08 апреля 2021
Дом кино собирает «Народные рецензии»
Кинотеатр будет публиковать рецензии на фильмы, идущие в прокате Дома кино, студентов гуманитарных факультетов и всех тех, кто готов поделиться своей любовью к кино.
Если у вас есть желание попасть в нашу рубрику, пожалуйста, отправляйте свои тексты в сообщения группы. Лучшие рецензии мы обязательно опубликуем и подарим билет в кино.
Рецензия на фильм «Розовое облако» бразильского режиссёра Юли Жербази
Вступительный титр говорит нам, что сценарий был написан в 2017, а фильм снят в 2019. Сама же Юли Жербази говорила, что сняла притчу о месте женщины в современном мире. Нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, хотела ли режиссёр действительно отразить «карантинную эпоху» или это просто роковое стечение обстоятельств. В любом случае первое, что отзовётся в зрителе – именно воспоминания о карантине и масках. Да и говорить о том, что фильм не про заточение дома – тоже лукавство. Зачем тогда была линия главной героини с подругой, где вторая не может справиться с изоляцией? Здесь однозначно виден простой, но достаточно важный посыл – мы слишком много времени проводим в интернете, жертвуя живым общением, но что будет, если у нас не будет возможности видеться с нашими близкими? Режиссёр даёт достаточно мрачный ответ – одни сойдут с ума, другие покончат жизнь самоубийством, а кто-то просто смирится со всем этим. Здесь ещё и можно увидеть, как Юли видит современных мужчину и женщину – первые представляют собой рациональное существо (не даром Яго говорит Джованне, что давно уже было пора смириться с облаком), а вот вторые – существо эмоциональное, всячески старающееся вернуться «в прежний, хороший мир».
В фильме довольно чётко прослеживается аллегорический слой. Облако здесь выступает как предрассудки общества, его рамки. Яго и Джованна оказываются друг с другом спонтанно и начинают совместную жизнь, как-будто общество или старшие поколения говорят им, что самое время создавать семью. Не зря Яго сравнивает их с индийской семьёй, где молодожёны знакомятся на свадьбе. Это вполне прозрачная метафора о том, что в современном мире многие браки создаются не по любви, а по настоянию родственников, ради выгоды и так далее. Жербази также показывает, насколько несостоятельны эти семьи и насколько люди в них несчастны. Они то расходятся, то сходятся (начиная жить на разных этажах), но при этом делают это не по собственной воле, а от безысходности. Нужна ли кому-то такая жизнь?
Жербази делает акцент на героине Джованны. Режиссёр выдаёт рецепт, позволяющий любой женщины вырваться за рамки предрассудков общества (в нашем случае – облака). В начале истории героиня – типичная современная женщина: она не хочет детей, ей гораздо интереснее жить для себя и делать то, что хочешь и когда хочешь. Но со временем все меняется: она рожает ребёнка, становится семейным человеком, опять же, это все скорее от безысходности, чем от личного желания. Рано или поздно, героиня попала бы в личностный кризис. Со временем ей хочется выбраться за пределы квартиры (метафора на семью), но чтобы это сделать, нужно справиться с внешним агрессором – облаком. Джованна, как и героиня Портман в «Аннигиляции» Алекс Гарленда, должна выиграть бой внутри себя, чтобы в последствии справиться с врагом снаружи. Яго сам намекает на необходимость внутренних изменений героини, говоря, что «уже давно пора смириться с облаком». Женщина же не слушает никого, что приводит её к уходу в «воображаемый-желаемый мир».
Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Он умело нагнетает саспенс и придает фильму оттенок мистики, как в «Побудь в моей шкуре» Глейзера. По итогу мы получаем достаточно крепкую социальную драму на важную тему в современной повестке.
Антон Двизов, студент 2-го курса факультета журналистики СФУ.