22 октября 2019
Только для взрослых: 5 спектаклей театра кукол, на которые можно сходить без детей
«Театр кукол — это только для детей» — стереотип, который побороть весьма непросто. Однако в Красноярском театре кукол, похоже, с этим успешно справляются. Тем более, кукольный спектакль на серьезные, взрослые темы — это всегда, как минимум, необычно. Наша подборка — отличный повод побывать в кукольном не как родитель.
Первые спектакли для взрослого зрителя — «Чертова мельница» и «Божественная комедия» — появились в красноярском театре кукол еще в 1963 году. Уже в новом веке кукольники возродили вечерний репертуар для взрослых и с тех пор соответствующие этой категории премьеры выходят с завидной регулярностью — билеты раскупаются как горячие пирожки, а спектакли неизменно собирают аншлаги.
«Мелкий бес»
Этот спектакль по творчеству Федора Сологуба, позиционирующийся его создателями — группой постановщиков из Беларуси — как сцены из провинциальной жизни, идет на сцене театра кукол уже больше двух лет. При всей мрачности и безысходности «Мелкий бес» — это смешная история. Смачный язык персонажей, их мелкие мысли, ограниченность выглядят смешно. Смешное уничижает ужасное. И это один из рычагов, который помогает зрителю найти тот «рецепт», ту «пилюлю», который помогает справляться с открывшейся действительностью.
В постановке используется большое количество кукол разных систем и размеров, а также разнообразные костюмы. Каждый новый персонаж и эпизод становятся для зрителя неожиданностью. Благодаря образному языку театра кукол подчеркивается глубина и высокий психологизм литературного материала.
«Егоркина былина»
Александр Башлачев — рок-звезда советского андеграунда, а для тех, кто помнит 80-е — просто СашБаш. Его «Егоркина былина» — одно из самых длинных произведений в истории русской рок-музыки. Хоть и родился музыкант в Череповце, но его имя ассоциируется с Ленинградом, где он быстро стал популярен и вошел в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Поэтому даже символично, что придать «Егоркиной былине» театральную форму решил именно питерец — Руслан Кудашов, главный режиссер Большого театра кукол (Санкт-Петербург).
«Егоркина былина» по стихотворению Александра Башлачева в постановке Кудашова напоминает «воздушное мытарство» — описание путешествия души в загробный мир, где она испытывается искушениями перед тем, как предстать перед Высшим Судом. Однако эта история — не об отдельном человеке. Руслан Кудашов выходит на более масштабный уровень обобщения и признается, что душа главного героя Егора — это душа народа.
«Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи»
Эта постановка Руслана Кудашова по рассказам легендарного Даниила Хармса стала одним из первых взрослых спектаклей в новой истории театра — премьеру красноярский зритель увидел в марте 2016-го и с тех пор спектакль неизменно собирает аншлаги. У постановщика солидный послужной список: он — главный режиссер Большого театра кукол, участник и многократный призер престижных международных фестивалей, лауреат высшей национальной театральной премии «Золотая маска» и премии «Золотой софит» и многих других.
Даниил Хармс в основном известен как детский автор. Однако здесь на сцене — взрослые произведения поэта и писателя, которые были изданы после его смерти. Рекомендуем побывать на этом очень умном, по-питерски утонченном спектакле.
«Я — кулак. Я — А-н-н-а»
Спектакль по пьесе Марты Райцес в театре кукол представили в начале октября. Это история девочки-подростка, не способной слышать мир звуков, но способной узнать о нас или окружающем мире больше, чем мы, лишь по выражению лица, жесту или просто двери, за которой кто-то живёт. Она может найти друга только в том, для кого слова не важны.
Этот спектакль не о человеке с ограниченными возможностями, он о каждом из нас. Любому подростку кажется, что его не слышат, но он хочет быть услышанным. Он пытается найти общий язык с окружающим миром непонятных людей, живущих по непонятным законам. А после взрослеет и сам становится одним из этих людей, но желание быть услышанным остается с ним и тревожит на протяжении всей жизни.
«Побег»
Постановка по пьесе украинского драматурга Миколы Кулиша «Блаженный остров» стала первой премьерой небезызвестного Евгения Ибрагимова в качестве главрежа красноярского кукольного театра. Готовил он ее совместно с художником Дамиром Муратовым.
В жизнь счастливой многодетной семьи врывается революция. Что делать этим недотепам-романтикам, которые мечтали о прекрасном будущем, вечерами музицировали и принимали гостей? Перепуганные, беззащитные перед абсурдом новых законов и порядков, они решаются на побег. Куда? Не в Европу или Стамбул, а на необитаемый остров, где море, солнце, воздух и радость. Там можно переждать лихие времена, там ждет их счастье, о котором они так мечтали.