31 октября 2019
Таймырский проект по сохранению языков народов Севера вошел в десятку лучших по России
Таймырский дом народного творчества, известный как Главный Чум Таймыра, стал победителем всероссийского конкурса в номинации «За сохранение малых языков» с проектом «Школа тундровика».
Из 193 языков и 84 диалектов, на которых говорят россияне, 18 находятся на грани исчезновения, 14 языков после 1990 года умерли, а десять переживают кризис. При этом из 24 языков, преподавание которых ведется в школе, учебники есть лишь для девяти. Такие цифры прозвучали на форуме-диалоге «Языковая политика: общероссийская экспертиза», организованном Федеральным агентством по делам национальностей в Москве, сообщает издание «Таймырский телеграф».
Поддержка родных языков — это ответственность всего государства в целом, заявил, выступая на форуме, глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. В России множество представителей различных национальностей и народностей, численность которых ничтожно мала. Есть риски вымирания не только диалектов, но и национальных языков. Поэтому их необходимо сохранять. До конца 2019 года будет издано 104 учебника на семи языках-миллионниках (пока вышло более 90 учебников). В 2020-2021 годах, как ожидается, выйдет в печать 124 учебника на 24 родных языках.
Награждение лауреатов III Всероссийской премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово» стало одним из самых значимых событий форума. В этом году на соискание премии поступило более 700 заявок практически из всех регионов страны.
Экспертный совет, в состав которого вошли известные в стране и мире ученые, занимающиеся сохранением и популяризацией русского языка и языков народов России, и общественные деятели, выбрал семь лучших проектов. В их число вошел проект Таймырского дома народного творчества «Школа тундровика».
Проект представляет собой обучение, развитие и воспитание детей в условиях, приближенных к тундровой жизни. Занятия проходят в Художественно-этнографическом музее имени Бориса Молчанова, учебном классе «Мамонтенок», выставочном зале, учебном модуле-хозяйстве, на выездных экскурсиях и ориентированы на уклад жизни коренных народов, их обычаи и нравы. Все преподавание ведется на родном языке, — рассказала директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова.
«Школе тундровика» уже несколько лет, однако сейчас организаторы решили подключить к нему не только воспитанников интерната, но также и школьников города, изъявивших желание учить нганасанский, долганский или ненецкий языки. Девочек обучают азам ведения хозяйства в чуме, танцам народов Севера, приготовлению блюд национальной кухни и шитью национальной одежды. Мальчики осваивают профессии рыбака и охотника, учатся изготавливать домашнюю утварь и сувениры из рога оленя, игре на баргане и других традиционных народных инструментах.
Очень рады, что проект «Школа тундровика» получил поддержку экспертов. Учитывая нашу удаленность, мы обратились с просьбой представить на церемонии награждения наше учреждение к долганской детской писательнице, надежному партнеру и доброму другу Вере Николаевне Рудинской, проживающей в Москве», — отметила Любовь Попова.
Фото на обложке: Сергей Великанов / Фотобанк Лори