20 января 2022
«Уроки диалога»: «Площадь Мира» погрузит школьников в современное искусство
Интерактивные занятия для школьников, призванные развить критическое мышление, культуру диалога и многообразия: о психологической обстановке в классе, о значимости культурной и семейной памяти и о том, кто может быть «главным героем».

Занятия будут проходить в Музейном центре «Площадь Мира» с 20 января по 30 июня. Формат — литературно-коммуникативные тренинги. Центральное место в методике занимает чтение и обсуждение отрывков из современной подростковой литературы, актуализирующей исторические, социальные и экзистенциальные вопросы для этого возраста. Всего организаторы разработали 3 программы.
«Главный герой»
Для кого: подростки 8-10 класс, группа 20-25 человек.
Продолжительность: 8 часов (2 занятия по 4 часа или 4 занятия по 2 часа).
Визуальная и смысловая основа курса — графические романы и комиксы, отмеченные международными наградами. Участники расширяют свое представление о визуальных искусствах, знакомясь с выдающимися графическими романами, выполненными в разных техниках — традиционная и компьютерная графика, акварель, коллаж и других.
Рассматривается понятие «главный герой документальной истории или художественного произведения» так, чтобы показать: героем может быть не только «супергерой», «звезда», «публичный, модный персонаж». Героем становится тот, на кого автор истории направляет внимание читателей с определенной целью. Так, в графическом романе «Сурвило», основанном на реальных событиях, главная героиня — бабушка автора, пережившая блокаду Ленинграда. В книге «Мария и я» отец с любовью и мягким юмором рассказывает о своей дочери с расстройством аутистического спектра. Книга «Дневник штормов» автобиографическая — в ней художница рассказывает о путешествии на Русский Север, о встреченных людях, о событиях и о красоте природы.
Мы стремимся к тому, чтобы участники увидели главных героев в членах своей семьи, друзьях и одноклассниках, в самих себе, а также в тех, кого обычно не делают главными героями историй, но им тоже нужно доброжелательное внимание и, вероятно, милосердие читателей, — говорят организаторы.
В конце четвёртого занятия каждый участник придумывает и создаёт короткую визуальную историю в формате комикса в свободной технике (рисование, коллаж, фото) про персонажа, на которого он хочет обратить внимание читателей с продуманной целью. Визуальные истории, созданные участниками, будут оформлены в виде открыток. 
Автор и ведущий тренер: Анастасия Зольникова, переводчица графических романов в издательстве «Бумкнига» (Санкт-Петербург), тьютор и ведущая курсов в дополнительном образовании.
Стоимость: 1200 рублей с человека за курс.
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: скоро.
Подать заявку
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: скоро.
Подать заявку
«Шаг навстречу»
Для кого: подростки 6-8 класс, 20-25 человек
Продолжительность: 8 часов (2 занятия по 4 часа или 4 занятия по 2 часа).
Программа направлена на улучшение психологического климата в классе, развитие коммуникативных компетенций у подростков (конструктивное решение конфликтов, эмпатия, умение сотрудничать и работать в группе) и, как следствие, на профилактику ситуаций буллинга.
Случаи асоциального поведения школьников (стычек, агрессии, конфликтов, в том числе с использованием оружия), освещаемые в СМИ, а также простые наблюдения родителей и учительского сообщества свидетельствуют о необходимости работы с ценностными установками в сфере агрессии и травли в школьной среде.
С одной стороны, существует запрос со стороны педагогического сообщества на инструменты для работы над снижением прецедентов насилия. С другой стороны, подросткам не хватает навыков конструктивного решения конфликтов, чувства эмпатии, инструментов взаимопомощи и сотрудничества, — комментируют программу её создатели.
На занятиях подростки будут учиться говорить о личном опыте буллинга, замечать нездоровый климат в классе, искать решения конфликтных ситуаций, формировать модели поведения. Что это значит — быть другим для современного подростка? С чем сталкиваются люди, которые по каким-либо признакам не вписываются в школьный коллектив?

Автор и ведущий тренер: Анастасия Мокрушина, координатор международных образовательных и культурно-просветительских проектов Общественной организации «Интерра», автор образовательной программы для педагогов «Форум-театр: шаг навстречу», автор методического набора «Шаг навстречу» — набор карточек для работы с подростками по теме буллинга.
Стоимость: 1200 рублей с человека за курс.
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: скоро.
Подать заявку.
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: скоро.
Подать заявку.
«Говорящие вещи»
Для кого: подростки 6–8 класс, 20-25 человек
Продолжительность: 8 часов (2 занятия по 4 часа или 4 занятия по 2 часа).
Программа построена на ключевых вопросах культуры памяти: что, как и зачем мы помним? Она предлагает рассмотреть предметы в тотальной инсталляции «Советская изнанка» как музейные экспонаты, как исторические артефакты и как вещи, с которыми у посетителей возникает личная эмоциональная связь.
Особенность советского быта — массовое производство типовых вещей. В каждом доме были такие предметы, одежда, посуда, игрушки, духи. Двойники этих вещей и сейчас хранятся дома или на даче, или утрачены, но как будто чудесным образом оказались на этой экспозиции.
Основной целью исследования курса станут семейные истории участников. Из четырех занятий два последних предполагают посещение музея старшими родственниками школьников. Это могут быть родители, дедушки или бабушки, тёти или дяди.
Интервьюируя своих родственников, оформляя эти интервью в драматическую форму, участники программы создадут авторский аудиогид по музейной экспозиции. Такой подход творческого осмысления прошлого учит понимать историю, соотносить глобальную историю и частную жизнь, разворачивающуюся на её фоне. И транслировать своё понимание последующим посетителям музея.
Кроме того, опыт коммуникации с родственниками и одноклассниками в неординарном музейном пространстве могут стать замечательным командным тренингом, научат воспринимать одноклассников, как товарищей и коллег.

Основной тренер курса: Ирина Бахтина, научный сотрудник Музейного центра «Площадь Мира», один из лекторов музейного проекта «Опыты искусства».
Стоимость: 1200 рублей с человека за курс.
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: появится в скором времени.
Подать заявку.
Несколько классов, подавших заявку до 23 января, смогут пройти курс бесплатно.
Возможность оплаты Пушкинской картой: появится в скором времени.
Подать заявку.
Аудиогид записывает Любовь Винк, медиа-художница, перформансистка, сценаристка, режиссёрка, кураторка проектов современного искусства, которая работает с историями, ритуалами перехода, спецификой места, перцептивной образностью пространства, времени и человека.

Привлеченные эксперты: историк, поэт, драматург Василий Прокушев; актриса Красноярского краевого театра кукол Галина Качаева.
Образовательная программа «КнигоИгры: Уроки диалога» — совместный проект Музейного центра «Площадь Мира» и Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «ИНТЕРРА». Проект реализуется победителем конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова.
По всем вопросам обращаться к организатору проекта Катерине Любимовой +7 960 756-28-52.