31 марта 2021
Анастасия Воробьёва: «Главная цель мультфильма — отрефлексировать событие и помочь зрителю разобраться в случившемся»
В Красноярске продолжается Большой фестиваль мультфильмов, на очереди два больших блока документальной анимации, именно о ней мы поговорили с аниматором и преподавателем фабрики мультфильмов Анастасией Воробьёвой.
В программе фестиваля очень большой блок отечественной анимации. Как думаете, с чем связан интерес к этому жанру?
Мне кажется, в мире происходит очень много событий, на которые люди пытаются как-то реагировать и переосмыслять их. Почти во всех видах искусства есть люди, которые помогают зрителю отрефлексировать эти события, анимация в том числе принимает участие в этом.
Правда, есть проблема. Сама по себе анимация делается очень долго, поэтому реагировать на события супер быстро бывает очень и очень сложно. И чтобы оперативно отрефлексировать явление и событие, нужно снимать либо очень быстро и не очень хорошо, либо супер коротко.
Почему документальная анимация становится популярной в России? Мне кажется, потому что в целом в России начали больше внимания уделять авторской анимации, и её открыли для себя обычные зрители. Вдобавок, наша анимация самобытна, и зрителю интереснее оценить наш опыт, нежели зарубежный.
В отличие от европейских коллег, мы используем и немного другие визуальные средства: чуть проще относимся к тому, как выглядит анимация. То есть для нас важно донести смысл, главная цель мультфильма — отрефлексировать событие, которое произошло недавно и помочь зрителю разобраться в случившемся.
Вы тоже делаете документальные мультфильмы, но они другие, в них повествование не от первого лица и даже есть интервью. Это документальная журналистика?
Первый документальный мультфильм, который я делала, он скорее более личный, потому что это было интервью с моей преподавательницей. И это скорее не журналистика, а более такой личный опыт. А вот второй мультфильм, он да, он на злобу дня.
Интересно, что вы назвали это журналистским опытом, вообще я не закладывала такого смысла. В документальный мультфильм я вкладываю свои собственные переживания, когда я хочу отрефлексировать какую-нибудь тему. И вот что-то сидит во мне, и я думаю, как же хочется что-то сделать с этим и отпустить это чувство... Я делаю мультфильм, и это помогает мне пережить событие и двигаться дальше.
Мои мультфильмы действительно не от первого лица, такой язык мне более близок. Я бы хотела сделать так, чтобы зрители видели не только мой опыт. Ведь когда герой размыт, тогда каждый может примерить опыт на себя.
Бесконечная насмотренность
Мультфильм основан на интервью преподавателя Школы дизайна — Анны Краснослободцевой. Она дала мне интервью про современное искусство, из которого я сделала короткую выжимку, и само интервью в мультфильме получилось довольно абстрактным. Там нет каких-то постулатов, что тоже интересно, потому что здесь документальная анимация перешла в разряд авторской. При этом она всё ещё остаётся документальной, потому что есть первоисточник — интервью. Мультфильм выполнен в технике живописи по стенам. Его я рисовала в подвале: каждый новый кадр рисовала на стене.
Меньше адидаса в кадре
Второй мультфильм про мою работу с одним русским рэпером. Когда я делала для него клип, в стране происходили тревожные события на рэп-сцене — концерты отменяли, рэперам запрещали гастролировать. Я хотела показать не только как я себя чувствовала во время работы, когда моего музыканта посадили (прим.ред. — за хулиганство), но и про то, что в целом происходит в этой индустрии, и насколько это страшно может быть. Но я не пыталась сделать из этого трагедию, посыл, скорее «это случилось, да, мы это прошли, идём дальше».
Почему коллажная техника? Чем она хороша для документальной анимации?
Коллаж вообще одна из моих самых любимых техник, потому что её сложно сделать плохо, даже если ты не умеешь рисовать, ты коллаж не испортишь. Картинки клеятся друг на друга, это действительно очень просто и подходит для начинающих аниматоров. Техника простая, но при этом понятная. Ты можешь использовать реальное изображение людей, немного изменять его, узнаваемый образ по итогу всё равно остается, и с ним можно работать.
Также она довольно быстрая. Зачастую именно документальная анимация использует коллажную технику, потому что она довольно быстро делается, и эффект от неё получается очень классным.
Мне вообще нравится совмещать элементы, у которых уже есть своя история. Изначально изображение уже носит какую-то свою историю, а когда ты её делишь и совмещаешь с другими, получается новая. Это тоже очень интересно.
Цех коллажной анимации. Как всё происходило, и можете дать пару советов для тех, кто хочет начать, но не смог посетить фабрику мультфильмов?
С участниками фабрики мы прошли весь путь создания мультфильма от начала до конца. Они придумали своих персонажей, придумали к ним действия, это очень важно, чтобы помимо персонажа, аниматор точно знал, какое действие будет совершать его герой. Мы сняли короткие сценки, совместили их большой мультфильм и оказалось так, что все придуманные персонажи находились на самом деле в одном пространстве.
Начинающим аниматорам круто начинать с насмотренности, бесконечной насмотренности: смотреть мультфильмы, и не только в коллажной технике, чтобы сформировать вкус, чтобы понимать, что сейчас делают режиссёры и к чему стоит стремиться.
Рекомендую скачать приложение на телефон называется Stop Motion Studio — кукольная мультипликация. Это программа, с помощью которой можно снимать мультики на телефоне. Всё очень просто: фотографируете каждый кадр и получаете мультфильм.
Над чем сейчас работаете, какие темы вам интересны?
Сейчас я работаю над мультфильмом про русский фольклор: про леших, водяных, такая тема. Очень хочется её изучить и популяризировать, ведь, как мне кажется, про эту тему мало кто знает. То есть фольклор мы знаем по сказкам, а мне бы хотелось сделать более глубокое исследование и понять, что было под сказкой? Во что древние славяне верили?
И, возможно, будет ещё один мультфильм про принятие себя через призму детской игры «секретики». Если помните, это когда ты всякие штучки закапываешь в землю и кладешь сверху стекло. И никто об этом не знает, это твой секретик. Хочу поработать с этим, с этой игрой. И это, кстати, тоже довольно русская штука, я не встречала такого явления в других странах.
Просмотры документальных программ пройдут в Доме кино. Стратегический партнер — Фонд Михаила Прохорова.
Фото: Александр Паниотов/Культура24