Нестандартный джаз на фестивале ЕниJazz
В минувший четверг, 10 ноября, в рамках VI международного фестиваля ЕниJazz в Малом зале филармонии с успехом выступили Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог, флюгельгорн и др.) и пианист Вадим Неселовский (США).
В первом отделении дуэт не играл привычные джазовые стандарты, хотя владеет искусством их исполнения в совершенстве. Звучала (за исключением одной пьесы) абсолютно незнакомая красноярцам музыка из нового альбома под названием «Lustrum», презентацию которого музыканты обещают устроить весной 2017 года.
«Это интересное латинское слово имеет несколько толкований, но главное значение для нас – это «пятилетие». Так случилось что в этом году – ровно 5 лет, как мы с Вадимом сотрудничаем», – поясняет в антракте Аркадий Шилклопер.
«Это огромное счастье – работать вместе! – признаётся Вадим Неселовский. – Я хорошо знаю то, что делает Аркадий, особенно в контексте «Moscow Art Trio» с Михаилом Альпериным на протяжении многих лет. Впервые мы познакомились, когда мне было 19; я обучался в консерватории в Германии и просто пришёл на концерт моих кумиров. Тот факт, что много лет спустя, мы работаем на равных как коллеги – это просто обыкновенное чудо. И ещё: здесь, в малом зале красноярской филармонии, мы выступали два года назад и очень счастливы, что вернулись, потому что акустика великолепная, рояль замечательный и публика нас несёт!».
В ходе концерта Аркадий Шилклопер не раз демонстрировал слушателям возможности одного из самых больших деревянных духовых инструментов –настоящего альпийского рога, изготовленного недавно по заказу автора в Германии (а всего таких рогов в арсенале музыканта восемь).
«Сегодня у вас, в Красноярске, российская премьера этого инструмента, – говорит А. Шилклопер.– Я играл на нём и в Германии, и в Швейцарии, и во Франции, а вот в России он звучит впервые. Инструмент изготовлен из ели (отдельные элементы из орехового дерева), а дерево – это живой материал, поэтому такой красивый получается звук и вибрации. Новый альпийский рог, к счастью, разбирается и складывается, как матрёшка. Я рад, что могу с ним путешествовать по всему миру».
На протяжении всего выступления музыканты рассказывали слушателям свои удивительные истории – живописные музыкальные полотна, картины, зарисовки. Некоторые темы были подсказаны публикой на концертах.
«Тема для композиции «Тайга», прозвучавшая в первом отделении, была задана мне для импровизации на концерте в Германии и оказалась настолько русской, бескрайней… Она запала в душу и, позже, когда писал эту музыку, мы как раз были в гастрольном туре с Аркадием, ехали на машине от станции «Тайга» в Новокузнецк по бесконечном снегу. Кругом холмы и кроме снега ничего…. Писал и представлял себе эту станцию, этот путь…», – делится Вадим Неселовский.
На вопрос, звучит ли его музыка в кино, пианист ответил: «Мне всё чаще об этом говорят. Я думаю, моя музыка очень кинематографична и это вопрос времени, наверное. Но мне никогда не хотелось писать музыку специально для кино, потому что у меня свои фильмы в голове…»
Во втором отделении музыканты всё-таки исполнили некоторые джазовые стандарты, но они были настолько неузнаваемы...
«Увы, у нас отменился концерт в Ижевске, из-за того, что было куплено мало билетов», – сожалеет А. Шилклопер. – Понятно, что музыка демократичная, на стыке классики и джаза, и популярной она не будет. Да мы и не стремимся к этому, а хотим показать людям, что есть альтернативный джаз, музыка, свободная от клише. Мы не играем джаз, а играем своё отношение к джазу».
В финале красноярские любители джаза отблагодарили исполнителей продолжительными аплодисментами.
После концерта в Красноярске музыканты отправятся в Томск, оттуда в Кемерово, а затем – в Москву.