21 декабря 2015
Светлана Дорожко: "Ставить спектакли для детей сложнее, чем для взрослых"
Главный режиссер Красноярского краевого театра кукол Светлана Дорожко. О театре кукол для маленького и взрослого человека.
О начале:
Уже когда я училась в Ярославском театральном институте на актерском отделении, я поняла, что хочу заниматься режиссурой. Однако всегда относилась к себе довольно самокритично и в тот момент не решалась даже думать об этом. У нас в институте была возможность что-то попробовать в этом направлении, нас обучали как актёров театра синтеза. После получения актёрского диплома захотелось поработать в профессиональном театре, чтобы понять его структуру изнутри. Через 10 лет работы в разных театрах я поняла, что «дозрела» в своем желании получить режиссёрское образование. Ещё 2 года искала мастера, у которого хотела бы учиться. В театральных вузах не так много профессиональных мастеров-педагогов, которые обучают этой специальности. Сейчас трудное для культуры время и многие режиссёры, которые хотели бы преподавать, не могут этим заниматься, отчасти, по финансовым причинам. В общем, 4 года назад я получила диплом «Режиссёр театра кукол» и благодарна своим мастерам Стависским.
О протесте:
До перестройки прогрессивная тематика советского театрального искусства была отчасти построена на сопротивлении, вызову существующему строю. Многие известные, особенно столичные, театры занимали такую позицию, например, Театр на Таганке. А в нашем деле как раз провинция, города «уральской зоны» были «домами» новаторов. Вольховский, Виндерман, Шрайман и другие создавали политические, идейные спектакли наперекор сложившимся представлениям о театре кукол, как о зрелище для развлечения и поучения детей. В общем, в то время было с чем бороться. Теперь же мы чаще боремся с невежеством.
О работе:
Нет какого-то чёткого шаблона постановки спектакля. Каждая новая работа - поиск и проба. Это в первую очередь касается постановок для детей. Каждый раз, когда мне кажется, что я знаю, как надо ставить, чтобы удержать детское внимание, убеждаюсь, что опять ничего не знаю. Например, в какой-то период я считала, что в спектакле всегда должно быть активное, яркое действие. Вот «Супермама» - моя первая работа с Красноярским театром кукол - живая, бодрая, музыкальная, динамичная постановка. Понятно, что дети это смотрят с удовольствием. Потом я пробую ставить совершенно в другом стиле. Камерная постановка сказки «Оловянный солдатик» в Москве построена на лирическом рассказе - неторопливое действие под классическую музыку. Спектакль получился нежный, тёплый, про любовь и дети смотрят его на одном дыхании. К каждому материалу надо искать свой подход и пробовать, пробовать, пробовать.
Пять лет я работала «одноразовым» режиссёром в самых разных театрах кукол России. Отрепетировала, посмотрела премьеру и уехала. В каждом новом театре тебя ставят перед обстоятельствами: такая-то у нас труппа, такая-то администрации. Зачастую встречаешь сопротивление – некоторые не привыкли работать с полной отдачей, а я не представляю, как можно по-другому. Тогда ты начинаешь убеждать, требовать, упрашивать и добиваешься какого-то результата. Но все знают: вот сейчас ты немного «помашешь руками, понервничаешь», уедешь, а они потом как-нибудь разберутся с твоим спектаклем. Но в этом и сложность. Работая по приглашению, ты отвечаешь только за свой спектакль, и все свои силы вкладываешь только в его выпуск. А сейчас, когда я приехала уже как постоянный режиссер, я вынуждена разбираться во всех проблемах театра – творческих и совсем не творческих. Постановочная задача значительно усложнилась. Теперь важно настроиться самой и настроить коллектив на общую, долговременную работу с полной отдачей.
О городах:
Красноярск очень театральный город. В сравнении с другими городами России здесь довольно много частных и государственных театров для детей и взрослых, антреприз, есть экспериментальные, самодеятельные коллективы. Большинство людей посещают театры по привычке, потому что так было когда-то заведено. А в Красноярске интерес к театру не случаен, зритель здесь грамотный, разборчивый и «жадный» до искусства – благодатнейшая почва для творчества. В провинции вообще больше возможностей для развития нашего дела. В столицах работать тяжелее и физически, и морально. У людей «чувствительность» что ли другая, другие духовные потребности. Впрочем, может это только к театру кукол относится, возможно, в других направлениях иначе дело обстоит.
О театре кукол для детей:
Мне кажется, ставить спектакли для детей в некотором смысле сложнее, чем для взрослых. У ребёнка внимание короткое, удержать его словом невозможно, необходимо с этим считаться и выстраивать действие особым способом. Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребёнком на серьёзные темы.
Думаю, что в репертуаре театров для детей должно быть больше постановок разных жанров. За разнообразием детских театральных впечатлений следует интерес ребёнка к сложному окружающему миру и культуре.
Искусство для детей не обязательно должно быть наделено некой моралью. Например, Корней Чуковский писал про своего «Тараканища», что все «политические смыслы» в это стихотворение критики вложили самостоятельно. На самом деле, это рассказ о забавном для ребёнка случае – большие испугались маленького. Дети не случайно любят перевертыши, небылицы. Маленький человек только что познал некий закон и тут же ему предлагают нарушение этого закона. Ребенка, конечно, это веселит, но вместе с тем, он какие-то обстоятельства жизни, какой-то личный опыт ещё лучше принимает и усваивает.
О театре кукол для взрослых:
В спектаклях нуждаются не обязательно зрители, в них могут нуждаться актеры. Это немаловажно. По большому счету, артистам не хватает подробной работы с режиссером. Заботы артистам всегда не хватает: и творческой, и не творческой.
Психология персонажей, тема, конфликт в пьесах для детей сильно упрощены и часто «работаются» очень примитивно. Актёр может вырасти только на серьёзной драматургии, на глубоких, сложных ролях. Через это меняется подход и к детскому репертуару. Ведь иногда даже в самой маленькой и простой на первый взгляд роли можно найти множество нюансов. Для этого нужно подвижное актёрское нутро и навык серьёзной работы над ролью.
О «Недоросле»:
Мне кажется, что сейчас самое время для постановки этого материала. Пьеса была написана 235 лет назад, а в России мало что изменилось. Есть о чем подумать. Я могу назвать несколько серьёзных произведений, которые я хотела бы поставить. Но стремлюсь быть адекватна зрителю и его вопросам к искусству настоящего. Ведь театр это живой организм, это то, что происходит здесь, сейчас на наших глазах. Поэтому вот, «Недоросль».
О начале:
Уже когда я училась в Ярославском театральном институте на актерском отделении, я поняла, что хочу заниматься режиссурой. Однако всегда относилась к себе довольно самокритично и в тот момент не решалась даже думать об этом. У нас в институте была возможность что-то попробовать в этом направлении, нас обучали как актёров театра синтеза. После получения актёрского диплома захотелось поработать в профессиональном театре, чтобы понять его структуру изнутри. Через 10 лет работы в разных театрах я поняла, что «дозрела» в своем желании получить режиссёрское образование. Ещё 2 года искала мастера, у которого хотела бы учиться. В театральных вузах не так много профессиональных мастеров-педагогов, которые обучают этой специальности. Сейчас трудное для культуры время и многие режиссёры, которые хотели бы преподавать, не могут этим заниматься, отчасти, по финансовым причинам. В общем, 4 года назад я получила диплом «Режиссёр театра кукол» и благодарна своим мастерам Стависским.
О протесте:
До перестройки прогрессивная тематика советского театрального искусства была отчасти построена на сопротивлении, вызову существующему строю. Многие известные, особенно столичные, театры занимали такую позицию, например, Театр на Таганке. А в нашем деле как раз провинция, города «уральской зоны» были «домами» новаторов. Вольховский, Виндерман, Шрайман и другие создавали политические, идейные спектакли наперекор сложившимся представлениям о театре кукол, как о зрелище для развлечения и поучения детей. В общем, в то время было с чем бороться. Теперь же мы чаще боремся с невежеством.
О работе:
Нет какого-то чёткого шаблона постановки спектакля. Каждая новая работа - поиск и проба. Это в первую очередь касается постановок для детей. Каждый раз, когда мне кажется, что я знаю, как надо ставить, чтобы удержать детское внимание, убеждаюсь, что опять ничего не знаю. Например, в какой-то период я считала, что в спектакле всегда должно быть активное, яркое действие. Вот «Супермама» - моя первая работа с Красноярским театром кукол - живая, бодрая, музыкальная, динамичная постановка. Понятно, что дети это смотрят с удовольствием. Потом я пробую ставить совершенно в другом стиле. Камерная постановка сказки «Оловянный солдатик» в Москве построена на лирическом рассказе - неторопливое действие под классическую музыку. Спектакль получился нежный, тёплый, про любовь и дети смотрят его на одном дыхании. К каждому материалу надо искать свой подход и пробовать, пробовать, пробовать.
Пять лет я работала «одноразовым» режиссёром в самых разных театрах кукол России. Отрепетировала, посмотрела премьеру и уехала. В каждом новом театре тебя ставят перед обстоятельствами: такая-то у нас труппа, такая-то администрации. Зачастую встречаешь сопротивление – некоторые не привыкли работать с полной отдачей, а я не представляю, как можно по-другому. Тогда ты начинаешь убеждать, требовать, упрашивать и добиваешься какого-то результата. Но все знают: вот сейчас ты немного «помашешь руками, понервничаешь», уедешь, а они потом как-нибудь разберутся с твоим спектаклем. Но в этом и сложность. Работая по приглашению, ты отвечаешь только за свой спектакль, и все свои силы вкладываешь только в его выпуск. А сейчас, когда я приехала уже как постоянный режиссер, я вынуждена разбираться во всех проблемах театра – творческих и совсем не творческих. Постановочная задача значительно усложнилась. Теперь важно настроиться самой и настроить коллектив на общую, долговременную работу с полной отдачей.
О городах:
Красноярск очень театральный город. В сравнении с другими городами России здесь довольно много частных и государственных театров для детей и взрослых, антреприз, есть экспериментальные, самодеятельные коллективы. Большинство людей посещают театры по привычке, потому что так было когда-то заведено. А в Красноярске интерес к театру не случаен, зритель здесь грамотный, разборчивый и «жадный» до искусства – благодатнейшая почва для творчества. В провинции вообще больше возможностей для развития нашего дела. В столицах работать тяжелее и физически, и морально. У людей «чувствительность» что ли другая, другие духовные потребности. Впрочем, может это только к театру кукол относится, возможно, в других направлениях иначе дело обстоит.
О театре кукол для детей:
Мне кажется, ставить спектакли для детей в некотором смысле сложнее, чем для взрослых. У ребёнка внимание короткое, удержать его словом невозможно, необходимо с этим считаться и выстраивать действие особым способом. Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребёнком на серьёзные темы.
Думаю, что в репертуаре театров для детей должно быть больше постановок разных жанров. За разнообразием детских театральных впечатлений следует интерес ребёнка к сложному окружающему миру и культуре.
Искусство для детей не обязательно должно быть наделено некой моралью. Например, Корней Чуковский писал про своего «Тараканища», что все «политические смыслы» в это стихотворение критики вложили самостоятельно. На самом деле, это рассказ о забавном для ребёнка случае – большие испугались маленького. Дети не случайно любят перевертыши, небылицы. Маленький человек только что познал некий закон и тут же ему предлагают нарушение этого закона. Ребенка, конечно, это веселит, но вместе с тем, он какие-то обстоятельства жизни, какой-то личный опыт ещё лучше принимает и усваивает.
О театре кукол для взрослых:
В спектаклях нуждаются не обязательно зрители, в них могут нуждаться актеры. Это немаловажно. По большому счету, артистам не хватает подробной работы с режиссером. Заботы артистам всегда не хватает: и творческой, и не творческой.
Психология персонажей, тема, конфликт в пьесах для детей сильно упрощены и часто «работаются» очень примитивно. Актёр может вырасти только на серьёзной драматургии, на глубоких, сложных ролях. Через это меняется подход и к детскому репертуару. Ведь иногда даже в самой маленькой и простой на первый взгляд роли можно найти множество нюансов. Для этого нужно подвижное актёрское нутро и навык серьёзной работы над ролью.
О «Недоросле»:
Мне кажется, что сейчас самое время для постановки этого материала. Пьеса была написана 235 лет назад, а в России мало что изменилось. Есть о чем подумать. Я могу назвать несколько серьёзных произведений, которые я хотела бы поставить. Но стремлюсь быть адекватна зрителю и его вопросам к искусству настоящего. Ведь театр это живой организм, это то, что происходит здесь, сейчас на наших глазах. Поэтому вот, «Недоросль».