11 марта 2016
«И если не случится возрождения культуры, то это будет другая страна»
Писатель, поэт, историк, педагог, автор программы «Игра в бисер» Игорь Волгин о России-маятнике и учителях, как о национальной безопасности.
О хождениях писателей в политику:
Все по-разному отвечают на вопрос о том, как входить в политику. Писатель не может быть совершенно отстранен от этого процесса. Одно дело, когда он становится политической фигурой и свое творчество увязывает с политикой, и совершенно другое — его политическая активность. Достоевский, Пушкин, Толстой не были аполитичны. Салтыков-Щедрин говорил, что «Бесы» Достоевского — это книга, которая написана руками, дрожащими от гнева. Однако это все-таки не политический фольклор, а художественный текст.
Право писателя — высказывать свои взгляды, но не навязывать их. Поэтому считать, что его политические высказывания так же обязательны к прочтению, как и его художественные тексты, совершенно необязательно.
Другой вопрос состоит в том, что люди постоянно ищут у писателей ответы, поскольку считают, что поэт — властитель дум. Отсюда огромная ответственность тех, кто обращается со Словом к публике, особенно в такой литературоцентричной стране, как Россия.
Вообще, политика и литература — две вещи несовместные, как гений и злодейство. Политика — злодейство в какой-то степени. Есть примеры совмещения: Данте, Гете, но в тех случаях не было политики полемической. Существуют в истории литературы и примеры, когда талант был загублен: Александр Фадеев, Николай Тихонов.
О возрождении поэзии:
Я вспоминаю цитату из «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова:
Придет, придет ли времечко,
Приди, приди желанное...
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Говорят, что прошлое России непредсказуемо, но будущее еще больший мираж. Мы страна-маятник: у нас от всеобщей грамотности резкий перепад ко всеобщей безграмотности, от белого царя к красному террору. У нас нет промежуточных решений. Россия без поэзии немыслима. И если не случится возрождения культуры, то это будет другая страна. А возрождение зависит больше от судьбы страны, нежели от судьбы литературы, от того, какие будут у людей приоритеты. Но я уже вижу изменения для поэзии. Раньше на поэтические вечера (имеется в виду проект телеканала «Культура» «Послушайте!» — Ред.) приходили по 10—15 человек, и в большинстве это были сами авторы. А сейчас туда тянется народ.
Об авторе и его мыслях:
Когда у Л. Толстого спросили, какова главная мысль в «Анне Карениной», он ответил: «Для того, чтобы сформулировать мысль "Анны Карениной", мне нужно снова ее написать».
Помните, как в «Мастере и Маргарите» Левий Матвей записывает все на пергаменте за Иешуа, а тот досадует, что, мол, он все ходит за мной, пишет, но все не так, я ничего этого не говорил?
Об искусстве для людей:
Любое хорошее искусство социально. Другое дело, как оно доносится до человека.
О Пушкине, интернете и истине:
У меня есть стихотворение, комичное, но с долей истины:
«Что им фатера и мутеры, и в груди горящий угль,
Если есть эти компьютеры — хочешь, истину погугль».
Мы живем во времена готовых ответов, и истина для многих находится в интернете. Сам процесс ее постижения сейчас сократился до нажатия кнопки на клавиатуре — ткни и получи готовый ответ. Выходит, что человек может сразу найти ответы на любые вопросы жизни и смерти. Но это впечатление обманчиво, готовых решений нет, и никакой писатель их не даст. Ты можешь прочитать в сети какие угодно умные суждения, но пока сам не постигнешь и не переживешь проблему, они в голове не осядут. У Винокурова есть такие стихи: «Я истину открыл, вы ж до сих пор банальностью владели».
Можно еще вспомнить случай, когда отец привел четырнадцатилетнего Мережковского к Достоевскому, чтобы мальчик почитал стихи. Достоевскому стихи не понравились, ибо «чтобы писать, нужно страдать». На что старший Мережковский сказал: «Пусть лучше не пишет, тогда и страдать не будет». Это закон такой — если ты посторонний, ничего у тебя не выйдет.
А вообще, впервые об интернете написал еще Пушкин: «Тятя! тятя! Наши сети притащили мертвеца».
О стабильности человека:
В России все меняется очень медленно, потому что не меняются человеческие механизмы. Почему мы до сих пор воспринимаем драмы Шекспира? Потому что страсти те же. Могут становиться другими политические представления, идеалы. Но человек сам по себе меняется мало. Хотя, конечно, многие вещи из прошлого могут показаться дикими для нас (или, наоборот, современное выглядело бы диким для исторического лица), но добро, зло, ненависть, любовь — это не изменилось.
О важности школьного чтения:
Школьная литературная программа — это фундамент нации, основы русской ментальности. Можно добавлять к списку современных авторов, но базис — классика. Не зная этих текстов, никогда ни о чем не договоришься. Должны быть объединяющие произведения — тот же «Онегин», «Герой нашего времени». Это правильно, что школа на них «застряла». Казалось бы, они далеко, но дело же не только в действии и сюжете. Важно отношение писателя к тому, что он описывает. Взгляд писательский важен. Взять «Евгения Онегина» — интересная тема, но самое интересное в этом тексте — сама личность Пушкина, он там главный герой. При этом надо понимать, что восприятие книг напрямую зависит от учителя, он проводник.
О проблеме учителей:
Проблема с учителями была всегда. Но раньше не было такого понятия, как «училка». Была профессия «учитель». Сегодня в педагогические институты идут по остаточному признаку — не попал в престижный вуз, отправляешься в пед. Однако туда должны идти золотые кадры! Знаете, во времена Австро-Прусской войны, после битвы при Садовой, Бисмарк сказал, что ее выиграли прусские учителя. Так же можно сказать, что Отечественную войну выиграла советская школа, которая воспитала это поколение.
Дети должны почувствовать текст через личность учителя. Если у учителя есть уважение к литературе, значит, будет уважение к ней и у ученика. Если авторитета нет у учителя, то и Пушкин до детей не дойдет. Это механизм передачи. Когда любимый учитель будет говорить про тексты и культуру, тогда ребенок начнет ему внимать: таков непреложный закон.
Никулина Алена
Встреча с Игорем Волгиным проходила в рамках научно-просветительского проекта «Всероссийская литературная эстафета «Страна читающая». Для Красноярска темой встреч и лекций стала «Литературные магистрали Сибири».
Проект «Всероссийская литературная эстафета «Страна читающая», инициированный общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка», посвящён Году литературы в Российской Федерации и способствует развитию интереса у школьников к чтению классической и современной литературы, и гуманистическим ценностям русской литературы. В рамках эстафеты, которая пройдет от Калининграда до Дальнего Востока. Красноярск стал четвертым из шести регионов проекта.
О хождениях писателей в политику:
Все по-разному отвечают на вопрос о том, как входить в политику. Писатель не может быть совершенно отстранен от этого процесса. Одно дело, когда он становится политической фигурой и свое творчество увязывает с политикой, и совершенно другое — его политическая активность. Достоевский, Пушкин, Толстой не были аполитичны. Салтыков-Щедрин говорил, что «Бесы» Достоевского — это книга, которая написана руками, дрожащими от гнева. Однако это все-таки не политический фольклор, а художественный текст.
Право писателя — высказывать свои взгляды, но не навязывать их. Поэтому считать, что его политические высказывания так же обязательны к прочтению, как и его художественные тексты, совершенно необязательно.
Другой вопрос состоит в том, что люди постоянно ищут у писателей ответы, поскольку считают, что поэт — властитель дум. Отсюда огромная ответственность тех, кто обращается со Словом к публике, особенно в такой литературоцентричной стране, как Россия.
Вообще, политика и литература — две вещи несовместные, как гений и злодейство. Политика — злодейство в какой-то степени. Есть примеры совмещения: Данте, Гете, но в тех случаях не было политики полемической. Существуют в истории литературы и примеры, когда талант был загублен: Александр Фадеев, Николай Тихонов.
О возрождении поэзии:
Я вспоминаю цитату из «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова:
Придет, придет ли времечко,
Приди, приди желанное...
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Говорят, что прошлое России непредсказуемо, но будущее еще больший мираж. Мы страна-маятник: у нас от всеобщей грамотности резкий перепад ко всеобщей безграмотности, от белого царя к красному террору. У нас нет промежуточных решений. Россия без поэзии немыслима. И если не случится возрождения культуры, то это будет другая страна. А возрождение зависит больше от судьбы страны, нежели от судьбы литературы, от того, какие будут у людей приоритеты. Но я уже вижу изменения для поэзии. Раньше на поэтические вечера (имеется в виду проект телеканала «Культура» «Послушайте!» — Ред.) приходили по 10—15 человек, и в большинстве это были сами авторы. А сейчас туда тянется народ.
Об авторе и его мыслях:
Когда у Л. Толстого спросили, какова главная мысль в «Анне Карениной», он ответил: «Для того, чтобы сформулировать мысль "Анны Карениной", мне нужно снова ее написать».
Помните, как в «Мастере и Маргарите» Левий Матвей записывает все на пергаменте за Иешуа, а тот досадует, что, мол, он все ходит за мной, пишет, но все не так, я ничего этого не говорил?
Об искусстве для людей:
Любое хорошее искусство социально. Другое дело, как оно доносится до человека.
О Пушкине, интернете и истине:
У меня есть стихотворение, комичное, но с долей истины:
«Что им фатера и мутеры, и в груди горящий угль,
Если есть эти компьютеры — хочешь, истину погугль».
Мы живем во времена готовых ответов, и истина для многих находится в интернете. Сам процесс ее постижения сейчас сократился до нажатия кнопки на клавиатуре — ткни и получи готовый ответ. Выходит, что человек может сразу найти ответы на любые вопросы жизни и смерти. Но это впечатление обманчиво, готовых решений нет, и никакой писатель их не даст. Ты можешь прочитать в сети какие угодно умные суждения, но пока сам не постигнешь и не переживешь проблему, они в голове не осядут. У Винокурова есть такие стихи: «Я истину открыл, вы ж до сих пор банальностью владели».
Можно еще вспомнить случай, когда отец привел четырнадцатилетнего Мережковского к Достоевскому, чтобы мальчик почитал стихи. Достоевскому стихи не понравились, ибо «чтобы писать, нужно страдать». На что старший Мережковский сказал: «Пусть лучше не пишет, тогда и страдать не будет». Это закон такой — если ты посторонний, ничего у тебя не выйдет.
А вообще, впервые об интернете написал еще Пушкин: «Тятя! тятя! Наши сети притащили мертвеца».
О стабильности человека:
В России все меняется очень медленно, потому что не меняются человеческие механизмы. Почему мы до сих пор воспринимаем драмы Шекспира? Потому что страсти те же. Могут становиться другими политические представления, идеалы. Но человек сам по себе меняется мало. Хотя, конечно, многие вещи из прошлого могут показаться дикими для нас (или, наоборот, современное выглядело бы диким для исторического лица), но добро, зло, ненависть, любовь — это не изменилось.
О важности школьного чтения:
Школьная литературная программа — это фундамент нации, основы русской ментальности. Можно добавлять к списку современных авторов, но базис — классика. Не зная этих текстов, никогда ни о чем не договоришься. Должны быть объединяющие произведения — тот же «Онегин», «Герой нашего времени». Это правильно, что школа на них «застряла». Казалось бы, они далеко, но дело же не только в действии и сюжете. Важно отношение писателя к тому, что он описывает. Взгляд писательский важен. Взять «Евгения Онегина» — интересная тема, но самое интересное в этом тексте — сама личность Пушкина, он там главный герой. При этом надо понимать, что восприятие книг напрямую зависит от учителя, он проводник.
О проблеме учителей:
Проблема с учителями была всегда. Но раньше не было такого понятия, как «училка». Была профессия «учитель». Сегодня в педагогические институты идут по остаточному признаку — не попал в престижный вуз, отправляешься в пед. Однако туда должны идти золотые кадры! Знаете, во времена Австро-Прусской войны, после битвы при Садовой, Бисмарк сказал, что ее выиграли прусские учителя. Так же можно сказать, что Отечественную войну выиграла советская школа, которая воспитала это поколение.
Дети должны почувствовать текст через личность учителя. Если у учителя есть уважение к литературе, значит, будет уважение к ней и у ученика. Если авторитета нет у учителя, то и Пушкин до детей не дойдет. Это механизм передачи. Когда любимый учитель будет говорить про тексты и культуру, тогда ребенок начнет ему внимать: таков непреложный закон.
Никулина Алена
Встреча с Игорем Волгиным проходила в рамках научно-просветительского проекта «Всероссийская литературная эстафета «Страна читающая». Для Красноярска темой встреч и лекций стала «Литературные магистрали Сибири».
Проект «Всероссийская литературная эстафета «Страна читающая», инициированный общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка», посвящён Году литературы в Российской Федерации и способствует развитию интереса у школьников к чтению классической и современной литературы, и гуманистическим ценностям русской литературы. В рамках эстафеты, которая пройдет от Калининграда до Дальнего Востока. Красноярск стал четвертым из шести регионов проекта.