21 ноября 2022
Первая международная биеннале «Искусство будущего» приедет в Норильск
В северном городе края начнётся международное турне выставки, которая была открыта в юбилейный год 25-летия Московского Мультимедиа Арт Музея.
Выставка объединила 60 проектов российских и зарубежных участников, созданных на основе новейших технологий Индустрии 4.0 (нейросети, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность и другие) и рефлексирующих те изменения, которые технологии привносят в жизнь каждого человека и общества. Биеннале проходила в офлайн- и онлайн-форматах и стала настоящей сенсацией: её посетили около 300 000 человек, а охват онлайн-мероприятий на платформе Artforthefuture.art превысил 7 миллионов.
Авторы биеннале рассуждают о том, что искусство всегда зависело от уровня технологического прогресса, апроприируя результаты научных и технических достижений, расширяя за счет них арсенал своих выразительных средств. Так рождались новые виды искусства, например фотография, кино, видео-арт, интернет-арт и другое. Искусство XXI века обращается к стремительно развивающимся современным технологиям и на наших глазах претерпевает радикальные изменения. Растущее влияние Индустрии 4.0, ускорение ритмов жизни приводят к акцентированию внимания искусства на проблеме будущего, созданию его утопических моделей, зависящих от вызовов нашего времени: экологических проблем, цифровизации реальности, повсеместного внедрения нейросетей и так далее.
Художники, представленные в экспозиции, работают с различными футуристическими сценариями. Проект «Планетарные туманности» Ростана Тавасиева, одного из самых ярких современных авторов, создан при участии астрофизика Сергея Попова и посвящён художественному освоению космического пространства.
К проблеме слияния цифровой и материальной реальностей обращается Дмитрий Кавка, широко известный своими интернет- и постинтернет-арт-проектами. Теме видеоигр как виртуального продолжения реального мира посвящены проекты молодых художников Павла Чекулаева и Максима Змеева. Медиахудожники YOmoYO (Максим Свищёв) и Павел Зельдович работают с темами социальных сетей и их влияния на человечество.
Современное искусство развивается в диалоге с историей мировой культуры, рефлексирует реальность и ставит вопросы, важные для сохранения человеческой цивилизации в будущем. Наша жизнь стремительно меняется в результате развития Индустрии 4.0. Искусство всегда апроприировало новые технологии. Сегодня это нейросети, VR, смешанная и дополненная реальности, робототехника, различные виды онлайн-активности и интерактивной коммуникации и другое. Биеннале «Искусство будущего» демонстрирует проекты, созданные с использованием новых технологий, анализирующие то, как эти технологии меняют мир, в котором мы живём. Многие работы были созданы специально для биеннале при поддержке МАММ. Мы задумывали биеннале «Искусство будущего» не как статичную форму, а как процесс, находящийся в непрерывном развитии, что показывает и постоянное пополнение нашей онлайн-платформы Artforthefuture.art., — рассказывает Ольга Свиблова, Директор МАММ, арт-директор биеннале «Искусство будущего».
Выставка в Норильске открывает региональное путешествие биеннале. В каждом городе экспозиция выстраивается заново, в диалоге с музеями, принимающими проект, с учётом интересов их аудитории и особенностей выставочных пространств. В Норильске будет показано 11 избранных проектов как признанных мастеров, так и восходящих звёзд современного искусства. Авторы биеннале рассуждают о том, что искусство всегда зависело от уровня технологического прогресса, апроприируя результаты научных и технических достижений, расширяя за счет них арсенал своих выразительных средств. Так рождались новые виды искусства, например фотография, кино, видео-арт, интернет-арт и другое. Искусство XXI века обращается к стремительно развивающимся современным технологиям и на наших глазах претерпевает радикальные изменения. Растущее влияние Индустрии 4.0, ускорение ритмов жизни приводят к акцентированию внимания искусства на проблеме будущего, созданию его утопических моделей, зависящих от вызовов нашего времени: экологических проблем, цифровизации реальности, повсеместного внедрения нейросетей и так далее.
Художники, представленные в экспозиции, работают с различными футуристическими сценариями. Проект «Планетарные туманности» Ростана Тавасиева, одного из самых ярких современных авторов, создан при участии астрофизика Сергея Попова и посвящён художественному освоению космического пространства.
Норильск — технологичный город, город-машина, город, который никогда не останавливается. Мы мыслим его не только как индустриальный центр, а — на много шагов вперёд — как современный арктический мегаполис с развитой постиндустриальной экономикой. Сегодня как никогда в своих размышлениях о будущем мы нуждаемся в проектах, пространствах, событиях, дающих возможность это наше будущее разглядеть в тумане неопределённости и тревоги. Таким событием для Норильска станет международная биеннале «Искусство будущего». Очень ценно, что биеннале в ходе своего движения по стране начнёт и сама меняться, её региональная версия в Норильске станет несколько иной. Мы предложили в программу проекты художников-резидентов PolArt-резиденции Музея Норильска. Они добавят событию ещё и норильских смыслов, и новизны, и размышлений о будущем арктических городов, — рассказывает Наталья Федянина, директор Музея Норильска, куратор PolArt-резиденции.
Способен ли искусственный интеллект стать полноправным соавтором человека и возможно ли алгоритмизировать процесс творчества — подобными вопросами задается выпускник Школы Родченко Валерий Шевченко в работе Performance of Meaning. Арт-группа Gray Cake (Саша Сереченко и Катя Пряник) исследует искусственный разум на наличие бессознательного. В фокусе внимания художников — способность нейросетей порождать собственные уникальные сновидения на основе предоставленных им текстов и изображений. К проблеме слияния цифровой и материальной реальностей обращается Дмитрий Кавка, широко известный своими интернет- и постинтернет-арт-проектами. Теме видеоигр как виртуального продолжения реального мира посвящены проекты молодых художников Павла Чекулаева и Максима Змеева. Медиахудожники YOmoYO (Максим Свищёв) и Павел Зельдович работают с темами социальных сетей и их влияния на человечество.
Важной главой биеннале в Норильске станут проекты, выполненные в арт-резиденции PolArt. Работы резидентов объединяет интерес к художественному переосмыслению города, будь то проектирование нового светового ландшафта («Норсвет» Милы Михайловой), работа с цветовой средой Норильска («ЦветНор» Анны Толкачевой) или экологической проблематикой, особенно актуальной для региона («Карты сознания» Андрея Чугунова). Эти интерактивные инсталляции позволят зрителям стать соучастниками творческого процесса.
Полярная арт-резиденция PolArt открыта в 2016 году Музеем Норильска при содействии администрации города и компании «Норникель». Цель программы — поддержка современного российского искусства, художников и кураторов. Open-call проводится ежегодно и способствует развитию местного арт-сообщества. В рамках программы авторы создают сайт-специфичные художественные проекты, предлагая своё видение Норильска будущего. С 2021 года приоритетными направлениями резиденции являются медиа- и сайнс-арт.
25 ноября 2022 — 29 января 2023
Биеннале в Норильске будет сопровождаться офлайн и онлайн образовательной программой. Анна Зайцева проведёт кураторскую экскурсию по выставке, пройдут лекции участников биеннале Ростана Тавасиева, Дмитрия Кавки и других. С подробной информацией об образовательной программе можно ознакомиться на платформе Artforthefuture.art.
Биеннале в Норильске будет сопровождаться офлайн и онлайн образовательной программой. Анна Зайцева проведёт кураторскую экскурсию по выставке, пройдут лекции участников биеннале Ростана Тавасиева, Дмитрия Кавки и других. С подробной информацией об образовательной программе можно ознакомиться на платформе Artforthefuture.art.