21 июня 2021
Тибо де Ройтер: «Художник управляет местом»
XIV Красноярская музейная биеннале «Зеркальные нейроны» стартовала! Посмотреть итоговый проект красноярских и берлинских художников можно до конца октября. Мы поговорили с куратором и арт-критиком Тибо де Ройтером о биеннале, красноярских проектах и о современных выставках.
О биеннале
Я думаю, мы сделали что-то вообще сумасшедшее. Мы сделали международную выставку во время пандемии, когда нам сложно путешествовать и вообще перемещаться из одного места в другое. Во время, когда всё ушло в онлайн, виртуальные выставки и онлайн галереи...А здесь у нас настоящая выставка!
Мы смогли сделать настоящую выставку, и это не просто ящик с работами, которые приехали из Берлина, это выставка о людях, о сотнях людей в Красноярске, которые создали эту выставку. Я думаю, такое никогда не происходило вообще в истории создания выставок.
С одной стороны здесь люди, которые создали идею или проект и это наши художники из Берлина, а с другой стороны — у нас есть сто человек здесь, в Красноярске, которые ходили на какие-то воркшопы и участвовали в создании работ. Это просто прекрасно, потому что это не какой-то колониальный проект, это проект для города, сделанный жителями города. Я очень рад, что это получилось. Люди увидят здесь 34 объекта, придуманные в Берлине и созданные в Красноярске. Я надеюсь, что сюда придёт какой-нибудь ребёнок и скажет: мама и папа, этот проект сделал я. И даже если это будет всего для одного человека, это будет невероятный успех.О выходе из «Белого куба» и андеграунде
Вообще интересно, как мы даем определение чему-либо, в частности искусству. Что такое «классическое искусство»? Что такое «Андеграунд»? Что такое «импрессионизм»? Я думаю, существует только одно определение — «искусство», и это всё искусство.
Мы живем в очень интересное время. Сегодня, чего не было сто лет назад, у нас есть очень много мест, где может находиться искусство. Музей — это одно из этих мест, коммерческая галерея — другое, даже Инстаграм, который я ненавижу, это тоже место, где может быть искусство. Я думаю художники умны и понимают, что сейчас есть очень много мест, куда можно выйти, но из-за этого вы не становитесь андеграундным художником. Это говорит о том, что вы умные и понимаете больше.
Из-за разделения Берлина на Восточный и Западный, у нас нет хороших галерей. Лучшие музеи находятся на западе в Дюссельдорфе и Франкфурте. А когда стена была разрушена, нам нужно было себя переосмыслить и начать всё с чистого листа. И так оказалось, что для искусство было не так уж много места. Что же в этом случае делать художникам? Они открывали свои собственные места: улицы, бары, короткие фестивали. Поэтому я не думаю об искусстве как о чём-то андеграундом. И в этом смысле я думаю Красноярск очень близок к Берлину. Я знаю что на острове Татышев был фестиваль, где наш участник биеннале Вадим продавал свои работы. Это замечательно! Но это не говорит о том, что это андеграунд. Это говорит о том что «художник умён.
В английском языке есть такое выражение, которое можно перевести как «художник управляет местом».
Примерно в 2000-е в Берлине много-много художников начали эту кампанию, и тогда появились 140 таких мест под управлением художников в Германии. Такие квартирники были и в Москве.Вы можете организовать выставку в квартире, и вам не нужно ни с кем это согласовывать. Вы можете разместить приглашение в Фейсбуке, и вам не придется печатать билеты или пригласительные. Ваши друзья могут принести с собой пиво, и вы можете не платить за фуршет. Всё просто.
О реакции на современное искусство
Моя мама не понимает, чем я занимаюсь. Почему современное искусство и что я делаю сейчас здесь, в Сибири. Такова жизнь. Кто-то не понимает.
А если серьёзно, мы конечно же нуждаемся в информационной поддержке, нам нужно заботиться о зрителе. Например, для биеннале мы подготовили буклеты и тексты, чтобы люди больше поняли. Нам действительно нужен какой-то посреднический язык, чтобы люди больше понимали, чем мы занимаемся. Но поймут всё равно не все, и это тоже нормально.
О красноярских проектах
Есть одна очень важная вещь, это очень серьёзно: далеко не каждый спокойно ходит в музей. Музей — это всё равно какая-то институция. Чаще туда приходят дети на образовательные экскурсии. Сейчас родители могут сказать, нет, музей, это не моё. Когда мы делаем вот такие проекты, это очень и очень важно. Люди могут отреагировать, возможно, им это не понравится, но они отреагируют. Мы не делаем проекты, чтобы просто понравиться людям, мы не Нетфликс. И мне очень нравится красноярские проекты, которые создаются на рынках и на улице, это очень важно для города.
Кураторский совет художникам
Всё дело в работе. Нужно повторять и повторять то, что ты делаешь, улучшать себя. Если один раз что-то не получилось, это ещё ни о чём не говорит. И не нужно для этого ехать в Нью-Йорк и смотреть, как люди делают там, а потом возвращаться и пытаться повторить это здесь.
Конечно, никому не нужно искусство! Вы можете просто смотреть Нетфликс все выходные. Я ненавижу Инстаграм и Нетфликс, как можно это потреблять сутками? Всё сидеть и потреблять, и потреблять этот контент? И вот я беру ребёнка и показываю ему, допустим, фильм Тарковского. Я сомневаюсь, что эти дети, которые постоянно смотрят Нетфликс скажут: ого, Тарковский просто супер! Но мы с вами знаем, что он потрясающий режиссёр. Вот так примерно и с искусством.
И всё дело тут именно в поддержке, в информации, в том, что мы повторяем это снова и снова людям. Это есть мой совет, нужно продолжать работать. Я, например, как куратор, делал выставки, на которые никто не приходил. Такое происходит, это бывает. И что мне теперь делать? Прийти домой и плакать, смотря Нетфликс?!
Мы учимся, когда мы что-то делаем.
В сентябре 2021 года состоится открытие второй части биеннале — около входа в музей, в аванзале, появится «Облако нейронов» — гигантский объект из 300 вертикальных пикселей-сталактитов, которые будут образовывать отражающую поверхность. Подробности будут появляться в социальных сетях и на сайте музея и биеннале.
Фото: Руслан Максимов/Культура24