20 августа 2020
Павел Лабазов: «Это новейшая история, которая может забыться, но мы ее фиксируем»
Директор Международного канского видеофестиваля о сопротивлении материалам, зомбирующему телевидению и невозможности обниматься.
Все гадали о том, по каким законам будет создаваться телевидение канского кинофестиваля СОПРОМАТ.ТВ. Нам готовится к эксперименту или к стереотипу?
Последовательность решений и умозаключений неизбежно привела нас к тому, что, во-первых, просто выкладывать фильмы противоречит всем законам об авторском праве. На все фильмы конкурсной или внеконкурсной программы у нас заключается лицензионные соглашения и, разумеется, никакой правообладатель не захочет выложить на каком-то YouTube-канале свой продукт.
Мы решили пойти дальше и сделать нормальное телевидение. И собственно, как и каталог устроен по шаблонам и лекалам, точно так же и наш канал устроен по шаблонам и лекалам телевидения. Существуют большие программные блоки, есть очень много-много-много маленьких блоков, которые называются «межпрограммное оформление». Была разработана одежда канала — фирменный стиль и графика, которая сопровождает все вещание, отбивки, выходы на рекламу. То, что отличает телевидение от простого блока каналов. Соответственно, смело здесь могу сказать, что это не просто название, а настоящее телевидение с вещанием 24/7 на время фестиваля. У него есть телевизионная программа, мы не называем ее в этом году расписание, потому что это такой TV Guide (ред. — Телегид).
Из-за того, что мы международный [фестиваль], мы составляли программу ближе к шаблонам спутниковых каналов, которые вещают на весь мир. Из-за разных часовых поясов [на канале] какие-то части идут в повторе, чтобы и зрителям смотреть было удобно, и рекламу вставляли более выгодно. На самом деле здесь больше речь о рекламе. Про зрителей я уж как-то слукавил, но у нас все показы бесплатные, и мы никакой рекламой мучать не будем. Наше международное жюри разбросано по всей планете, поэтому конкурсные показы будут повторяться три раза, для трех часовых поясов.
Будет замечательная программа документальной анимации от Дины Годер. Потому что оставить людей без мультиков — это западло. Дина очень хорошо говорит о том, что не каждое документальное кино можно снять. Три программы безумной американской команды Troma Entertainmen. В YouTube уже крутится приветствие самого Ллойда Кауфмана. В этом году он не вошел в состав жюри, потому что очень хочет лично попасть в Канск. В следующем году, если мы вернемся в офлайн формат, господин Кауфман выражал огромное желание присутствовать. Мы вспомним про кампус, кстати, покажем самое большое количество, с тех пор как он завершился, сказок, которые наделали студенты. Вечерняя линейка фильмов будет представлена португальским кино, серия передач под названием «Неактуальное искусство от экс-президента» от Андрея Сильвестрова.
После конкурсных программ мы будем собирать в Zoom членов жюри, режиссеров и авторов тех фильмов, которые мы увидели. И, собственно, как делали в Канске, обсуждать. На канале существует живой чат, и люди смогут задать в прямом эфире вопрос.
Как собирался дополнительный контент? Были ли правила, цензура, звучали слова «целевая аудитория»? Если офлайн фестиваль делает между показами передышки, то сейчас вы со зрителями будете в режиме нон-стоп.
Решение о том, что фестиваль у нас пройдет онлайн мы приняли первого или третьего июня, когда поняли, что не можем рисковать [проведением фестиваля]. И дальше у нас была дилемма: в каком формате это все сделать? Это наш непростой путь. Да, потому что это вещание [в режиме] нон-стоп, на трансляции будет работать четыре режиссера прямого эфира, которые каждые шесть часов будут передавать друг другу вахту. Будет несколько модераторов чата. Это будет круглосуточное дежурство всей команды.
Просто в один прекрасный момент мы пришли к тому, что, а давайте мы замахнемся на «нашего любимого ВильЯма Шекспира» — на наше любимое телевидение. Мы обсуждаем его с самых разных точек зрения, и что оно зомбирует и много чего еще. Так что мы решили показать, что телевидение может быть совсем другим. Понятно, что мы не первые, многие это делали и до нас. Наше телевидение посвящено искусству и культуре, оно вне политики, вне конкуренции. Если мы вспомним историю развития человечества, культура появилась еще задолго до появления государств, когда были сделаны первые наскальные рисунки. Письменность и речь человеческая, которые тоже являются достоянием культуры, появились задолго до того, как образовался какой-то социум. И мы стали думать, что по программингу можем сделать необычного? Была придумана очень интересная линейка лекций. Она посвящена авангарду во всем. Просто в этом году еще сто лет ВХУТЕМАСу (ред. — Высшие художественно-технические мастерские), соответственно арт-критик , куратор и художник Лиза Плавинская прочтет лекции «Великий русский авангард — ЗАПРОСТО!», в которых объяснит значение всего того, что произошло в России на рубеже 19-20 веков. Какая первая картина считалась произведением современного искусства? Вот какая, как ты думаешь?
Это был чей-то портрет?
Васнецов «Три богатыря». Следом за ним «Бурлаки на Волге». Отчасти из-за этого бурлаки присутствуют в имидже фестиваля. В перекличку с ней, и чтобы понять, как это повлияло на дальнейшее развитие общества, Варвара Плавинская прочтет одну зажигательную лекцию «Авангардное мышление в моде», где покажет, как мир от балета Дягилева пришел до Маккуина. Все это подхватит Евгений Майзель, рассказывающий про американский киноавангард середины XX века. Сергей Мезенов сделал шесть лекций с шестью музыкантами из шести городов Сибири, которые занимаются экспериментальной музыкой сейчас.
Вчера я посмотрел общий хронометраж этих роликов — это четыре часа, которые будут равномерно размазаны по всему этому межпрограммному оформлению. Там и [ролики, где гости и друзья фестиваля отвечают] что такое сопромат, и Пахом, который как член жюри и как медиа персона сделал целую серию роликов о том, что для него такое сопромат, и проводит испытания. Когда Сережа это предложил, мы решили чуть сгладить его брутальность, которая может появиться, и предложили детям сделать свои испытания. Есть замечательные испытания Антона Силаева, кинокомпозитора и исследователя, который конструирует абсолютно безумные музыкальные инструменты. Вот тебе частный случай сопромата. У тебя от этого сопромата появляются звуки. Телепоэты записали свои стихи, мы ввели кинозарисовки, такой давно забытый формат. Наши друзья — музыканты Лёня Федоров, Псой Короленко, группы «Крузенштерн и пароход», Der Finger, Secret Chief дали свои композиции, которые были предложены канской творческой видеомейкерской прослойке. Мы как-то пытаемся вовлекать, хоть мы и проходим удалённо.
Регина Федишина в качестве межпрограммки сделала очень смешное учебное пособие по сопромату. Это просто за гранью добра и зла.
У нас был такой формат: мы художникам, артистам и людям культуры по всему миру задавали вопрос: что такое сопромат? Когда ты придумываешь какую-нибудь идею, ты вроде для себя ее прорисовал и как режиссер ты примерно представляешь, что у тебя будет в итоге. Но когда мы говорим об опросе достаточно большого количества людей, которые будет отвечать на один и тот же вопрос, мы должны понимать, что у нас большая вероятность, что ответы будут совпадать. Так вот. Ничего не совпало. У всех абсолютно разный взгляд на сопромат. Их там порядка пятидесяти и ничего вот практически не пересекается.
Вы будете возвращаться на родину в Канск, в рамках фестиваля откроются два арт-объекта.
Я надеюсь, что два объекта. Один временный, а один постоянный. Временный — это продолжающая история Бертрана Госселина и Михаила Кашпаева в освоении ж/д вокзала и оживании перехода над ним. В этом году дистанционно, силами красноярских и канских студентов, там возникнет инсталляция. Будет прямое включение с открытия. И еще один объект — в рамках канского фестиваля, но это не наш проект, а наших друзей — «Сибирские острова. Канск». Первый год он посвящён Канску. Это будет исследование мифов связанных с еврейскими общинами Канска рубежа 19-20 веков. Потому что таких мифов оказалось неимоверное количество. Например, по переписи 1926 года в Канске жили 1200 евреев. Все знают одну канскую синагогу, но если 1200 человек — это значит, что синагог было минимум десять. Будет два круглых стола с представителями из Красноярска, Канска и Израиля. 27 августа будет установлен памятный столбик. Нам понравился столбик, который мы поставили у дома Зазубрина. Такой простой антивандальный объект установят на месте первой синагоги, которая была построена по разрешению енисейского губернатора. Я очень надеюсь, что каждый вечер у нас будут выходить свежие новости их Канска. Но я не думаю, что это будут прям новости-новости. Думаю, будет придуман какой-то другой формат. Но это все в руках в наших творческих партнеров из Канска. Мы тут тоже пытаемся делегировать какие-то вещи, чтобы люди без всяких ограничений могли реализоваться.
Получается ностальгия по канской видеошколе. Похоже на возрождение видеокампуса.
Я бы так не сказал, все-таки кампус — это кампус, и я очень надеюсь на возрождение этого проекта. Но поскольку он базировался на таких социалистических и коммунистических принципах о том, что образование должно быть бесплатным, он очень затратный получается для организаторов. Пока с этим тяжело. Канск пока без видеокампуса. Хотя проект есть, он уже лежит два или три года. Это очень интересный проект, связанный с исследованием и антропологией и искусством. И поиском автора, в каких-то глубинных красноярских землях. Мне кажется, что мы все более четко начинаем осознавать, что историю пишут за нас. И это как-то странно, потому что все-таки мы же живем и это наша история, и мы ее создаем. И если раньше, может из-за меньшего уровня образования и культуры этим особо не интересовались, то сейчас с тем, что растет уровень культуры и образования людей начинает интересовать, как оно было на самом деле. Порой не хочется верить в то, что им рассказывают, а хочется узнать, что ж это было на самом деле. Мне кажется это закономерно, логично и правильно.
Для многих зрителей и гостей фестиваля главная боль онлайна – это невозможность прочувствовать фестиваль, его атмосферу, лишиться живого, стоящего перед тобой балагана.
Есть у меня такое ощущение, что история нагнетания боязни ухода в онлайн и ухода, как ты правильно сказала цирка, балагана и прочего, имеет скорее экономическую подоплеку. Потому что, когда люди собираются, они тратят деньги. С одной стороны да, мы не сможем пообниматься, но, может, найдем какой-то способ виртуальных объятий. В понедельник мы записывали открытие фестиваля, и наша принципиальная позиция, как организаторов и режиссеров была в том, чтобы все собрались вместе, и вся запись шла лайвом. Каждый слышал то, что говорит другой, они к друг другу апеллируют и ссылаются. И глава города был, Ирина Дмитриевна Прохорова. И я надеюсь, что нам этой церемонией открытия удастся показать, что хоть мы и находимся в разных местах, мы все равно вместе. Мы хотим попытаться объединить людей. Понятно, что они уже все чем-то объединены. Мы пытаемся развить соцсеть нового поколения. И я считаю это YouTube. Канал будет жить и после фестиваля. Все эти лекции и межпрограмки будут выкладываться [на канал]. Если сайт Сопромат.тв будет работать неделю, то канал мы планируем сделать значимой онлайн площадкой, и если мы наберем достаточную аудиторию, сможем позиционировать его для проведения каких-то премьерных показов с обсуждениями. Такой виртуальный кинотеатр для премьер.
С чего начинался первый после открытия день в Канске? Гостевой службе приходилось выцарапывать всех гостей часов в девять утра, понятно, что после джетлага и банкета это сделать было практически нереально, и вести всех на экскурсию по городу. У нас будет экскурсия по Канску! И даже не одна! Одну экскурсию подготовил Канский краеведческий музей, другую — наш директор по спецпроектам Александр Морозов. Он сделал свою альтернативную экскурсию по Канску: на какой район ходил, где была дискотека. Совсем другой Канск. Но он тоже исторический. Это новейшая история, которая может забыться, но мы ее фиксируем, чтобы потом ничего нельзя было вставить.
Сколько часов вещания без новостей, прямых включений и повторов на канале?
У нас порядка 150 часов. И, кстати, это самый многочисленный фестиваль. Его сделала команда из 100 человек. Приятно, что красноярцы присоединились к процессу. Один из основных режиссеров, участвовавших в производстве контента – Стас Меркулов. Он также будет вести трансляции во время фестиваля.
Последовательность решений и умозаключений неизбежно привела нас к тому, что, во-первых, просто выкладывать фильмы противоречит всем законам об авторском праве. На все фильмы конкурсной или внеконкурсной программы у нас заключается лицензионные соглашения и, разумеется, никакой правообладатель не захочет выложить на каком-то YouTube-канале свой продукт.
Мы решили пойти дальше и сделать нормальное телевидение. И собственно, как и каталог устроен по шаблонам и лекалам, точно так же и наш канал устроен по шаблонам и лекалам телевидения. Существуют большие программные блоки, есть очень много-много-много маленьких блоков, которые называются «межпрограммное оформление». Была разработана одежда канала — фирменный стиль и графика, которая сопровождает все вещание, отбивки, выходы на рекламу. То, что отличает телевидение от простого блока каналов. Соответственно, смело здесь могу сказать, что это не просто название, а настоящее телевидение с вещанием 24/7 на время фестиваля. У него есть телевизионная программа, мы не называем ее в этом году расписание, потому что это такой TV Guide (ред. — Телегид).
Из-за того, что мы международный [фестиваль], мы составляли программу ближе к шаблонам спутниковых каналов, которые вещают на весь мир. Из-за разных часовых поясов [на канале] какие-то части идут в повторе, чтобы и зрителям смотреть было удобно, и рекламу вставляли более выгодно. На самом деле здесь больше речь о рекламе. Про зрителей я уж как-то слукавил, но у нас все показы бесплатные, и мы никакой рекламой мучать не будем. Наше международное жюри разбросано по всей планете, поэтому конкурсные показы будут повторяться три раза, для трех часовых поясов.
Будет замечательная программа документальной анимации от Дины Годер. Потому что оставить людей без мультиков — это западло. Дина очень хорошо говорит о том, что не каждое документальное кино можно снять. Три программы безумной американской команды Troma Entertainmen. В YouTube уже крутится приветствие самого Ллойда Кауфмана. В этом году он не вошел в состав жюри, потому что очень хочет лично попасть в Канск. В следующем году, если мы вернемся в офлайн формат, господин Кауфман выражал огромное желание присутствовать. Мы вспомним про кампус, кстати, покажем самое большое количество, с тех пор как он завершился, сказок, которые наделали студенты. Вечерняя линейка фильмов будет представлена португальским кино, серия передач под названием «Неактуальное искусство от экс-президента» от Андрея Сильвестрова.
После конкурсных программ мы будем собирать в Zoom членов жюри, режиссеров и авторов тех фильмов, которые мы увидели. И, собственно, как делали в Канске, обсуждать. На канале существует живой чат, и люди смогут задать в прямом эфире вопрос.
Как собирался дополнительный контент? Были ли правила, цензура, звучали слова «целевая аудитория»? Если офлайн фестиваль делает между показами передышки, то сейчас вы со зрителями будете в режиме нон-стоп.
Решение о том, что фестиваль у нас пройдет онлайн мы приняли первого или третьего июня, когда поняли, что не можем рисковать [проведением фестиваля]. И дальше у нас была дилемма: в каком формате это все сделать? Это наш непростой путь. Да, потому что это вещание [в режиме] нон-стоп, на трансляции будет работать четыре режиссера прямого эфира, которые каждые шесть часов будут передавать друг другу вахту. Будет несколько модераторов чата. Это будет круглосуточное дежурство всей команды.
Просто в один прекрасный момент мы пришли к тому, что, а давайте мы замахнемся на «нашего любимого ВильЯма Шекспира» — на наше любимое телевидение. Мы обсуждаем его с самых разных точек зрения, и что оно зомбирует и много чего еще. Так что мы решили показать, что телевидение может быть совсем другим. Понятно, что мы не первые, многие это делали и до нас. Наше телевидение посвящено искусству и культуре, оно вне политики, вне конкуренции. Если мы вспомним историю развития человечества, культура появилась еще задолго до появления государств, когда были сделаны первые наскальные рисунки. Письменность и речь человеческая, которые тоже являются достоянием культуры, появились задолго до того, как образовался какой-то социум. И мы стали думать, что по программингу можем сделать необычного? Была придумана очень интересная линейка лекций. Она посвящена авангарду во всем. Просто в этом году еще сто лет ВХУТЕМАСу (ред. — Высшие художественно-технические мастерские), соответственно арт-критик , куратор и художник Лиза Плавинская прочтет лекции «Великий русский авангард — ЗАПРОСТО!», в которых объяснит значение всего того, что произошло в России на рубеже 19-20 веков. Какая первая картина считалась произведением современного искусства? Вот какая, как ты думаешь?
Это был чей-то портрет?
Васнецов «Три богатыря». Следом за ним «Бурлаки на Волге». Отчасти из-за этого бурлаки присутствуют в имидже фестиваля. В перекличку с ней, и чтобы понять, как это повлияло на дальнейшее развитие общества, Варвара Плавинская прочтет одну зажигательную лекцию «Авангардное мышление в моде», где покажет, как мир от балета Дягилева пришел до Маккуина. Все это подхватит Евгений Майзель, рассказывающий про американский киноавангард середины XX века. Сергей Мезенов сделал шесть лекций с шестью музыкантами из шести городов Сибири, которые занимаются экспериментальной музыкой сейчас.
Вчера я посмотрел общий хронометраж этих роликов — это четыре часа, которые будут равномерно размазаны по всему этому межпрограммному оформлению. Там и [ролики, где гости и друзья фестиваля отвечают] что такое сопромат, и Пахом, который как член жюри и как медиа персона сделал целую серию роликов о том, что для него такое сопромат, и проводит испытания. Когда Сережа это предложил, мы решили чуть сгладить его брутальность, которая может появиться, и предложили детям сделать свои испытания. Есть замечательные испытания Антона Силаева, кинокомпозитора и исследователя, который конструирует абсолютно безумные музыкальные инструменты. Вот тебе частный случай сопромата. У тебя от этого сопромата появляются звуки. Телепоэты записали свои стихи, мы ввели кинозарисовки, такой давно забытый формат. Наши друзья — музыканты Лёня Федоров, Псой Короленко, группы «Крузенштерн и пароход», Der Finger, Secret Chief дали свои композиции, которые были предложены канской творческой видеомейкерской прослойке. Мы как-то пытаемся вовлекать, хоть мы и проходим удалённо.
Регина Федишина в качестве межпрограммки сделала очень смешное учебное пособие по сопромату. Это просто за гранью добра и зла.
У нас был такой формат: мы художникам, артистам и людям культуры по всему миру задавали вопрос: что такое сопромат? Когда ты придумываешь какую-нибудь идею, ты вроде для себя ее прорисовал и как режиссер ты примерно представляешь, что у тебя будет в итоге. Но когда мы говорим об опросе достаточно большого количества людей, которые будет отвечать на один и тот же вопрос, мы должны понимать, что у нас большая вероятность, что ответы будут совпадать. Так вот. Ничего не совпало. У всех абсолютно разный взгляд на сопромат. Их там порядка пятидесяти и ничего вот практически не пересекается.
Вы будете возвращаться на родину в Канск, в рамках фестиваля откроются два арт-объекта.
Я надеюсь, что два объекта. Один временный, а один постоянный. Временный — это продолжающая история Бертрана Госселина и Михаила Кашпаева в освоении ж/д вокзала и оживании перехода над ним. В этом году дистанционно, силами красноярских и канских студентов, там возникнет инсталляция. Будет прямое включение с открытия. И еще один объект — в рамках канского фестиваля, но это не наш проект, а наших друзей — «Сибирские острова. Канск». Первый год он посвящён Канску. Это будет исследование мифов связанных с еврейскими общинами Канска рубежа 19-20 веков. Потому что таких мифов оказалось неимоверное количество. Например, по переписи 1926 года в Канске жили 1200 евреев. Все знают одну канскую синагогу, но если 1200 человек — это значит, что синагог было минимум десять. Будет два круглых стола с представителями из Красноярска, Канска и Израиля. 27 августа будет установлен памятный столбик. Нам понравился столбик, который мы поставили у дома Зазубрина. Такой простой антивандальный объект установят на месте первой синагоги, которая была построена по разрешению енисейского губернатора. Я очень надеюсь, что каждый вечер у нас будут выходить свежие новости их Канска. Но я не думаю, что это будут прям новости-новости. Думаю, будет придуман какой-то другой формат. Но это все в руках в наших творческих партнеров из Канска. Мы тут тоже пытаемся делегировать какие-то вещи, чтобы люди без всяких ограничений могли реализоваться.
Получается ностальгия по канской видеошколе. Похоже на возрождение видеокампуса.
Я бы так не сказал, все-таки кампус — это кампус, и я очень надеюсь на возрождение этого проекта. Но поскольку он базировался на таких социалистических и коммунистических принципах о том, что образование должно быть бесплатным, он очень затратный получается для организаторов. Пока с этим тяжело. Канск пока без видеокампуса. Хотя проект есть, он уже лежит два или три года. Это очень интересный проект, связанный с исследованием и антропологией и искусством. И поиском автора, в каких-то глубинных красноярских землях. Мне кажется, что мы все более четко начинаем осознавать, что историю пишут за нас. И это как-то странно, потому что все-таки мы же живем и это наша история, и мы ее создаем. И если раньше, может из-за меньшего уровня образования и культуры этим особо не интересовались, то сейчас с тем, что растет уровень культуры и образования людей начинает интересовать, как оно было на самом деле. Порой не хочется верить в то, что им рассказывают, а хочется узнать, что ж это было на самом деле. Мне кажется это закономерно, логично и правильно.
Для многих зрителей и гостей фестиваля главная боль онлайна – это невозможность прочувствовать фестиваль, его атмосферу, лишиться живого, стоящего перед тобой балагана.
Есть у меня такое ощущение, что история нагнетания боязни ухода в онлайн и ухода, как ты правильно сказала цирка, балагана и прочего, имеет скорее экономическую подоплеку. Потому что, когда люди собираются, они тратят деньги. С одной стороны да, мы не сможем пообниматься, но, может, найдем какой-то способ виртуальных объятий. В понедельник мы записывали открытие фестиваля, и наша принципиальная позиция, как организаторов и режиссеров была в том, чтобы все собрались вместе, и вся запись шла лайвом. Каждый слышал то, что говорит другой, они к друг другу апеллируют и ссылаются. И глава города был, Ирина Дмитриевна Прохорова. И я надеюсь, что нам этой церемонией открытия удастся показать, что хоть мы и находимся в разных местах, мы все равно вместе. Мы хотим попытаться объединить людей. Понятно, что они уже все чем-то объединены. Мы пытаемся развить соцсеть нового поколения. И я считаю это YouTube. Канал будет жить и после фестиваля. Все эти лекции и межпрограмки будут выкладываться [на канал]. Если сайт Сопромат.тв будет работать неделю, то канал мы планируем сделать значимой онлайн площадкой, и если мы наберем достаточную аудиторию, сможем позиционировать его для проведения каких-то премьерных показов с обсуждениями. Такой виртуальный кинотеатр для премьер.
С чего начинался первый после открытия день в Канске? Гостевой службе приходилось выцарапывать всех гостей часов в девять утра, понятно, что после джетлага и банкета это сделать было практически нереально, и вести всех на экскурсию по городу. У нас будет экскурсия по Канску! И даже не одна! Одну экскурсию подготовил Канский краеведческий музей, другую — наш директор по спецпроектам Александр Морозов. Он сделал свою альтернативную экскурсию по Канску: на какой район ходил, где была дискотека. Совсем другой Канск. Но он тоже исторический. Это новейшая история, которая может забыться, но мы ее фиксируем, чтобы потом ничего нельзя было вставить.
Сколько часов вещания без новостей, прямых включений и повторов на канале?
У нас порядка 150 часов. И, кстати, это самый многочисленный фестиваль. Его сделала команда из 100 человек. Приятно, что красноярцы присоединились к процессу. Один из основных режиссеров, участвовавших в производстве контента – Стас Меркулов. Он также будет вести трансляции во время фестиваля.
Фестиваль пройдёт с 23 по 29 августа. Генеральный партнёр — Благотворительный Фонд Михаила Прохорова.
Программа передач доступна на сайтах kanskfest.ru и sopromat.tv.
Программа передач доступна на сайтах kanskfest.ru и sopromat.tv.