19 декабря 2019
Я работаю в культуре: художник по свету
Художник по свету — один из самых востребованных специалистов в крае, многие театры месяцами пытаются найти его и пригласить в свою команду. О сложности профессии и магии света мы поговорили с осветителем и художником Красноярского драматического театра имени Пушкина Андреем Козловым.
Изначально у меня было минимальное понимание, что такое постановочный свет и художественно-постановочное освещение. До этого я работал c фотографией и IT-технологиями, а сейчас, придя в театр, больше не представляю жизни без него.
О прелести профессии
Прелесть этой профессии в том, что каждый день не похож на предыдущий, и каждый раз приходится изучать новое — меняются приборы и технологии художественно-постановочного освещения. Свет постоянно меняется технологически, отсюда меняются приемы и задачи для художников от режиссеров.
О задачах художника по свету и осветителя
Одна из сложных задач за время моей практики — это теневая история режиссера Анатолия Ледуховского. Для спектакля «Дядя Ваня» он попросил, чтобы была четкая тень актеров, но на стене света не должно было быть вообще. Пришлось поиграть с приборами, углом света и процентным соотношением. Это была сложная задача, но в результате получилась четко выраженная тень практически без света.
О призвании
Для этой профессии только техником быть недостаточно. Тут скорее нужна творческая составляющая в человеке. И самое важное — стремление стать художником, уметь понимать творческих людей и переносить творчество на «железо».
Конечно, необходимо всегда обучаться. К сожалению, у нас в стране сейчас очень мало учебных заведений. Поэтому я учусь у мэтров света — один из моих учителей Дмитрий Зименко (Митрич), приглашенный художник по свету. Он разработал проект света для нашего театра.
О роли света в спектакле
Свет создает атмосферу спектакля и зачастую задает действию время. Он может подчеркнуть драматизм или комизм и отделить номер от мизансцены. Например, в спектакле «Мы, герои» мы используем постановочный свет, чтобы показать общую историю, но в спектакле есть и номера, которые концептуально вырваны из контекста. Чтобы это показать, мы направляем четкий жесткий луч на актрис и используем так называемый эстрадный прием, который помогает зрителю понять, что это номер, а не просто действие.
Еще один прием вместе с Дмитрием Зименко мы назвали «плохой театр». Он используется в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», когда в третьем акте резко убирается практически весь динамический свет и появляются шесть статических фонарей. Эта задумка позволила вырвать из контекста действие и сделать на нем акцент.
О процессе
Перед показом каждый спектакль собирается: сначала идет монтировка декораций, а после выходим мы, осветители. Устанавливаем планшет, приборы для дополнительных эффектов, световую бутафорию, если это требуется, и направляем весь статический свет. Сделать это необходимо точно, потому что ширина луча очень важна — во время спектакля актер может просто не попасть в свет, и мизансцена будет испорчена. В театре есть негласное правило — за час до запуска зрителя все должно быть готово, проверено и отстроено.
О технике
В каждом театре своя техника и своя специфика. В нашем, например, провели глобальную реконструкцию и приобрели самое современное оборудование. Это динамический свет, пульт управления светом и диммеры для управления статическими приборами, которые позволяют регулировать их интенсивность. Грубо говоря, выключатель может включить или выключить обычную лампу накаливания, а диммер позволяет лампе медленно разгораться в определенно заданном проценте.
Динамическими приборами можно не только подсветить сцену, но и вырезать светом геометрические фигуры. Есть и приборы с многоцветным вращением, которые позволяют делать нестандартные эффекты. Например, в «Пастухе и пастушке» есть сцена пожара. В этот момент динамический прибор направлен прямо на актеров, что создает ощущение, будто огонь отражается в актерах как в зеркале.
О самом большом страхе
Самый большой страх осветителя — когда все идет не так: начиная от задачи «все резко переделать» и заканчивая внезапным отключением света в городе, когда ты никак не можешь исправить ситуацию.
Фото: Александр Паниотов/ Культура24