20 сентября 2016
В Норильске обсудят Шекспира в меняющемся мире
Театровед и театральный критик, профессор Российского государственного института сценических искусств Елена Горфункель прочитает лекцию о Шекспире и Смоктуновском в Норильске.
Елена Горфункель
"В Норильске им сыграно 20 ролей, в том числе самый первый его Моцарт (из пожизненных, можно сказать, персонажей И.М.). Основной репертуар - современные пьесы, герои-сверстники. По фотографиям видно, что молодой актер злоупотребляет гримом и гримасами... Перечитывая список ролей норильского периода, видишь, что они подбирались по амплуа: наивный дурачок, недотепа или неудачник... В основном восторженные идеалисты, слабые люди, униженные и оскорбленные, приживалы, простаки... На фото из "Детей Ванюшина" обращает на себя внимание рука гимназиста Алексея, тонкая, изящная, протянутая к дяде: жест просительный и вместе с тем благородный. Фотограф запечатлел момент игры, который многое обещает..." (из книги "Гений Смоктуновского", 2015).
Елена Горфункель лауреат премии им. Александра Кугеля, премии "Театральный роман" и премии им. А. Толубеева, Елена Иосифовна - кандидат искусствоведения, ее основные работы посвящены истории зарубежного театра, а также русскому театру XX - XXI вв.: помимо упомянутых, "Режиссура Товстоногова" (2015), сборники "Премьеры Товстоногова" (1994), "Г. Товстоногов. Собирательный портрет" (2006), "Товстоногов репетирует и учит" (2007); автор разделов в монографии "Искусство режиссуры за рубежом" (2004), в учебниках "История зарубежного театра" (2005), "История зарубежной литературы" (2011); автор статей в сборниках по истории театра и современной сцене, в кинословаре "Новейшая история отечественного кино" (2001-2004), а также в энциклопедии "Александринский театр" (готовится к печати).
Сотрудничает с журналами "Театр", "Театральная жизнь", "Петербургский театральный журнал", "Сеанс", альманахом "Вопросы театра", печаталась в газетах Петербурга и Москвы. Дважды работала в экспертном совете национальной театральной премии "Золотая Маска", член жюри фестивалей "Рождественский парад" (председатель), "Сибирский транзит", "Онежская маска", "Молодые театры России", "Царь-сказка", "Начало", "Театральная весна" и др.
Публичная лекция "Шекспир в меняющемся мире" пройдет 14 октября в 18.00.
Елена Горфункель
В этом году исполнилось 400 лет со дня смерти Уильяма Шекспира - самого репертуарного драматурга мирового театра. Его творчество с конца XVI века и до сегодняшнего дня - источник загадок для биографов и исследователей, источник вдохновения для режиссеров и актеров, для кинематографа и всех видов театра - драматического, кукольного, оперного и балетного. Вместе с катаклизмами истории менялось отношение к Шекспиру: его забывали и открывали заново. Персонажи его хроник, трагедий и комедий могли из героев становиться негодяями, создавая настоящий хаос интерпретаций. Спектакли последних десятилетий показывают, как эстетически и даже этически беспредельны возможности сценического воплощения Шекспира.
«Елена Горфункель автор книг "Смоктуновский"(1990), "Гений Смоктуновского" приглашена в город не случайно. Начинающий артист Смоктунович, будущий русский Гамлет 60-х получил свое сценическое имя в городе Норильске», - рассказали организаторы.
«Елена Горфункель автор книг "Смоктуновский"(1990), "Гений Смоктуновского" приглашена в город не случайно. Начинающий артист Смоктунович, будущий русский Гамлет 60-х получил свое сценическое имя в городе Норильске», - рассказали организаторы.
"В Норильске им сыграно 20 ролей, в том числе самый первый его Моцарт (из пожизненных, можно сказать, персонажей И.М.). Основной репертуар - современные пьесы, герои-сверстники. По фотографиям видно, что молодой актер злоупотребляет гримом и гримасами... Перечитывая список ролей норильского периода, видишь, что они подбирались по амплуа: наивный дурачок, недотепа или неудачник... В основном восторженные идеалисты, слабые люди, униженные и оскорбленные, приживалы, простаки... На фото из "Детей Ванюшина" обращает на себя внимание рука гимназиста Алексея, тонкая, изящная, протянутая к дяде: жест просительный и вместе с тем благородный. Фотограф запечатлел момент игры, который многое обещает..." (из книги "Гений Смоктуновского", 2015).
Елена Горфункель лауреат премии им. Александра Кугеля, премии "Театральный роман" и премии им. А. Толубеева, Елена Иосифовна - кандидат искусствоведения, ее основные работы посвящены истории зарубежного театра, а также русскому театру XX - XXI вв.: помимо упомянутых, "Режиссура Товстоногова" (2015), сборники "Премьеры Товстоногова" (1994), "Г. Товстоногов. Собирательный портрет" (2006), "Товстоногов репетирует и учит" (2007); автор разделов в монографии "Искусство режиссуры за рубежом" (2004), в учебниках "История зарубежного театра" (2005), "История зарубежной литературы" (2011); автор статей в сборниках по истории театра и современной сцене, в кинословаре "Новейшая история отечественного кино" (2001-2004), а также в энциклопедии "Александринский театр" (готовится к печати).
Сотрудничает с журналами "Театр", "Театральная жизнь", "Петербургский театральный журнал", "Сеанс", альманахом "Вопросы театра", печаталась в газетах Петербурга и Москвы. Дважды работала в экспертном совете национальной театральной премии "Золотая Маска", член жюри фестивалей "Рождественский парад" (председатель), "Сибирский транзит", "Онежская маска", "Молодые театры России", "Царь-сказка", "Начало", "Театральная весна" и др.
Публичная лекция "Шекспир в меняющемся мире" пройдет 14 октября в 18.00.