07 июля 2016
СЕРГЕЙ СТАРОСТИН: "МИР СИБИРИ" - ЭТО КОЛОССАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Этнограф, композитор, собиратель и аранжировщик русских народных песен, мэтр русского фольклора, папа "Мира Сибири" Сергей Старостин о традициях, самородках и мире.
О верности традициям и культуре:
// В почётной номинации Конкурса на присуждение этномузыкальной премии МИРА - "За верность традиции" стал ансамбль «Верхний Дон» из хутора Мрыховского Верхнедонского района в Ростовской области.
Руководителем ансамбля является донская казачка Ольга Васильевна Пономарёва - носительница певческой традиции Верхнего Дона и певческого репертуара станицы Мигулинской. 48 лет (с 1966 по 2014 гг.) Ольга Васильевна руководила Мрыховским казачьим народным хором. Талант Ольги Васильевны и её вклад в развитие культуры Донского края неоднократно отмечался наградами и премиями, одна из них – премия «Душа России».
О самостоятельности юных талантов:
// Арина Юнусова (руководитель Елена Юрьевна Бубнова, МАОУК Гимназия АРТ-ЭТЮД (г. Екатеринбург).
// Должанкина Надежда( руководитель Юлия Бортулева г. Тула), недавно ставшая обладателем ГРАН-ПРИ IX Всероссийского конкурса народной песни "Песни Родины Л.Н. Толстого".
// Александр Пономарёв (г. Дивногорска Красноярского края). Александр - лауреат международных, всероссийских, краевых конкурсов и фестивалей. Он активно интересуется исполнением на традиционных народных инструментах, самостоятельно изучает духовные стихи и казачий репертуар.
// Фоминых Григорий (г. Красноярска). Григорий занимается в самодеятельной семейной фольклорной студии"Пимочки".
// Омский государственный детский ансамбль существует с 2006 года. Репертуар фольклорной группы основан на образцах песенного и песенно-танцевального фольклора Сибири (и ряда других регионов России).
// Фольклорный ансамбль «Ленок» старается не только исполнять примеры музыкального фольклора, но и глубже его познавать, отправляюсь в экспедиционные поездки к носителям традиции. Репертуар ансамбля составляют народные песни, записанные в Камско-Вятском междуречье, а также песенный и танцевальный фольклор разных областей России.
// Фольклорный ансамбль «Радуйся» . В основе репертуара - песни и обряды, записанные в этнографических экспедициях по Брянской области.
Как отмечают участники коллектива, их главная задача - изучение и популяризация фольклора своего региона, сохранение диалектических особенностей местного говора и специфики традиционного пения, характерного для Брянщины.
// Название фольклорного ансамбля «Кенгирге» (г. Чадан, Республика Тыва) образовано от названия музыкального инструмента буддийского оркестра. Кенгирге — это двусторонний барабан с рукояткой, обтянутый с обеих сторон кожей. Кенгирге больших размеров устанавливается на высоких или низких подставках. Диаметр мембран бывает в среднем около 70-80 см. Звукоизвлечение производится особой, выгнутой палочкой, конец которой обтянут кожей. По краю деревянного обода кенгирге бывает ярко разукрашен изображением переплетающихся драконов. Иногда с одной стороны деревянного обода кенгирге прикрепляют набор мелких звенящих подвесок в виде маленьких металлических шариков с погремушками внутри. Во время ударов по мембране кенгирге шарики соударяются друг с другом и добавляют в звучание кенгирге тихое шелестящее звучание.
// Этно-фольклорный коллектив «Добун» из Якутии - 42 мальчишки и 3 девчонки - учащиеся Саха политехнического лицея г. Якутска - занимаются по авторской программе руководителя их ансамбля Марины Ильиничны Сокольниковой-Мохначевской.
О новых номинациях:
Ансамбль древней мордовской песни «Морама» (руководитель Г.В. Дулкин из г. Саранска, Республика Мордовия). Коллектив имеет богатую историю и был образован в 1994 году под названием "Торама", а в 2013 году был переименован в ансамбль "Морама".
Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» (г. Архангельск) старается сохранить традиционную для своего региона манеру пения. Исполнение песен в записи 1980-х годов отличается большей протяжностью, дольше гласные, много повторений. В «Сузёмье» же все слова отчётливо слышны, в отличие от старинной манеры.
О духе фестиваля:
Никулина Алена
О верности традициям и культуре:
«Фестиваль оказывает свое воздействие не только на регион, а на всю Россию. И человеческий креатив столь широк, что весь его объять просто невозможно. В жестком отборе на фестиваль, мы отдали предпочтение тем коллективам и тем группам, которые погружаются в наследие и понимают, что они делают с фолк-культурой».
За премию «МИРА» в этом году на фестивале будут бороться 41 участник. // В почётной номинации Конкурса на присуждение этномузыкальной премии МИРА - "За верность традиции" стал ансамбль «Верхний Дон» из хутора Мрыховского Верхнедонского района в Ростовской области.
Руководителем ансамбля является донская казачка Ольга Васильевна Пономарёва - носительница певческой традиции Верхнего Дона и певческого репертуара станицы Мигулинской. 48 лет (с 1966 по 2014 гг.) Ольга Васильевна руководила Мрыховским казачьим народным хором. Талант Ольги Васильевны и её вклад в развитие культуры Донского края неоднократно отмечался наградами и премиями, одна из них – премия «Душа России».
О самостоятельности юных талантов:
«Есть открытия на уровне очень юных конкурсантов, которые не просто являются отражением или копией своего руководителя, а они сами уникальные таланты. Они раскрываются сами. Они не следуют плохим или чуждым образцам, они ищут свое».
В детской возрастной категории в этом году участвуют: 5 солистов и 5 ансамблей.// Арина Юнусова (руководитель Елена Юрьевна Бубнова, МАОУК Гимназия АРТ-ЭТЮД (г. Екатеринбург).
// Должанкина Надежда( руководитель Юлия Бортулева г. Тула), недавно ставшая обладателем ГРАН-ПРИ IX Всероссийского конкурса народной песни "Песни Родины Л.Н. Толстого".
// Александр Пономарёв (г. Дивногорска Красноярского края). Александр - лауреат международных, всероссийских, краевых конкурсов и фестивалей. Он активно интересуется исполнением на традиционных народных инструментах, самостоятельно изучает духовные стихи и казачий репертуар.
// Фоминых Григорий (г. Красноярска). Григорий занимается в самодеятельной семейной фольклорной студии"Пимочки".
// Омский государственный детский ансамбль существует с 2006 года. Репертуар фольклорной группы основан на образцах песенного и песенно-танцевального фольклора Сибири (и ряда других регионов России).
// Фольклорный ансамбль «Ленок» старается не только исполнять примеры музыкального фольклора, но и глубже его познавать, отправляюсь в экспедиционные поездки к носителям традиции. Репертуар ансамбля составляют народные песни, записанные в Камско-Вятском междуречье, а также песенный и танцевальный фольклор разных областей России.
// Фольклорный ансамбль «Радуйся» . В основе репертуара - песни и обряды, записанные в этнографических экспедициях по Брянской области.
Как отмечают участники коллектива, их главная задача - изучение и популяризация фольклора своего региона, сохранение диалектических особенностей местного говора и специфики традиционного пения, характерного для Брянщины.
// Название фольклорного ансамбля «Кенгирге» (г. Чадан, Республика Тыва) образовано от названия музыкального инструмента буддийского оркестра. Кенгирге — это двусторонний барабан с рукояткой, обтянутый с обеих сторон кожей. Кенгирге больших размеров устанавливается на высоких или низких подставках. Диаметр мембран бывает в среднем около 70-80 см. Звукоизвлечение производится особой, выгнутой палочкой, конец которой обтянут кожей. По краю деревянного обода кенгирге бывает ярко разукрашен изображением переплетающихся драконов. Иногда с одной стороны деревянного обода кенгирге прикрепляют набор мелких звенящих подвесок в виде маленьких металлических шариков с погремушками внутри. Во время ударов по мембране кенгирге шарики соударяются друг с другом и добавляют в звучание кенгирге тихое шелестящее звучание.
// Этно-фольклорный коллектив «Добун» из Якутии - 42 мальчишки и 3 девчонки - учащиеся Саха политехнического лицея г. Якутска - занимаются по авторской программе руководителя их ансамбля Марины Ильиничны Сокольниковой-Мохначевской.
О новых номинациях:
В этом году на фестивале появляется новая номинация: «Народный театр – обрядовые действа».
«Мы посчитали важным развивать такую номинацию, как «Народный театр». Во многих заявках мы увидели, что люди пытаются из выступления сделать если не спектакль, то представление. Это попытка театрализации обряда, соединение отдельных компонентов. Через обряды музыкальная культура понимается лучше. Из контекста вырванная Троицкая песня или любая другая - она звучит хорошо, но когда мы ее воспринимаем в контексте обряда - вот тут она встает и занимает свое место в культуре. И это важно для будущего понимания».
«Мы посчитали важным развивать такую номинацию, как «Народный театр». Во многих заявках мы увидели, что люди пытаются из выступления сделать если не спектакль, то представление. Это попытка театрализации обряда, соединение отдельных компонентов. Через обряды музыкальная культура понимается лучше. Из контекста вырванная Троицкая песня или любая другая - она звучит хорошо, но когда мы ее воспринимаем в контексте обряда - вот тут она встает и занимает свое место в культуре. И это важно для будущего понимания».
Ансамбль древней мордовской песни «Морама» (руководитель Г.В. Дулкин из г. Саранска, Республика Мордовия). Коллектив имеет богатую историю и был образован в 1994 году под названием "Торама", а в 2013 году был переименован в ансамбль "Морама".
Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» (г. Архангельск) старается сохранить традиционную для своего региона манеру пения. Исполнение песен в записи 1980-х годов отличается большей протяжностью, дольше гласные, много повторений. В «Сузёмье» же все слова отчётливо слышны, в отличие от старинной манеры.
О духе фестиваля:
«Мир Сибири имеет такой масштаб, который любого человека поднимает до уровня одной фестивальной истории. И неважно, откуда ты слышишь музыку – Урал, Сибирь, Европейская часть – формируется такое общее колоссальное музыкальное пространство, где есть культура джемов (ред. - музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения. Когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих), общей работы музыкантов».
Никулина Алена