23 августа 2023

Струнное погружение: как прошла Летняя творческая смена

Летние творческие смены в Красноярском крае берут начало с 1990-х годов. В этом году творческие подростки посетили четыре профильные смены, где впервые были представлены новые направления искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


Евгения: изначально Летние творческие смены проходили на площадках детского лагеря Таёжный-6, что располагался в живописном месте, в 100 км от Красноярска в сосновом лесу на берегу Енисея. Педагогами там работали наши корифеи-мастера, которые также преподавали в музыкальном лицее-десятилетке (в те годы существовавшем) и Институте искусств: Михаил Бенюмов (скрипка), Татьяна Лисенкова (виолончель), Ангелина Мазина (фортепиано), Сергей Найко (баян, аккордеон) и другие.

Я помню эти смены, так как 3 раза была в творческих отрядах: занятия по специальности каждый день, настоящий интенсив, но он давал заметные результаты. Педагоги занимались с конкретными, отобранными детьми и руководствовались в первую очередь тем, что лето, это уникальная возможность заниматься любимым делом, не разрываясь между музыкальными уроками и общеобразовательными дисциплинами. Воспоминания об этих летних неделях творчества, общения и отдыха на природе у меня сохранились до сих пор как самые светлые. После Таёжного уже в 2010-годах творческие летние смены проходили в Гренаде вблизи Красноярска.



Евгения: в этом году впервые Летняя творческая школа проходит в потрясающем по своим инфраструктурным параметрам оздоровительном лагере Солнечный-2 в Теси. На струнном направлении наставниками были педагоги Института искусств — я и доцент Екатерина Александровна Васильева (виолончель). Последние годы струнные смены не проводились в Гренаде, тем важнее было возродить это направление, составляющее основу академического исполнительства — струнная группа является превалирующей в симфоническом оркестре, оркестрах музыкальных театров. Всего на каждой смене 225 детей со всех уголков края. Струнников было 53 человека. За 18 дней мы сформировали ансамбль скрипачей младших классов, ансамбль виолончелистов, струнный оркестр, скрипичные дуэты, трио, соло, виолончельные дуэты и соло.

Нашей задачей мы видели восстановление того творческого интенсива, который был в голодные и тяжелые 1990-е годы, но несколько сбавил обороты в благополучные 2010-е, потому и назвали мы нашу образовательную программу "Струнное погружение". Самое интересное, что такое погружение было давно востребовано и ожидаемо педагогами и учениками с родителями. Когда только узнали, что мы едем на смену, педагоги школ стали звонить в мае и спрашивать что им подготовить с учениками, просить выслать партии, ноты, чтобы помочь своим воспитанникам подготовиться. Во время сезона дети нас буквально рвали на части, им хотелось не только коллективного музицирования (а предусматривалось именно оно, так как внушительное число детей на двоих педагогов в условиях сжатых сроков смены), но и индивидуальных занятий, как это, например, проходит в Сириусе на берегу Чёрного моря.
Евгения: но в Сириус от края могут поехать единицы, в буквальном смысле. Одновременно Сириус является центростремительным каналом, другими словами он обеспечивает помимо внушительного профессионального роста отток кадров из края. Здесь же совсем иная траектория, направленная на питание родного края. Такое питание крайне необходимо по дефицитным специальностям, а струнники несомненно составляют дефицит в Восточной Сибири. Тех детей, которых мы видим на краевых, межрегиональных и городских конкурсах, мы можем объединить в одном месте. И под руководством педагогов высшей школы, находящейся в краевом центре и прямо заинтересованной в крепком контингенте абитуриентов, они получают новый мотивационный заряд, знания и навыки.

Ещё находясь в лагере, я получала активный положительный отклик от педагогов детей и их родителей, по самим детям, их активизации, увлеченности, мы видим, что такие смены крайне актуальны.

Поразительно, что подавляющему большинству музыкантов здесь на летнем отдыхе не нужны выходные, они расстраиваются если нет репетиций и даже после отчетного концерта создают сами ансамбли, а ведь это показатель правильности выбора творческо-образовательной стратегии.
Евгения: огромная благодарность министерству культуры Красноярского края и лично Аркадию Владимировичу Зинову, Краевому научно-учебному центру кадров культуры и его директору Елене Анатольевне Пинчук за внимание к струнно-смычковому детско-юношескому образованию в Красноярском регионе.

Читайте также