01 февраля 2016
В Ачинске состоялись Городские образовательные Рождественские чтения
26-28 января в Ачинске прошли традиционные Городские образовательные Рождественские чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». Сотрудники Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргаполова в третий раз приняли активное участие в данной конференции.
Чтения были нацелены на обсуждение достижений и проблем в области воспитания и опыта духовно-нравственного воспитания и развития личности дошкольников и учащихся. В числе приоритетных вопросов обсуждения - вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории, к героическим и трудовым традициям многих поколений наших предков. Это те сферы, где необходимо расширять конструктивное сотрудничество системы образования, Русской православной церкви, общественных организаций, учреждений культуры и городских сообществ, наполнять его новыми, востребованными идеями и инициативами.
Заведующий выставочно-образовательным отделом музея имени Каргаполова Васильцова Е.В. предложила в работу секции «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года – роль и значение традиций и новаций» доклад на тему «Роль музея в формировании культурной идентичности подрастающего поколения».
Как отметили на конференции, роль музея в воспитании дошкольников и школьников очень велика, потому что музей теоретически, практически и на собственном примере не только обучает, но и воспитывает детей. Музей принимает активное участие в формировании взглядов юного поколения и его национального самосознания. К тому же музей располагает одним из важнейших инструментов формирования этнокультурной идентичности ребенка – экспонатом. Каждый экспонат представляет собой предмет Российской культуры со своей историей. С историей человека, передавшего музею этот предмет. Часто посещающие музей дети уже могут сами рассказать историю какого-либо музейного предмета. В процессе экскурсии, конкурса, игры, народного праздника в музее ребенок обогащает свой лексикон.
Проведение обрядовых и народных праздников в музее дает ребенку возможность почувствовать себя не просто зрителем, а активным участником действия, которое, как правило, происходит в тандеме со взрослыми. Такое коллективное действо позволяет ему лучше понять и запомнить всю обстановку и суть происходящего. На смену языческим обрядам пришли обряды христианские, которые, в свою очередь, сменили обряды советского времени. В СССР была уникальная система образования, наипервейшее место в ней занимали детские и юношеские организации. Именно они формировали в личности максимальную культурную и национальную идентичность.
На конференции обсуждалось также, что на данный момент в нашей стране нет четко сформулированной государственной идеи, что очень препятствует формированию этнокультурной идентичности. Но русская культура уникальна, многообразна и неповторима, нам необходимо сохранять русские традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Сохранение национальной идентичности русского народа нужно, в первую очередь, для популяризации русской культуры и истории в целом, развития самостоятельности России, её независимости от других стран в условиях глобализации и финансового кризиса, завоевания Россией уважения на мировой арене, среди других стран. Воспитание национальной идентичности русского народа у детей играет большую роль в формировании патриотизма. Потому что за детьми будущее и именно им предстоит сохранять и передавать следующим поколениям нашу культуру и традиции.
Сотрудникам музея важно воспитание чувства гордости за свою страну, любовь к ней. Конечно, наибольшую роль в этом играет семья и школа, но и роль музея в формировании и становлении личности каждого огромна. Именно музей знакомит с основами русской культуры и русской самобытности. Круглогодичный цикл мероприятий «Причулымские гуляния», разработанный сотрудниками краеведческого музея имени Д.С. Каргаполова, полностью отражает глубину народных знаний об окружающем мире, человеке и его взаимодействии с силами природы. Сотрудники музея приглашают родителей вместе с детьми обратиться к отечественной истории, соприкоснуться с экспонатами, чтобы создать у ребёнка позитивную оценку его национальной идентичности.