18 сентября 2020
Денис Мацуев: «Я жадный до новой музыки»
Четыре концерта подряд. Два в день, с перерывами в полтора часа. Денис Мацуев открывает сезон в Красноярской филармонии и в этом году, когда кажется, что все перевернулось. О паузе, музыке, новых именах и старых воспоминаниях поговорили с маэстро.
Об отношениях с музыкой
Если у тебя нет любви, контакта любовного с этим произведением, ты не должен выходить на сцену и для публики исполнять эту музыку. Если ты не нащупал эту химию.
Две недели я играю в день два концерта подряд. Только что закончился первый — «Времена года» Чайковского и «Петрушка» Стравинского, и через полтора часа я выхожу и играю то же самое уже для другой половины зала. Это нелегко физически, не скрою. Но когда ты выходишь на второй концерт, казалось бы, та же музыка, которую ты играл два часа назад, но она обретает совершенно другие краски — и звуковые, и смысловые. Тут что-то совершенно удивительное, магическое включается, и я буду продолжать это делать. Это любопытно. Может эта такая мистика в энергии в зале в этот момент происходит.
Наверное, не я стал по-другому относиться к Шопену. Шопен стал по-другому относиться ко мне. Нашел ли я тот код, тот ключ к подходу к этой гениальной абсолютно музыке? Я боготворю Шопена и боготворил всю жизнь. И мог сыграть эти два концерта с оркестром хоть в любой момент, и играл их с детства, учил для себя прелюдии, этюды и сонаты. Это не проблема произведения, это проблема твоя. Насколько ты готов вынести свои чувства, пронеся через себя тот момент, когда ты выходишь на сцену. Я его уже сыграл [концерт] два раза в Суздале на летнем фестивале «Альмаматер», который проводит «Новые имена» и на открытии сезона в Зарядье. Мы сыграли его с маэстро Гергиевым. Абсолютно импровизационное и спонтанное, как это всегда бывает с Гергиевым, решение в последний момент. Но когда это происходит в таком инерционном ключе, то иногда попадает в самую точку. Что такое — ты сыграл? Я сыграл третий концерт Рахманинова больше трехсот раз по всему миру. Нет такой страны, где бы я его не играл. Но каждый раз, когда я выхожу на сцену — это в первый раз. Нельзя сказать, что я выучил концерт Шопена. Я начал свои отношения с этой гениальной музыкой. Я очень на это надеюсь и очень хочу, чтобы они продолжались как можно дольше. Я рад, что завтра будет два концерта, уверен, что это будет разная интерпретация. И это абсолютно уникальная музыка. Это романтика. Каждая нота — говорящая. Ты перепеваешь эти ноты практически, как певец. Это такое огромное удовольствие играть такую музыку. И важно, чтобы это погрузилось в тебя, прошло через тебя.
Об энергии зала
О будущем музыкантов
Наши государственные или губернаторские коллективы, которые имеют гранты, получали всё в полном объёме. Конечно есть проблема так называемых фрилансеров, которые нигде не числятся, и основной источник дохода у которых были концерты. Они находятся в ужасающем положении. Мы — фонд «Новые имена» делаем всё возможное, чтобы поддержать наших питомцев и даём дополнительные стипендии в течение этого времени, и уже сейчас появилась возможность выступать, и мы даём эту возможность. К счастью, молодых талантливейших музыкантов у нас очень много и им нужно помогать.
Современные композиторы и не во время пандемии жили не самым лучшим образом. Условно широкая публика хочет слушать популярные произведения. Во всём мире есть возможность для того, чтобы исполнять современную музыку. Вопрос в том, какая это музыка, много ли её, та ли эта музыка, которая достойна быть на сцене? К счастью есть такие композиторы, и я просто предвосхищаю 2022 год, когда в преддверии 150-летия Сергея Васильевича мы будем организовывать конкурс имени Рахманинова. Мы реанимируем фортепианный конкурс и добавляем две ипостаси, в которых, собственно говоря, и был велик Сергей Васильевич. Это дирижёры и композиторы. В ноябре этого года на Международном культурном форуме в Петербурге, где я отвечаю за музыкальную секцию несколько лет подряд, пройдет презентация конкурса, где уже будут озвучены все специальности, жюри, условия, точные залы, оркестры…все-все-все детали. Надеюсь, что этот конкурс выведет на международную сцену великолепных музыкантов. Это не только всероссийский, это международный конкурс, на который съедутся музыкальные силы всего мира. Этот будет конкурс уровня Чайковского не меньше.
О старых друзьях
То было первое знакомство наше. На самом деле Александр Иванович был очень трогательный человек. Жалко, что он так резко ушёл, это была трагедия конечно. Когда Лебедь был здесь губернатором, он очень помогал культуре и оркестру. Я могу сравнить его с первым секретарем крайкомпартии Федирко (ред. — Павел Стефанович Федирко — советский и российский партийный и государственный деятель. Первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС), благодаря которому в одночасье появились оркестр и театр. Благодаря ему Красноярск получил то, что, к сожалению, не имеет мой родной город Иркутск, который находится рядом здесь. Это легендарный человек для Красноярска и красноярской культуры.
В каждый мой приезд в Красноярске в очередной раз проходит отбор фонда «Новые имена», который проводится под эгидой министерства культуры края и филармонии. Это очень важно, что возобновились офлайн мастер-классы. Онлайн мастер-классы кто-то ловит сразу, у кого-то есть на это талант, у кого есть абсолютно гениальные уши. Это большая на самом деле дискуссия — возможно ли онлайн-обучение пианиста, скрипача, или виолончелиста? Но пока пока нет живого восприятия, когда ты смотришь в глаза, а профессор и педагог тебе показывает вживую на твоем инструменте. Понятно, если что-то такое повторяется — это один из выходов.
О новых именах
Фонд «Новые имена» — это уникальный фонд, которому уже 31 год, через который прошли все самые знаменитые музыканты нашей страны, которые сейчас прославляют нашу великую исполнительскую школу. Если сейчас вы найдёте на афише самого знаменитого зала русское имя — это на 99 % выходец из «Новых имён». Уникальность фонда, нашей семьи, которую придумала уникальная женщина Иветта Николаевна Воронова. Она нашла и вашего покорного слугу в Иркутске в 90-м году, когда я с футбольного матча внезапно забежал в иркутскую филармонию и сыграл две прелюдии Рахманинова и свою собственную джазовую импровизацию. После чего Иветта Николаевна подошла и сказала: «Киска моя!, — он так к нам обращалась. — Мы хотим тебя пригласить в Москву». Я сказал спасибо и убежал забивать победный мяч. У нас был двор на двор — принципиальный матч.
Мы — первая команда — переехали в Москву и поехали по всему миру. Это наше воспитание, наша школа жизни, потому что новоименцы как сибиряки – это такая национальность, каста отдельная. И слава богу каждый год в регионах рождаются эти искорки, у которых есть шанс идти и делать нам такие звоночки, что они рядом. И я рад что сибирская земля не подводит никогда, и вот сейчас опять были замечательные ребята.
О новых партитурах
Фото: Александр Паниотов/Культура24