09 апреля 2021
Валентина Барабаш: «Всегда говорю студентам: если у вас есть талант, вы можете быть, как его могильщиком, так и его созидателем»
В начале недели Валентину Барабаш представили коллективу Минусинского колледжа культуры и искусства, в качестве директора. Для Валентины Петровны это знакомая должность, ранее в течение 26 лет она успешно занимала этот пост. За это время из стен учебного заведения вышло более 8 тысяч выпускников, многие из которых работают в учреждениях культуры и именитых коллективах по всей стране.
На открытии нового Центра культурного развития Минусинска мы встретились и узнали о том, какие задачи сегодня стоят перед колледжем, как развить престиж профессий в области культуры и что позволяет сохранять позитив.
О приоритетах для колледжа и решении задач
Приоритет у нас один — выпускать хороших специалистов для Красноярского края. У нас 13 специальностей, выпускаясь из колледжа, студенты ищут рабочие места в учреждениях культуры. Желательно, чтобы ребята были востребованы, у них были хорошие условия труда, и чтобы их поддерживали. Это то, чего мы хотим. Хотелось бы, чтобы на местах думали наши чиновники — и от культуры, и в целом от территории, о том, как улучшить условия жизни молодых специалистов, условия адаптации к новой профессии. В целом создавать условия для развития всей культуры. Вот у нас открылся Центр культурного развития — знаете, я в городе Минусинске живу больше 40 лет, и всё это время мы его ждали. Только я приехала в город в 1979-м году, здесь уже говорили, что нужно построить дом культуры. И вот дождались. Конечно, это очень радостное событие, но мы прекрасно знаем, что не везде так. Хочется, чтобы было побольше культурных центров, каких-то таких точек, чтобы ребята могли работать. Вот это основной приоритет — продолжать готовить профессиональные кадры, развиваться, открывать новые специальности, не стоять на месте, потому что время движется вперёд.
Хотя мы готовим специалистов в области культуры, в первую очередь мы образовательное учреждение. Для нас действуют все стандарты, все программы, учебные планы, всевозможный набор документации, закон об образовании, в конце концов, мы его обязаны выполнять. Все современные требования, которые предъявляют к образованию, в том числе национальные проекты, выдвинутые президентом в области образования, они нас касаются. Но, видите, мы сидим на двух стульях: нас касаются и проекты в области образования, и проекты в области культуры. В период пандемии мы вынуждены были овладевать новыми технологиями и столкнулись с определёнными трудностями. В чём-то оказались не готовы мы, в чём-то дети. Преподавать некоторые наши дисциплины в дистанционном варианте в условиях самоизоляции практически невозможно, это большая потеря качества. Хореография, сольное хоровое народное пение, народные инструменты, актёрская мастерство — как этому можно учить дистанционно, только если любительский кружок может так действовать. Поэтому мы сейчас восполняем эту потерю, нагоняем, наверстаем упущенное.
Хотя мы готовим специалистов в области культуры, в первую очередь мы образовательное учреждение. Для нас действуют все стандарты, все программы, учебные планы, всевозможный набор документации, закон об образовании, в конце концов, мы его обязаны выполнять. Все современные требования, которые предъявляют к образованию, в том числе национальные проекты, выдвинутые президентом в области образования, они нас касаются. Но, видите, мы сидим на двух стульях: нас касаются и проекты в области образования, и проекты в области культуры. В период пандемии мы вынуждены были овладевать новыми технологиями и столкнулись с определёнными трудностями. В чём-то оказались не готовы мы, в чём-то дети. Преподавать некоторые наши дисциплины в дистанционном варианте в условиях самоизоляции практически невозможно, это большая потеря качества. Хореография, сольное хоровое народное пение, народные инструменты, актёрская мастерство — как этому можно учить дистанционно, только если любительский кружок может так действовать. Поэтому мы сейчас восполняем эту потерю, нагоняем, наверстаем упущенное.
О популярных специальностях и востребованности кадров
В каждом регионе России есть своё подобное учреждение. В крае существует шесть учебных заведений культуры и искусства. Некоторые специальности дублируются, а есть и те, которые преподаются только у нас. Конкурсы сегодня большие, где-то зашкаливают. Самая популярная специальность, на которую всегда много желающих — актёрское искусство, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, социально-культурная деятельность, режиссура театрализованных представлений.
Большие конкурсы в последнее время и на те специальности, на которые раньше не были. Например, библиотечное дело. Много заявок на специальность, которую в регионе, пожалуй, только мы готовим, если не считать Сибирский институт искусств — звукооператорское мастерство. Сейчас появляются такие профессии, без которых ни одно учреждение культуры существовать не может. Те же звукорежиссёры, видеомонтажёры, видеографы и так далее. Сегодня вообще невозможно представить какое-то интересное представление без видеоряда, без медиа, а специалистов надо готовить. Поэтому в этом направлении будем развиваться и дальше.
Изначально сложнее у нас с инструментальным исполнительством — народные, духовые, инструменты эстрадного оркестра. Вообще, идти работать профессионально в музыку ребята должны осознанно. Это большой труд: очень много лет учиться в музыкальной школе, училище, институте и потом работать, каждый день репетировать. Конечно, не все хотят это делать. Современные представители нашей молодёжи частенько желают получить всё очень быстро, а в музыке так не получится, и в танцах не получится, и в пении, поэтому на эти конкурсы, конечно, будут идти целеустремлённые люди, такие, которые понимают, какой будет их жизнь. Вот там конкурсов практически нет. И ребята, которые приходят — на вес золота, мы их ценим. Главное, есть среди них очень хорошие, талантливые студенты. Мы трясёмся над ними, ценим, но престиж музыкальной специальности не так высок как актёрского искусства, допустим.
Государство должно сегодня пересмотреть всё что связано с оплатой труда преподавателя и работника культуры. Понимаете, не все же идут в шоу-бизнес. Кто-то должен работать на местах. Мы выпускаем на музыкальном инструментальном исполнительстве преподавателей детских музыкальных и школ искусств, артистов оркестров, ансамблей и так далее. Но артист ансамбля получает небольшую зарплату, они это прекрасно знают. Конечно, кто-то из них создаёт свои коллективы, коммерческие проекты, но это не для всех. Заработная плата в основном невысока. Вот, например, приходят к нам сегодня заявки на наших специалистов, приглашают их работать в детских школах искусств в сёлах, маленьких городах, в каких-то коллективах художественными руководителями, директорами клубов и так далее, а зарплата там 25-30 тысяч. Так они не поедут туда. И такое сплошь и рядом. Сложно, в отдалённых районах. Да и вообще в район не очень охотно ребята едут, они стараются уезжать куда-то в города крупнее, где хоть какие-то условия существуют.
Большие конкурсы в последнее время и на те специальности, на которые раньше не были. Например, библиотечное дело. Много заявок на специальность, которую в регионе, пожалуй, только мы готовим, если не считать Сибирский институт искусств — звукооператорское мастерство. Сейчас появляются такие профессии, без которых ни одно учреждение культуры существовать не может. Те же звукорежиссёры, видеомонтажёры, видеографы и так далее. Сегодня вообще невозможно представить какое-то интересное представление без видеоряда, без медиа, а специалистов надо готовить. Поэтому в этом направлении будем развиваться и дальше.
Изначально сложнее у нас с инструментальным исполнительством — народные, духовые, инструменты эстрадного оркестра. Вообще, идти работать профессионально в музыку ребята должны осознанно. Это большой труд: очень много лет учиться в музыкальной школе, училище, институте и потом работать, каждый день репетировать. Конечно, не все хотят это делать. Современные представители нашей молодёжи частенько желают получить всё очень быстро, а в музыке так не получится, и в танцах не получится, и в пении, поэтому на эти конкурсы, конечно, будут идти целеустремлённые люди, такие, которые понимают, какой будет их жизнь. Вот там конкурсов практически нет. И ребята, которые приходят — на вес золота, мы их ценим. Главное, есть среди них очень хорошие, талантливые студенты. Мы трясёмся над ними, ценим, но престиж музыкальной специальности не так высок как актёрского искусства, допустим.
Государство должно сегодня пересмотреть всё что связано с оплатой труда преподавателя и работника культуры. Понимаете, не все же идут в шоу-бизнес. Кто-то должен работать на местах. Мы выпускаем на музыкальном инструментальном исполнительстве преподавателей детских музыкальных и школ искусств, артистов оркестров, ансамблей и так далее. Но артист ансамбля получает небольшую зарплату, они это прекрасно знают. Конечно, кто-то из них создаёт свои коллективы, коммерческие проекты, но это не для всех. Заработная плата в основном невысока. Вот, например, приходят к нам сегодня заявки на наших специалистов, приглашают их работать в детских школах искусств в сёлах, маленьких городах, в каких-то коллективах художественными руководителями, директорами клубов и так далее, а зарплата там 25-30 тысяч. Так они не поедут туда. И такое сплошь и рядом. Сложно, в отдалённых районах. Да и вообще в район не очень охотно ребята едут, они стараются уезжать куда-то в города крупнее, где хоть какие-то условия существуют.
О труде и преемственности поколений
Поколение изменилось. Я советский человек, школьницей и студенткой росла в советском обществе. Самое популярное слово у нас было труд. Мои родители так говорили, что надо трудиться, учиться хорошо, на этом было построено многое. И мы также своим детям говорили — надо работать, ребята, вкалывать, надо трудиться. Сейчас слово «труд» не такое популярное, а это меняет психологию. Многие думают, как бы сделать так, чтоб не трудиться, но чтобы в карман положить побольше.
Воспитательной работой надо заниматься. Не просто говорить о патриотизме, о воспитании каких-то ценностей. Надо понимать, на чём их воспитывать, не на блогах же. Должны быть какие-то другие вещи, интересные дела должны быть. И у молодёжи, и у взрослых людей должна быть заинтересованность в своей работе, а не только приходить и что-то там отсиживать. У меня принцип работы с коллективом всегда был и есть: коллектив должен быть занят интересными делами. Как только в коллективе пропадают интересные дела, сейчас модно говорить — проекты, подготовки к каким-то крупным концертам или представлениям, или каким-нибудь конференциям, или ещё что-то, сразу же наступает расслабление. А так все в тонусе и некогда отвлекаться на ерунду.
Тем не менее, в целом я вижу ребята неплохие, по человеческим качествам они отзывчивые. Я очень люблю общаться со студентами в любом месте, где бы мы не встретились, мы всегда разговариваем, они задают много вопросов. У них те же интересы человеческие — и про любовь, и про дружбу, и про подлость и предательство они готовы порассуждать, и про моду, и про косметику, и про друзей, и про родителей, те же разговоры, те же интересы, что и у прошлых поколений. Обстановка только другая. Талантов много. Единственное, что я всегда говорю студентам: «Если у вас есть талант, вы можете быть, как его могильщиком, так и его созидателем. От вас зависит. Не думайте, что вас кто-то за уши будет тащить». У нас в коллективе сегодня работает человек 40 наших выпускников, которые окончили колледж, потом высшее учебное заведение, а теперь работают преподавателями, многие из них продолжают концертировать, являются руководителями творческих коллективов. На открытии Центра культурного развития было полсцены наших, либо это были студенты, либо преподаватели, которые в городе где-то какие-то творческие коллективы возглавляют.
Для меня очень важно, что многие выпускники работают в колледже, продолжают традиции. Они трудятся с пониманием и настолько глубоко погружены в то, чем они занимаются, что не надо им дополнительно объяснять, что такое наши дети. И они сами стимулируют ребят на учёбу, куда можно пойти работать, где надо подучиться, подскажут, где какие педагоги и так далее. То есть это знающие специалисты. Я очень ценю наших выпускников, потому что это наш костяк — на них держится всё творчество.
Я исключительно позитивный человек и не признаю негатива. Как только возникает какой-то элемент негатива в мозгах, сразу же нахожу себе занятие прекрасное. Могу цветы выращивать, статью напечатать или ещё что-нибудь, просто с людьми пообщаться, фильм посмотреть. Я каждый день смотрю фильмы, кино обожаю с детских лет. Да и ребятишки очень хорошие, они меня сильно бодрят. Я преподаю и когда прихожу в класс, настроение сразу поднимается, мне хочется столько им всего рассказать. И всегда найдётся группа ребят, которым это интересно, поэтому никакого негатива я не признаю по жизни.
Фото: Руслан Максимов/Культура24, Минусинский колледж культуры и искусства