24 февраля 2021
Жоау Карлуш Мендонса-Жоау: «В Сибири есть действительно ценители качественного кино»
В Красноярске впервые прошел фестиваль португальского кино. Мы поговорили с Жоау Карлушом Мендонса-Жоау, представителем Посольства Португалии в России о феномене португальского кино и разобрали самые сильные картины.
Фестиваль португальского кино в Красноярске проходит впервые, почему именно сейчас вы решили познакомить красноярцев с этими картинами?
Мы поняли, что в Сибири есть действительно ценители качественного кино, есть очень хорошая публика. Изначально мы решили провести фестиваль португальского кино в Новосибирске, предложение привезти его в Красноярск — это удачное совпадение. Наш дизайнер Алексей Акимов, кто помогает делать афишу и промо живет в Красноярске, так что фестиваль в вашем городе был неизбежен. Мне кажется, можно сказать что Алексей Акимов — инициатор этого фестиваля.
Вы сказали, что сибирский зритель благодарный, почему? Какой он, сибирский зритель?
Он очень любознательный и очень образованный. Это публика, которая имеет возможность видеть много хорошего и не настолько избалованная, как москвичи или питерцы, например. Это зритель, который ходит непрерывно на мероприятие и интересуется им. Тут даже по глазам виден интерес, интеллект. После просмотра фильмов мы предлагаем дискуссию, и именно в Сибири самые интересные дебаты. В остальных регионах публика в лучшем случае знает, что в Португалии хорошее вино, а в Сибири очень интеллигентные вопросы задают, интересуется не только кино, но и литературой. Приятно, что публика знает Педру Кошта и Мануэла де Оливейра — известного португальского кинорежиссера, который умер в возрасте 106 лет совсем недавно. Его фильмы знамениты, и приятно что сибиряки это знают, и смотрят его картины.
Я также удивлён, что люди знают при этом португальский язык! Он редко изучается, не популярен в университетах, но мы это исправим когда-нибудь.
Мне кажется, что для вашего региона культура вообще важна, важно все знать. Многих сюда ссылали, здесь был создан мощный культурный пласт и до сих пор он есть. В таких городах, как Новосибирск и Красноярск, культура — это пища, это действительно ваш хлеб.
Обычно фестиваль строится так, что самые сильные картины показываются в начале и на закрытии. Какие на ваш взгляд, самые мощные картины?
Почти все фильмы у нас игровые. На открытии показан сенсационный фильм «Сну», а фильм «Ангел-хранитель» — это фильм, который имел кассовый успех в Португалии, то есть один из самых успешных фильмов за всю историю. В Португалии в последнее время делают акцент на личности, и сняли достаточно много фильмов о деятелях в области политики и музыки. Самые сильные фильмы, я бы сказал, что это фильм «Сну», «Ангел-хранитель» и «Лабиринт тоски».
«Лабиринт тоски» — это самый философский фильм нашей программы. Это картина про философа и человека, который описал все главные трактаты португальской философии, раскрывая мышление и менталитет, провёл очень глубокое исследование на эти темы. Если человек хочет узнать о португальском менталитете, о наших травмах, о том, за что мы переживаем, то стоит прочитать книгу «Лабиринт тоски», а фильм — это хорошее введение для прочтения этой книги.
Моя любимая картина — «Ангел-хранитель». Она отличается по своему драйву, динамике, и сам персонаж очень интересный, очень удачно подобран актёр, он очень похож на певца, который был парикмахером и добился успеха.
Чем уникален португальский кинематограф? Что для него характерно?
Португальские кинорежиссеры пишут своими темпами, для нас характерны длинные кадры, неподвижные, лиричные. Такая лиричность кадра связана и со школой, с одной стороны, а с другой — с тем, что мы такой народ, у нас свой взгляд, очень созерцательный, и кино отражает эту черту характера.
Всё-таки мы народ, который находится на краю Европы. Можем посмотреть на океан, провожать мореплавателей, ощущать эту тоску по ним. Мне кажется, что это влияет на португальский язык кино. В нашем кино также мало диалогов, ведь португальцы неболтливые.
Много ли фильмов снимается в Португалии и как в целом обстоят дела с киноиндустрией?
У нас в основном авторское кино. Португальские фильмы признаются за границей, и только после признания и получения приза, это кино начинают показывать в Португалии. Это очень частое явление. Два года назад номер известного французского журнал про кино вышел с заголовком «Как долго ещё может выжить португальское кино?». Это была статья о чуде португальского кино, ведь это кино, которое снимается практически без денег.
В Португалии нет киноиндустрии. Государственный кинофонд поддерживает всего около 20-ти картин в год, это совсем немного. Но с другой стороны, наши кинорежиссеры не подчиняются тенденциям проката и снимают то, что они хотят. И эти фильмы признаются.
А что вы скажете о российском кино? Смотрите?
Да. Если я хожу в кино, я смотрю только российские фильмы, другого не смотрю практически. Последний фильм, который я смотрел — «Северный ветер». Очень понравилась картина, такая живая, и это больше живопись, чем кино. Литвинова, конечно...(улыбается).
Любимые режиссеры? Это, наверно, прозвучит не очень оригинально, но мне нравится Звягинцев, Тарковский и Балабанов. А любимые фильмы, это «Груз 200», «Левиафан», «Дурак», «Зеркало» и пусть будет «Северный ветер».
Фото: Руслан Максимов