15 февраля 2017
Есть ли в России культурная цензура и кому она нужна?
Социальный журналистский проект «Медиазона» и Deutsche Welle рассказывают, кто и почему пытается запрещать театральные постановки, концерты и выставки, и как на это реагируют общество и государство.
Фото: Александр Петросян. Съемки фильма режиссера Алексея Учителя о Матильде Кшесинской.
За две недели до конца 2016 года Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса «Можно ли запрещать произведения искусства?». Выяснилось, что 46% респондентов считают цензуру допустимой. Каждый четвертый опрошенный полагает, что запрещать произведения искусства (театральные постановки, фильмы, выставки и отдельные художественные произведения) должны профессиональные объединения деятелей культуры. 17% участников опроса считает нормальными запреты со стороны минкульта. 6% оставляют право на цензуру за судом.
Главные запретные темы, по мнению опрошенных россиян, — гомосексуальные отношения и нецензурная лексика. 70% респондентов считают, что допустимо запрещать спектакли, книги или фильмы за то, что в них «поднимается тема однополых отношений». Речь, как подчеркивали авторы опроса, идет о произведениях для взрослых людей, с маркировкой 18+. Те же 70% согласны на цензуру, если в книге или фильме есть мат.
66% респондентов считают возможным основанием для запрета наличие в произведении сцен насилия и убийств, 47% — наличие «критики или иронии в адрес церкви и религии». 46% считают допустимым запрещать книги, спектакли и фильмы из-за постельных сцен, столько же опрошенных — из-за сцен курения. 36% — за то, что «в них представлена отличная от принятой точка зрения на российскую историю», 28% — за критику действующей власти.
На фото: спектакль «Все оттенки голубого» Константина Райкина
Райкин и Милонов. В Питере запретить
Поводом опросить россиян и узнать их отношение к запретам стало выступление режиссера и художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина, который заявил прошлой осенью, что в Россию вернулись сталинские порядки и в стране фактически установлена гос.цензура.
Константин Райкин ссылался и на личный опыт: в начале 2016 года показ его спектакля «Все оттенки голубого», посвященного теме гомосексуальности и неприятия ее обществом, дважды срывался в Петербурге под предлогом ложного сообщения о минировании театра. Перед тем, как спектакль был сорван, активисты движения «Народный собор Санкт-Петербурга» во главе с его координатором Анатолием Артюхом раздавали спешившим в театр зрителям листовки. Агитки призывали «не поддаваться пропаганде либерастов от культуры».
Помимо активного участия в общественной деятельности с уклоном в православие, Анатолий Артюх известен тем, что был помощником депутата Законодательного собрания Петербурга Виталия Милонова, известного своими гомофобными инициативами. Сам Милонов не остался в стороне от нападок на Райкина и заявил о намерении обратиться в Генпрокуратуру с жалобой на спектакль, но, судя по отсутствию реакции надзорного ведомства, ограничился угрозами.
На фото: Виталий Милонов (tass.ru)
Бывший петербургский депутат, а сейчас депутат Госдумы Виталий Милонов настолько известен своими запретами и абсурдными инициативами, что о них пишут пародийные песни и создают по их мотивам настольные игры. Именно стараниями Милонова в петербургском административном законодательстве в 2012 году появилась норма о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Через год аналогичную статью добавили и в Кодекс об административных правонарушениях, применив запрет «пропаганды гомосексуализма» на федеральном уровне.
Среди не менее скандальных, но пока не нашедших отклика у законодателей, инициатив Милонова — запрет на преподавание теории Дарвина в школе, попытка наделить эмбрион гражданскими правами, идея создания полиции нравов в структуре МВД и переселение бездомных в заброшенные колхозы.
На фото: экспонат выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже
В ноябре 2016 года Милонов оказался в рядах яростных критиков выставки Яна Фабра в Эрмитаже, в экспозиции которой использованы чучела сбитых машинами животных. Депутат назвал знаменитого бельгийского художника «бомжом от искусства» и выразил недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются государственным музеем «как им хочется».
Депутата поддержал и официальный представитель РПЦ в Петербурге — глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Александр Пелин, посетивший выставку, назвал ее «достаточно позорной». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал скандал вокруг выставки, в двух словах объяснил смысл творчества Фабра и заявил, что выставку музей закрывать не намерен. Она продлится до 9 апреля 2017 года.
Выставка Стерджеса. «Офицеры» Цветкова
В сентябре 2016 года в одном из популярных блогов «Живого журнала» появилась запись, смысл которой сводился к тому, что в Москву привезли выставку фотографа-педофила, который снимает детей и подростков в откровенных позах, а министерство культуры смотрит на происходящее сквозь пальцы. К «народному» возмущению поспешили присоединиться сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, они заявили, что в России работы Джока Стерджеса запрещены Роскомнадзором как детская порнография.
На фото: выставка работ Джока Стерджеса «Без смущения»
Позже выяснилось, что опубликованные в ЖЖ откровенные снимки не имели отношения к выставке работ Джока Стерджеса «Без смущения», проводившейся в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» на «Красном Октябре», что Роскомнадзор блокировал сайты с отдельными и опять же не представленными на выставке фотографиями — но в воскресенье, 25 сентября, это было не важно. Возле галереи выстроились пара десятков молодых людей в куртках с надписями «Офицеры России» и «Оперативный молодежный отряд», блокировав вход для посетителей. Экспозицию осмотрел глава «Офицеров России» Антон Цветков, после чего выставку решили закрыть и демонтировать. Руководство галереи объявило, что сделало это под влиянием «общественного мнения».
Комментируя позже действия подчинявшихся ему молодых людей — блокаду входа в здание галереи, — Цветков назвал это «профилактикой правонарушения способами, не нарушающими закон». Руководит «Оперативным молодежным отрядом» его супруга, Сабина Цветкова. Помимо инцидента на «Красном Октябре» отряды супругов Цветковых участвуют в «рейдах»: блокируют автобусы «перевозчиков-нелегалов» в Подмосковье, подкарауливают наркозависимых возле нелегальных аптек. Сама Сабина Цветкова сравнивает молодых людей, которыми она руководит, с «комсомольскими отрядами в советское время».
Российское подразделение организации «Transparency International» осенью 2016 года опубликовало расследование об источниках финансирования организации «Офицеры России» и выяснило, что она без конкурсов заключила с одной из дочерних компаний РЖД четыре госконтракта на 131,4 млн рублей. Связанные с «Офицерами» организации получили гранты на сумму более 40 млн рублей.
Что же касается лично Антона Цветкова, то он стал широко известен осенью 2012 года, когда в качестве правозащитника посетил в СИЗО задержанного по делу о массовых беспорядках оппозиционера Леонида Развозжаева и заявил, что тот ни на что не жалуется. Членам Общественной наблюдательной комиссии Москвы и своим адвокатам Развозжаев говорил прямо противоположное, сообщив о пытках.
Через год после этих событий, в ноябре 2013 года, Антон Цветков стал главой наблюдательной комиссии Москвы по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы и занимал эту должность до 2016 года.
На фото: рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»
Омск без Иисуса. Отмена рок-оперы
На первое ноября 2016 года в Омске был запланирован показ постановки «Иисус Христос — суперзвезда» в исполнении артистов петербургского театра «Рок-опера». Но за пару недель до спектакля стало известно, что он не состоится.
Этот случай в качестве примера цензуры в искусстве привел на заседании с участием президента Путина художественный руководитель Театра наций и известный актер Евгений Миронов. После того, как Путин заявил, что с этим «надо разобраться», министр культуры Омской области сообщил, что постановку никто не запрещал: ее отменили не по цензурным соображениям, а из-за плохо продававшихся билетов.
Правда, протесты против рок-оперы в Омске все-таки были, хотя и не слишком заметные: запланированным для показа спектаклем заранее возмутились активисты движения «Семья, любовь, отечество», они распространяли листовки и собирали подписи — в интернете и в храмах — за запрет спектакля. Организация, возглавляемая Людмилой Рябиченко, стоит на ультраконсервативных, партиархальных позициях, протестуя в основном против ювенальной юстиции, против ИНН, СНИЛС и сбора персональных данных, против обязательных прививок и криминализации семейного насилия. О Людмиле Рябиченко известно немного: в 2008 году «Новая газета» писала о ней как о главе движения «Народ против игровой зоны» в Калининграде; в статье сообщалось, что по профессии Рябиченко психолог. Она — частая гостья на телеканале «Спас» и радио «Радонеж».
В 2015 году свое пятилетие движение «Семья, любовь, отечество» праздновало в конференц-зале Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а поздравлять Рябиченко и ее соратников приходили депутаты Госдумы Евгений Федоров, Игорь Зотов и другие.
Помимо руководства движением Людмила Рябиченко входит в президиум «Народного собора» — националистической организации, «прославившейся» в середине 2000-х годов тем, что ее активисты выступили заявителями и потерпевшими по уголовному делу против организаторов выставки «Осторожно, религия!».
На фото: группа «Belphegor» ( ystav.com)
«Кровосток» от Ярославля до Кубани
В апреле 2016 года в Краснодаре сорвались выступления сразу двух death-metal групп — австрийской «Belphegor» и американской «Nile». Организаторы концерта получили из городской администрации письмо с сообщением о том, что «творчество данных групп разжигает религиозную рознь и ненависть». Автор письма — начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами — ссылался на поступившие в администрацию обращения «ряда общественных организаций религиозной направленности», которые требовали не только запрета концерта, но и возбуждения дела по статье 282 УК. До уголовного преследования не дошло, но вернуть деньги поклонникам тяжелой музыки организаторам концерта пришлось.
На фото: группа «Nile» (nile-catacombs.com)
Обратившаяся в мэрию Краснодара общественная организация называется «Православный союз» и находится под руководством Романа Плюты, известного на Кубани православного активиста. В прошлом Плюта был членом партии «Родина», затем вступил в «Единую Россию». В марте 2012 года он провел в Краснодаре 10-тысячный митинг «в поддержку духовности» и против панк-группы Pussy Riot. Он также является руководителем общественной организации «Соработничество», которая в 2011 году получила 26 млн рублей из бюджета Краснодарского края в рамках программы сохранения и воссоздания храмовых комплексов.
На фото: к/ф «50 оттенков серого»
Помимо написания заявлений на металлистов Плюта добивался, но безуспешно, запрета показа в Краснодаре фильмов «Нимфоманка» и «50 оттенков серого», а в мае 2015 года обратился с иском к краевому управлению ФСКН. Он обвинял Госнаркоконтроль в бездействии, так как они не привлекают к ответственности за пропаганду наркотиков группу «Кровосток». Суд Плюта проиграл, но, как он утверждает, в ходе процесса представитель краснодарской ФСКН заверил, что о группе доложили руководству службы, и «ситуация находится на контроле».
На фото: Роман Плюта
Дальнейшее развитие событий с запретом текстов группы ярославским судом Плюта ставит себе в заслугу: он обратил внимание на проблему, а остальное было делом техники. Но связаны ли эти решения, доподлинно неизвестно: в Ярославле управление ФСКН заявило о своих претензиях к «Кровостоку» раньше — еще в марте 2015 года, запретив организаторам пускать на концерт группы несовершеннолетних. А в апреле ярославский Госнаркоконтроль сначала силами собственных экспертов провел «анализ творчества группы», а затем привлек специалистов — директора Института филологии и культуры Николая Воронина и декана факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета Светлану Родонову. Помимо пропаганды наркотиков эксперты усмотрели в текстах группы побуждение к «совершению противоправных деяний» и ненормативную лексику. На основе их заключений в июле 2015 года Кировский районный суд Ярославля признал запрещенной для распространения на территории России всю информацию с официального сайта «Кровостока».
На фото: группа «Кровосток» (tvrain.ru)
В ноябре областной суд Ярославля рассмотрел апелляцию музыкантов и отменил решение о запрете текстов и других материалов с сайта «Кровостока». А через несколько месяцев ФСКН прекратила свое существование.
Съемки сериала Алексея Учителя «Матильда»
За веру, царя и Поклонскую
Одной из последних цензурных инициатив стало требование запретить сериал Алексея Учителя «Матильда», который еще только готовится выйти на экраны: премьера запланирована на весну 2017 года. В еще в апреле 2016 года в сети появился трейлер «Матильды». В основу сюжета сериала легла история романа будущего царя Николая II Романова и балерины Матильды Кшесинской. А через несколько месяцев после публикации трейлера разразился скандал.
Сначала в интернете была опубликована петиция, обвиняющая авторов фильма во лжи (в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами), затем ее начали активно продвигать в социальных сетях странички движений «Царский крест» и «Родительский отпор РФ». Первое возглавляет некий Александр Порожняков, а сама организация никак не проявляла себя до попыток запретить сериал. Движение же «Родительский отпор» в лице Николая Мишустина, позиционирует себя как организацию, борющуюся с ювенальной юстицией и электронными паспортами, а также выступающую за традиционные ценности.
На фото: зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская
Протест малоизвестных царепоклонников мог пройти незамеченным, если бы не вмешательство бывшего прокурора Крыма, а сейчас зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Натальи Поклонской. В начале ноября 2016 года она направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм в порядке статей 144 и 146 УПК (речь в этих статьях идет о сообщении о преступлении и о возбуждении уголовного дела публичного обвинения).
На фото: режиссер Алексей Учитель (news2world.net)
Режиссер Алексей Учитель назвал любые жалобы на фильм «маразмом», так как картина еще не готова и «никто не видел ни одного кадра».
Оригинал статьи: zona.media/article/2017/26/01/art-censorship
Фото: Александр Петросян. Съемки фильма режиссера Алексея Учителя о Матильде Кшесинской.
За две недели до конца 2016 года Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса «Можно ли запрещать произведения искусства?». Выяснилось, что 46% респондентов считают цензуру допустимой. Каждый четвертый опрошенный полагает, что запрещать произведения искусства (театральные постановки, фильмы, выставки и отдельные художественные произведения) должны профессиональные объединения деятелей культуры. 17% участников опроса считает нормальными запреты со стороны минкульта. 6% оставляют право на цензуру за судом.
Главные запретные темы, по мнению опрошенных россиян, — гомосексуальные отношения и нецензурная лексика. 70% респондентов считают, что допустимо запрещать спектакли, книги или фильмы за то, что в них «поднимается тема однополых отношений». Речь, как подчеркивали авторы опроса, идет о произведениях для взрослых людей, с маркировкой 18+. Те же 70% согласны на цензуру, если в книге или фильме есть мат.
66% респондентов считают возможным основанием для запрета наличие в произведении сцен насилия и убийств, 47% — наличие «критики или иронии в адрес церкви и религии». 46% считают допустимым запрещать книги, спектакли и фильмы из-за постельных сцен, столько же опрошенных — из-за сцен курения. 36% — за то, что «в них представлена отличная от принятой точка зрения на российскую историю», 28% — за критику действующей власти.
На фото: спектакль «Все оттенки голубого» Константина Райкина
Райкин и Милонов. В Питере запретить
Поводом опросить россиян и узнать их отношение к запретам стало выступление режиссера и художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина, который заявил прошлой осенью, что в Россию вернулись сталинские порядки и в стране фактически установлена гос.цензура.
Константин Райкин ссылался и на личный опыт: в начале 2016 года показ его спектакля «Все оттенки голубого», посвященного теме гомосексуальности и неприятия ее обществом, дважды срывался в Петербурге под предлогом ложного сообщения о минировании театра. Перед тем, как спектакль был сорван, активисты движения «Народный собор Санкт-Петербурга» во главе с его координатором Анатолием Артюхом раздавали спешившим в театр зрителям листовки. Агитки призывали «не поддаваться пропаганде либерастов от культуры».
Помимо активного участия в общественной деятельности с уклоном в православие, Анатолий Артюх известен тем, что был помощником депутата Законодательного собрания Петербурга Виталия Милонова, известного своими гомофобными инициативами. Сам Милонов не остался в стороне от нападок на Райкина и заявил о намерении обратиться в Генпрокуратуру с жалобой на спектакль, но, судя по отсутствию реакции надзорного ведомства, ограничился угрозами.
На фото: Виталий Милонов (tass.ru)
Бывший петербургский депутат, а сейчас депутат Госдумы Виталий Милонов настолько известен своими запретами и абсурдными инициативами, что о них пишут пародийные песни и создают по их мотивам настольные игры. Именно стараниями Милонова в петербургском административном законодательстве в 2012 году появилась норма о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Через год аналогичную статью добавили и в Кодекс об административных правонарушениях, применив запрет «пропаганды гомосексуализма» на федеральном уровне.
Среди не менее скандальных, но пока не нашедших отклика у законодателей, инициатив Милонова — запрет на преподавание теории Дарвина в школе, попытка наделить эмбрион гражданскими правами, идея создания полиции нравов в структуре МВД и переселение бездомных в заброшенные колхозы.
На фото: экспонат выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже
В ноябре 2016 года Милонов оказался в рядах яростных критиков выставки Яна Фабра в Эрмитаже, в экспозиции которой использованы чучела сбитых машинами животных. Депутат назвал знаменитого бельгийского художника «бомжом от искусства» и выразил недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются государственным музеем «как им хочется».
Депутата поддержал и официальный представитель РПЦ в Петербурге — глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Александр Пелин, посетивший выставку, назвал ее «достаточно позорной». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал скандал вокруг выставки, в двух словах объяснил смысл творчества Фабра и заявил, что выставку музей закрывать не намерен. Она продлится до 9 апреля 2017 года.
Выставка Стерджеса. «Офицеры» Цветкова
В сентябре 2016 года в одном из популярных блогов «Живого журнала» появилась запись, смысл которой сводился к тому, что в Москву привезли выставку фотографа-педофила, который снимает детей и подростков в откровенных позах, а министерство культуры смотрит на происходящее сквозь пальцы. К «народному» возмущению поспешили присоединиться сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, они заявили, что в России работы Джока Стерджеса запрещены Роскомнадзором как детская порнография.
На фото: выставка работ Джока Стерджеса «Без смущения»
Позже выяснилось, что опубликованные в ЖЖ откровенные снимки не имели отношения к выставке работ Джока Стерджеса «Без смущения», проводившейся в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» на «Красном Октябре», что Роскомнадзор блокировал сайты с отдельными и опять же не представленными на выставке фотографиями — но в воскресенье, 25 сентября, это было не важно. Возле галереи выстроились пара десятков молодых людей в куртках с надписями «Офицеры России» и «Оперативный молодежный отряд», блокировав вход для посетителей. Экспозицию осмотрел глава «Офицеров России» Антон Цветков, после чего выставку решили закрыть и демонтировать. Руководство галереи объявило, что сделало это под влиянием «общественного мнения».
Комментируя позже действия подчинявшихся ему молодых людей — блокаду входа в здание галереи, — Цветков назвал это «профилактикой правонарушения способами, не нарушающими закон». Руководит «Оперативным молодежным отрядом» его супруга, Сабина Цветкова. Помимо инцидента на «Красном Октябре» отряды супругов Цветковых участвуют в «рейдах»: блокируют автобусы «перевозчиков-нелегалов» в Подмосковье, подкарауливают наркозависимых возле нелегальных аптек. Сама Сабина Цветкова сравнивает молодых людей, которыми она руководит, с «комсомольскими отрядами в советское время».
Российское подразделение организации «Transparency International» осенью 2016 года опубликовало расследование об источниках финансирования организации «Офицеры России» и выяснило, что она без конкурсов заключила с одной из дочерних компаний РЖД четыре госконтракта на 131,4 млн рублей. Связанные с «Офицерами» организации получили гранты на сумму более 40 млн рублей.
Что же касается лично Антона Цветкова, то он стал широко известен осенью 2012 года, когда в качестве правозащитника посетил в СИЗО задержанного по делу о массовых беспорядках оппозиционера Леонида Развозжаева и заявил, что тот ни на что не жалуется. Членам Общественной наблюдательной комиссии Москвы и своим адвокатам Развозжаев говорил прямо противоположное, сообщив о пытках.
Через год после этих событий, в ноябре 2013 года, Антон Цветков стал главой наблюдательной комиссии Москвы по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы и занимал эту должность до 2016 года.
На фото: рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»
Омск без Иисуса. Отмена рок-оперы
На первое ноября 2016 года в Омске был запланирован показ постановки «Иисус Христос — суперзвезда» в исполнении артистов петербургского театра «Рок-опера». Но за пару недель до спектакля стало известно, что он не состоится.
«Как нам объяснили, спектакль отменен по причине протестов», — заявили представители «Рок-оперы».
Этот случай в качестве примера цензуры в искусстве привел на заседании с участием президента Путина художественный руководитель Театра наций и известный актер Евгений Миронов. После того, как Путин заявил, что с этим «надо разобраться», министр культуры Омской области сообщил, что постановку никто не запрещал: ее отменили не по цензурным соображениям, а из-за плохо продававшихся билетов.
Правда, протесты против рок-оперы в Омске все-таки были, хотя и не слишком заметные: запланированным для показа спектаклем заранее возмутились активисты движения «Семья, любовь, отечество», они распространяли листовки и собирали подписи — в интернете и в храмах — за запрет спектакля. Организация, возглавляемая Людмилой Рябиченко, стоит на ультраконсервативных, партиархальных позициях, протестуя в основном против ювенальной юстиции, против ИНН, СНИЛС и сбора персональных данных, против обязательных прививок и криминализации семейного насилия. О Людмиле Рябиченко известно немного: в 2008 году «Новая газета» писала о ней как о главе движения «Народ против игровой зоны» в Калининграде; в статье сообщалось, что по профессии Рябиченко психолог. Она — частая гостья на телеканале «Спас» и радио «Радонеж».
В 2015 году свое пятилетие движение «Семья, любовь, отечество» праздновало в конференц-зале Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а поздравлять Рябиченко и ее соратников приходили депутаты Госдумы Евгений Федоров, Игорь Зотов и другие.
Помимо руководства движением Людмила Рябиченко входит в президиум «Народного собора» — националистической организации, «прославившейся» в середине 2000-х годов тем, что ее активисты выступили заявителями и потерпевшими по уголовному делу против организаторов выставки «Осторожно, религия!».
На фото: группа «Belphegor» ( ystav.com)
«Кровосток» от Ярославля до Кубани
В апреле 2016 года в Краснодаре сорвались выступления сразу двух death-metal групп — австрийской «Belphegor» и американской «Nile». Организаторы концерта получили из городской администрации письмо с сообщением о том, что «творчество данных групп разжигает религиозную рознь и ненависть». Автор письма — начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами — ссылался на поступившие в администрацию обращения «ряда общественных организаций религиозной направленности», которые требовали не только запрета концерта, но и возбуждения дела по статье 282 УК. До уголовного преследования не дошло, но вернуть деньги поклонникам тяжелой музыки организаторам концерта пришлось.
На фото: группа «Nile» (nile-catacombs.com)
Обратившаяся в мэрию Краснодара общественная организация называется «Православный союз» и находится под руководством Романа Плюты, известного на Кубани православного активиста. В прошлом Плюта был членом партии «Родина», затем вступил в «Единую Россию». В марте 2012 года он провел в Краснодаре 10-тысячный митинг «в поддержку духовности» и против панк-группы Pussy Riot. Он также является руководителем общественной организации «Соработничество», которая в 2011 году получила 26 млн рублей из бюджета Краснодарского края в рамках программы сохранения и воссоздания храмовых комплексов.
На фото: к/ф «50 оттенков серого»
Помимо написания заявлений на металлистов Плюта добивался, но безуспешно, запрета показа в Краснодаре фильмов «Нимфоманка» и «50 оттенков серого», а в мае 2015 года обратился с иском к краевому управлению ФСКН. Он обвинял Госнаркоконтроль в бездействии, так как они не привлекают к ответственности за пропаганду наркотиков группу «Кровосток». Суд Плюта проиграл, но, как он утверждает, в ходе процесса представитель краснодарской ФСКН заверил, что о группе доложили руководству службы, и «ситуация находится на контроле».
На фото: Роман Плюта
Дальнейшее развитие событий с запретом текстов группы ярославским судом Плюта ставит себе в заслугу: он обратил внимание на проблему, а остальное было делом техники. Но связаны ли эти решения, доподлинно неизвестно: в Ярославле управление ФСКН заявило о своих претензиях к «Кровостоку» раньше — еще в марте 2015 года, запретив организаторам пускать на концерт группы несовершеннолетних. А в апреле ярославский Госнаркоконтроль сначала силами собственных экспертов провел «анализ творчества группы», а затем привлек специалистов — директора Института филологии и культуры Николая Воронина и декана факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета Светлану Родонову. Помимо пропаганды наркотиков эксперты усмотрели в текстах группы побуждение к «совершению противоправных деяний» и ненормативную лексику. На основе их заключений в июле 2015 года Кировский районный суд Ярославля признал запрещенной для распространения на территории России всю информацию с официального сайта «Кровостока».
На фото: группа «Кровосток» (tvrain.ru)
В ноябре областной суд Ярославля рассмотрел апелляцию музыкантов и отменил решение о запрете текстов и других материалов с сайта «Кровостока». А через несколько месяцев ФСКН прекратила свое существование.
Съемки сериала Алексея Учителя «Матильда»
За веру, царя и Поклонскую
Одной из последних цензурных инициатив стало требование запретить сериал Алексея Учителя «Матильда», который еще только готовится выйти на экраны: премьера запланирована на весну 2017 года. В еще в апреле 2016 года в сети появился трейлер «Матильды». В основу сюжета сериала легла история романа будущего царя Николая II Романова и балерины Матильды Кшесинской. А через несколько месяцев после публикации трейлера разразился скандал.
Сначала в интернете была опубликована петиция, обвиняющая авторов фильма во лжи (в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами), затем ее начали активно продвигать в социальных сетях странички движений «Царский крест» и «Родительский отпор РФ». Первое возглавляет некий Александр Порожняков, а сама организация никак не проявляла себя до попыток запретить сериал. Движение же «Родительский отпор» в лице Николая Мишустина, позиционирует себя как организацию, борющуюся с ювенальной юстицией и электронными паспортами, а также выступающую за традиционные ценности.
На фото: зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская
Протест малоизвестных царепоклонников мог пройти незамеченным, если бы не вмешательство бывшего прокурора Крыма, а сейчас зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Натальи Поклонской. В начале ноября 2016 года она направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм в порядке статей 144 и 146 УПК (речь в этих статьях идет о сообщении о преступлении и о возбуждении уголовного дела публичного обвинения).
«Государь Николай Александрович является святым, мучеником, причислен церковью к лику святых», — выразила собственное отношение к последнему российскому императору Поклонская.
Она считает, что кинематографисты посягнули на неприкосновенность частной жизни монарха.На фото: режиссер Алексей Учитель (news2world.net)
Режиссер Алексей Учитель назвал любые жалобы на фильм «маразмом», так как картина еще не готова и «никто не видел ни одного кадра».
Оригинал статьи: zona.media/article/2017/26/01/art-censorship