01 августа 2018
Girl Power: стиль героинь в картинах художниц
Продолжаем наш ликбез по художницам и современным женщинам-иллюстраторам, анализируя стиль героинь их работ. Как они выглядят, во что одеты, какие тренды или эпоху воплощают? Отвечаем на все эти вопросы.
Напоминаем, что мы решили сделать целый цикл материалов с обзорами на работы каждой художницы и женщины-иллюстратора. Для удобства следите за ними по хэштегу #girlpowerстиль.
Одна из главных представительниц русского авангарда, новатор живописи в начале своей карьеры специализировалась на скульптуре. Ракурс сменился, когда она познакомилась с будущим мужем – художником Михаилом Ларионовым (хороший пример творческой и гармоничной пары, кстати). Именно он, так сказать, разглядел в Гончаровой умение работать с цветом и посоветовал ей уйти от работы над формой.
Художница пробовала себя в импрессионизме, кубизме, реализме и неопримитивизме. Она увлекалась крестьянской темой, стремилась познать сущность творчества народа. Нельзя отнести её к определенному стилю и течению, но звание мастера авангарда принадлежит именно Гончаровой. Она создавала и иллюстрации для литературных произведений. Например, книг поэтов Сергея Боброва, Алексея Кручёных, прозаика и поэта Велимира Хлебникова. Гончарова занималась и театральными декорациями, сценографией. Удавалось ей все.
Не раз Гончарову преследовала власть. После первой персональной выставки, её обвинили в распространении порнографии. И всё из-за картин с обнажёнными натурщицами. Изображение соблазнительных женщин, конечно, мало похоже на проступок, но для революционной России и этого было достаточно. Позже (и уже после другой выставки – «Бубновый валет») на художницу ополчилась церковь. И «обращалась к её творчеству» периодически.
В 1915 году Гончарова с мужем переехала во Францию. В Париж её пригласил Сергей Дягилев на работу художницей для «Русских сезонов». Гончарова и Ларионов так и остались в Европе.
«Московская улица»
Картина создана Гончаровой в 1911 году. Тогда же в моде наметились изменения, связанные с предчувствием Первой мировой войны. Возник диссонанс: с одной стороны, женский гардероб теперь тяготел к удобству и комфорту (не так, как сейчас, конечно, а в меру возможностей на тот момент), с другой, роскошные наряды и тенденция «дорого-богато» была всё ещё в чести. И последнее очень логично, ведь когда всё плохо, хочется радовать себя хотя бы одеждой и достойными тканями. На героине «Московской улицы» юбка-юла, ставшая трендом в 1910 году – завышенная талия, объёмные бедра, сужение к низу и наконец не длинный подол, а длина миди. Ещё один тренд в образе героини – открытая шея, а отголосок шика – большая шляпа. Лично мне в этом образе больше всего нравится желтая сумка. Смело и идеально по цвету. На то это и работа крутой колористки Гончаровой.
«Женщина с папиросой»
Одна из картин категории «распространение порнографии». За неё Гончарова получала порцию осуждения неоднократно. Действительно в то время довольно смело было рисовать полуобнажённую женщину, но, если абстрагироваться от наготы, мы увидим очень красивый образ. На героине не то туника, не то объёмное платье с принтом, который мог бы взять на вооружение бельгийский дизайнер Дрис Ван Нотен, например. Ожерелье похоже на нитку жемчуга – классическое украшение вне времени. Эпоха больше всего отражается в причёске – короткие волосы и тренд на открытую шею, о котором уже упоминалось выше. В целом, провокационно для 1910 года, уместно для 2018-го.
P.S.
Наталья Гончарова – пример не только прогрессивной художницы, но и женщины в целом. Её собственные образы были прорывом для консервативной России. Она одна из первых надела мешковатые брюки, мужскую белую рубашку и жилет оверсайз. Видимо, вдохновившись Коко Шанель. Также Гончарова создавала эскизы одежды, но имена её заказчиков неизвестны. Во Франции она вообще сотрудничала с модными домами и журналами. Художница считала, что живопись декоративна и, в первую очередь, должна украшать и быть эстетичной. Невозможно с ней не согласиться.
Наталья Гончарова
Одна из главных представительниц русского авангарда, новатор живописи в начале своей карьеры специализировалась на скульптуре. Ракурс сменился, когда она познакомилась с будущим мужем – художником Михаилом Ларионовым (хороший пример творческой и гармоничной пары, кстати). Именно он, так сказать, разглядел в Гончаровой умение работать с цветом и посоветовал ей уйти от работы над формой.
Художница пробовала себя в импрессионизме, кубизме, реализме и неопримитивизме. Она увлекалась крестьянской темой, стремилась познать сущность творчества народа. Нельзя отнести её к определенному стилю и течению, но звание мастера авангарда принадлежит именно Гончаровой. Она создавала и иллюстрации для литературных произведений. Например, книг поэтов Сергея Боброва, Алексея Кручёных, прозаика и поэта Велимира Хлебникова. Гончарова занималась и театральными декорациями, сценографией. Удавалось ей все.
Не раз Гончарову преследовала власть. После первой персональной выставки, её обвинили в распространении порнографии. И всё из-за картин с обнажёнными натурщицами. Изображение соблазнительных женщин, конечно, мало похоже на проступок, но для революционной России и этого было достаточно. Позже (и уже после другой выставки – «Бубновый валет») на художницу ополчилась церковь. И «обращалась к её творчеству» периодически.
В 1915 году Гончарова с мужем переехала во Францию. В Париж её пригласил Сергей Дягилев на работу художницей для «Русских сезонов». Гончарова и Ларионов так и остались в Европе.
«Московская улица»
Картина создана Гончаровой в 1911 году. Тогда же в моде наметились изменения, связанные с предчувствием Первой мировой войны. Возник диссонанс: с одной стороны, женский гардероб теперь тяготел к удобству и комфорту (не так, как сейчас, конечно, а в меру возможностей на тот момент), с другой, роскошные наряды и тенденция «дорого-богато» была всё ещё в чести. И последнее очень логично, ведь когда всё плохо, хочется радовать себя хотя бы одеждой и достойными тканями. На героине «Московской улицы» юбка-юла, ставшая трендом в 1910 году – завышенная талия, объёмные бедра, сужение к низу и наконец не длинный подол, а длина миди. Ещё один тренд в образе героини – открытая шея, а отголосок шика – большая шляпа. Лично мне в этом образе больше всего нравится желтая сумка. Смело и идеально по цвету. На то это и работа крутой колористки Гончаровой.
«Женщина с папиросой»
Одна из картин категории «распространение порнографии». За неё Гончарова получала порцию осуждения неоднократно. Действительно в то время довольно смело было рисовать полуобнажённую женщину, но, если абстрагироваться от наготы, мы увидим очень красивый образ. На героине не то туника, не то объёмное платье с принтом, который мог бы взять на вооружение бельгийский дизайнер Дрис Ван Нотен, например. Ожерелье похоже на нитку жемчуга – классическое украшение вне времени. Эпоха больше всего отражается в причёске – короткие волосы и тренд на открытую шею, о котором уже упоминалось выше. В целом, провокационно для 1910 года, уместно для 2018-го.
P.S.
Наталья Гончарова – пример не только прогрессивной художницы, но и женщины в целом. Её собственные образы были прорывом для консервативной России. Она одна из первых надела мешковатые брюки, мужскую белую рубашку и жилет оверсайз. Видимо, вдохновившись Коко Шанель. Также Гончарова создавала эскизы одежды, но имена её заказчиков неизвестны. Во Франции она вообще сотрудничала с модными домами и журналами. Художница считала, что живопись декоративна и, в первую очередь, должна украшать и быть эстетичной. Невозможно с ней не согласиться.