существование и развитие в XXI веке. Около 12 лет Гэвин Рид был первой трубой в манчестерском оркестре Camerata, пока не переключился на культурный менеджмент и не стал руководителем этого заметного коллектива. После этого в резюме Рида появились два важнейших академических ансамбля Шотландии — Шотландский симфонический оркестр BBC и Шотландский камерный оркестр, на посту руководителя которого он находится с 2016 года. В ноябре 2017 года Гэвин Рид был избран председателем Ассоциации британских оркестров — организации, которая больше 70 лет оказывает неоценимую помощь и поддержку лучшим музыкальным коллективам Великобритании.
Гэвин Рид представил доклад на тему «Сообщество музыкантов»
Эксперт рассказывал присутствующим о развивающейся роли оркестров, концертных залов и фестивалей в Великобритании. Много говорил о новых и творческих формах сотрудничества музыкантов и организаций, трансформационной силе влияния музыки.
Музыку прекрасных композиторов нужно безупречно исполнять. Иногда достаточно сложно сделать ее релевантной для определенной аудитории, но для этого существуют различные программы, каждая своих целей — например, образовательные. Мы также используем разные платформы для связи с аудиторией. Главная задача оркестра, музыкантов, солистов, дирижеров заключается в том, чтобы грамотно интерпретировать ее для современной аудитории, — подытожил свое выступление Гэвин Рид.
За плечами Ника Винтера большой опыт работы с двумя американскими оркестрами
Консультант классической программы Года Великобритании и России 2019, экс-директор по артистическому администрированию и планированию симфонических оркестров Чикаго и Сан-Франциско Ник Винтер поделился с красноярским профессиональным сообществом своим практическим опытом по планированию и администрированию симфонического оркестра.
Про альтернативное музыкальное просвещение и о деятельности музыканта за пределами концертного зала рассказывала Катерин Арлидж — артистический директор образовательного направления национальных детских оркестров Великобритании, представитель Симфонического оркестра Бирмингема.
Катерин Арлидж имеет солидный опыт работы с детьми, поэтому ожидаемо не обошла эту тему стороной.
Существуют различные способы приобщения детей к высокому искусству, в частности к музыке. Мы, например, ходим в школы — причем на наши школьные концерты может прийти, кто угодно, не только ученики. Что же касается убеждения родителей, чтобы они прививали детям эту любовь — здесь все достаточно сложно. Мы же стараемся делать музыку настолько доступной, насколько это возможно. Главное, подать все так, чтобы дети веселились и им это нравилось, — отмечает она, говоря о том, как родителям привлечь детей к слушанию симфонической музыки.
В этот же день прошла панельная дискуссия на тему «Музыкальная критика в XXI веке». Прозвучали разные мнения. Как сказала кандидат искусствоведения, доцент СГИИ имени Дмитрия Хворостовского Мария Чихачёва, погружение в разбор музыкального сочинения можно встретить на страницах музыкантов-профессионалов в соцсетях. Однако с точки зрения широкого распространения музыкальной критики, ситуация печальна прежде всего в связи с целеполаганием: а нужно ли такое глубокое погружение и раскрытие музыкального шедевра широкой аудитории?
Нынешнее время — это время клипового сознания. Людям важно получить картинку и тяжело вчитываться в серьезный текст, — заметил Роман Блестов, главный специалист управления культуры Красноярска.
Не являясь узкими специалистами во многих сферах — музыкальными и театральными критиками, мы не всегда можем оценить какую-то содержательную сторону в полной мере. Поэтому стараемся привлекать экспертов с разными мнениями. Читателям интересна полифония, она создает многомерное восприятие того или иного культурного явления, — поделилась Александра Таянчина, главный редактор журнала «Собака» (Красноярск).
Свое отношение в обсуждаемой теме выразил и Ник Винтер, занимающийся представлением классической музыки Великобритании в России — он считает оптимальным не деление на информационное сообщение и рецензию о концерте, а сочетание в одном материале внешней репортажной стороны события с художественным контекстом. Ник Винтер полагает, что публично писать о каких-то слабых сторонах того или иного коллектива или исполнителя следует очень осторожно, ведь перо сродни оружию.
Важны ощущения солистов, дирижера к исполняемому репертуару, какие-то интересные моменты, которые помогут не только узкому, а более широкому кругу читателей узнать что-то новое о музыке, — уверен эксперт.
Также в этот день прошли дискуссии на темы: «Юридическое сопровождение оркестра», «Опыт работы с детской аудиторией».
Генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный об итогах деловой программы фестиваля:
Фестиваль симфонических оркестров Сибири впервые пройдет в Красноярске с 18 по 29 октября. Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, Омский академический симфонический оркестр, Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса — эти коллективы не появлялись в столице края более 10 лет, а кто-то и вовсе выступит на сцене филармонии впервые.
С омским оркестром 20 октября будет солировать один из самых ярких российских скрипачей своего поколения Айлен Притчин, получивший приз конкурса за виртуозное исполнение и артистизм. Вместе с иркутским оркестром на красноярскую сцену 25 октября выйдет маэстро фортепиано Дмитрий Шишкин, а с оркестром Кузбасса выступит гость из Колумбии — один из наиболее перспективных молодых виолончелистов современности Сантьяго Каньон-Валенсиа. 29 октября, в день закрытия фестиваля, с Красноярским симфоническим оркестром под управлением Михаила Мосенкова солирует обладатель премии, диплома и спецприза «за мужество и самообладание» XVI Международного Конкурса имени Петра Чайковского китайский пианист Ань Тяньсю.
Фото: Александр Паниотов/Культура24