15 сентября 2021

Андрей Пашнин: «У меня паранойя на абсурдные запреты»

Нынешней осенью спектакль красноярского актёра и режиссёра Андрея Пашнина «Паранойя» вошёл в программу Международного фестиваля моноспектаклей SOLO в Москве. Постановка стала первым опытом Пашнина в этом жанре и его личным откликом на острые современные проблемы.

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

Моноспектакль «Паранойя». Фото: Юлия Сорокина 

 

1 /

Особенность «Паранойи» ещё и в том, что это твой первый драматургический опыт?

В таком объёме — да, хотя уже не раз сочинял отдельные монологи к своим постановкам. Скажем, в спектакле «Четверо в комнате, не считая охранника» больше половины текста написано мною. Я люблю рассказывать о том, что меня тревожит, царапает мою душу и что я проверил на собственной шкуре. А поскольку я самый обыкновенный среднестатистический человек, мои тревоги созвучны широкому кругу населения. И в спектакле «Банкет на пятом этаже» кое-какие монологи тоже сам придумал. Причём я советовался с автором, и он не возражал.

То есть ты переосмыслил какие-то темы в этой пьесе, которые оказались созвучны тебе самому?

Да, и мне лично, и сегодняшнему времени, как я его чувствую, и моему зрителю, сознательно выбирающему именно мои спектакли. Зрители для меня значат вообще всё, без преувеличения. Для этих людей я работаю, для них и о них я думаю и благодаря им вообще живу, ем, пью. С большим уважением отношусь к своей публике — искренне, не свысока, на равных. Наверное, это позволяет мне получать их ответную благодарность и любовь.


Фото: Александр Паниотов/Культура24

Насколько ты считаешь себя реализовавшимся в своей профессии?

Я счастлив тем, что всю жизнь занимаюсь любимым делом, но, конечно, не всё складывается гладко. Впрочем, не встречал ни одного актёра, полностью довольного своей реализацией. Я тоже какие-то роли не успел сыграть, и теперь уже не получится просто по возрасту. Роль Ромео мне уже точно не светит. (Смеётся.) Но актёрам вообще нельзя задавать вопрос, что мы хотели бы и смогли бы сыграть — мы к себе необъективны, и мне, во всяком случае, кажется, что я мог бы перевоплотиться в любого персонажа, абсолютно. Но скажу уже как режиссёр — нередко бывает и так, что кто-то из актёров репетирует, репетирует, всё вроде бы складывается, а на выходе оказывается, что он не вписывается в концепцию. Или даже разрушает её, по мнению режиссёра. У меня был такой случай на съемках фильма «Айка», где я снимался в роли милиционера. Это была, по сути, вторая главная роль, но фильм — о трудовой мигрантке, приехавшей в Москву на заработки. И режиссер Сергей Дворцевой в итоге пришёл к выводу, что мой персонаж отвлекает внимание от главной героини, и вообще его убрал. А я провёл на съемках у него два года! Но этот режиссёр так работает — очень подробно, снимает много пробных вариантов, недаром работа над картиной шла семь лет. И, наверное, он прав — недаром Самал Еслямова за роль Айки получила на фестивале в Каннах приз за лучшую женскую роль. Но на премьере в Москве Сергей зачем-то долго вызывал меня на сцену: «Где-то тут в зале сидит Андрей Пашнин из Красноярска, который в кадре не присутствует, но чья душа в фильме есть, и я хочу, чтобы он тоже к нам вышел». Я так и не откликнулся — зачем? Обиды не было. Но выходить на поклоны в такой ситуации считаю неуместным. Хотя понимаю его как режиссёр.

Спектакль «Продавец дождя». Фото: Алиса Сибирская 

 

Спектакль «Продавец дождя». Фото: Алиса Сибирская 

 

Спектакль «Продавец дождя». Фото: Алиса Сибирская 

 

Спектакль «Продавец дождя». Фото: Алиса Сибирская 

 

Спектакль «Продавец дождя». Фото: Алиса Сибирская 

 

1 /

Как у тебя вообще складываются отношения с кино?

А они складываются? (Смеётся.) По сути, эпизодическая роль офицера МГБ в сериале «Людмила Гурченко» — моя единственная киноработа. Если не считать, опять же, эпизода в фильме по повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война» на киностудии имени Довженко. У режиссёра Артура Войтецкого я снялся ещё второкурсником, а роль мою озвучил потом другой артист — меня с учёбы никто не отпустил бы, да и необходимости особой в том не было. Позже, когда я только пришёл работать в Красноярский театр имени Пушкина, режиссёр Владимир Тумаев утвердил меня на одну из главных ролей в фильм «Педагогическая поэма», где Пётр Мамонов должен был играть Антона Макаренко, а я — хулигана Задорова. Но фильм задумывался трёхсерийный, то есть довольно затратный, а тут как раз грянул какой-то очередной финансовый кризис, и фильм накрылся. Пробовался и к Станиславу Говорухину в его последнюю картину «Конец прекрасной эпохи» по рассказам Довлатова — очень люблю этого писателя и надеюсь однажды сыграть что-нибудь из его произведений в театре. В кино пока не довелось — не знаю, видел ли мои пробы сам Говорухин, но, как мне потом сказали, я не подошёл по возрасту, оказался старше персонажа. И так постоянно — в кино всё время какие-то необъяснимые препятствия. Два года назад меня пригласили в блокбастер, его собирались снимать в Южной Корее. И тут грянула пандемия. Так что пока опять всё зависло на неопределённый срок. Но я надеюсь однажды всё-таки разорвать этот замкнутый круг.

Может, чтобы сниматься в кино, нужно постоянно жить и работать именно в Москве или в Петербурге?

Вероятно, да, но у меня никогда на этот счет не было страстных амбиций. Я люблю своих друзей, свой досуг, мне нравится Красноярск — меня здесь знают и любят. И променять всё это ради большей узнаваемости — зачем? Может, по юности и хотелось стать киноактёром — в 90-е каждый год ездил на пробы, меня утверждали, но до съёмок, как уже сказал, не доходило. Время тогда было тяжёлое, не до кино, хорошие фильмы выходили крайне редко.

В Красноярске за тобой прочно закрепилась слава одного из самых ярких комедийных актеров. А какой жанр тебе самому больше по душе?

Я люблю играть трагедию, но, по моему ощущению, трагические роли даются гораздо проще, чем комические. Комедия требует самоиронии, какого-то иного мастерства. Но особенно мне близка трагикомедия, где всё ещё сложнее, и можно не только посмеяться, но и погрустить, а то и поплакать. Критики мне постоянно говорят: Андрей, ты должен сыграть большую серьёзную роль у хорошего режиссёра, не растрачивай себя на комедии. Но встретить своего режиссёра, который поверил бы в тебя и настоял бы на том, что именно ты ему нужен — это большая актёрская удача. Помню, как лет двадцать назад я сыграл лакея Жана в спектакле Григория Козлова «Фрёкен Жюли» и очень благодарен, что судьба свела меня с этим человеком. Гриша невероятно самобытный режиссер, и опыт работы с ним для меня особенно ценен тем, что он раскрепощает артиста, доверяет ему — где-то похвалит, где-то чуть-чуть подкорректирует, направит.

А в последние годы мне повезло сыграть две этапные для меня роли у Романа Феодори: Яго в «Отелло» в Канске и Пер Гюнта в Красноярском ТЮЗе. Я очень благодарен ему за это сотворчество, не скрою, что у меня голод до таких характеров.


Фото: Александр Паниотов/Культура24

Роман приглашал тебя работать в ТЮЗ?

Нет, потому что, думаю, он понимает, что я человек свободный, у меня полно собственных проектов. Красноярский театр юного зрителя — вообще целая страница в моей судьбе. Я играл там Лётчика в «Маленьком принце» и всегда дружил с артистами этого театра, постоянно занимаю их в своих спектаклях. Я готов и дальше играть у Романа, но мне кажется, что разовые предложения для нас оптимальный вариант сотрудничества. А вернуться не отказался бы только в Театр имени Пушкина — это мой родной театр, знаю там каждый сантиметр сцены.

В этом году, кстати, ровно 15 лет, как ты оттуда ушел. Хотя продолжаешь играть в комедии «Он, она, окно и тело». Неужели за все эти годы не было других предложений?

Честно? Были, но все на уровне каких-то неуверенных намеков. У меня нет конфликта с руководством театра, но мне странно, что за там так и не нашли ни одной серьёзной роли, в которой захотели бы видеть именно меня. И как режиссёр я не ко двору, хотя успешно ставил в Канске, в Ачинске, да и в Красноярске на моих спектаклях всегда аншлаг. То ли характер у меня такой строптивый, слишком независимый, и я не вписываюсь в общие правила, то ли просто, как обычно, нет пророка в своём Отечестве. Но я уверен, что если актёр или режиссёр действительно нужен — его твёрдо зовут, с уверенностью. А доказывать здесь кому-то свою профессиональную состоятельность мне давно уже нет необходимости, это просто нелепо.

Спектакль «Две сестры». Фото: Юлия Сорокина 

 

Спектакль «Две сестры». Фото: Юлия Сорокина 

 

Спектакль «Две сестры». Фото: Юлия Сорокина 

 

Спектакль «Две сестры». Фото: Юлия Сорокина 

 

Спектакль «Две сестры». Фото: Юлия Сорокина 

 

 

 

1 /

Твой «Отдельный театр» возник из поиска собственной ниши?

Да он сам по себе возник, ещё задолго до моего ухода из Театра имени Пушкина. Я выпустил в Доме актёра свой дипломный спектакль «Школа с театральным уклоном» по пьесе Дмитрия Липскерова, это мой режиссёрский дебют. А когда мы в 2002 году с Андреем Киндяковым приехали с ним в Магнитогорск на международный фестиваль «Театр без границ», нас там то и дело спрашивали: «Вы из Красноярского театра имени Пушкина?» Я отвечал, что мы работаем в этом театре, но приехали отдельно. Слово прижилось и вошло в название. Кстати, на том фестивале мы получили приз за лучший актёрский дуэт. А по-настоящему собственной нишей «Отдельный театр» стал уже после моего увольнения.

Мы как-то с тобой говорили, что, может, стоило бы открыть в городе ещё один театр: в Красноярске на миллионный город всего два драматических театра, причём один из них молодёжный — этого явно недостаточно. А ты, помнится, дружил с экс-губернатором края Александром Хлопониным — неужели он не предлагал тебе стать во главе нового театра?

Да, он спрашивал меня об этом, шутил: не хотел бы я открыть театр имени Дантеса? Но сам понимал, что руководство театром для творческого человека — это некие рамки. Я не принял его предложение, за которое другой режиссёр, возможно, сразу ухватился бы — стать проректором Сибирского федерального университета по всем культурным вопросам, чтобы на базе вуза организовать не только собственный концертный зал, но и театр. Представляешь, какие предоставлялись возможности, не говоря уже о зарплате? Но я понимал, что это получиновничья работа, административная, там совсем другие заботы, не творческие. И отказался — сказал, что слишком люблю театр, пусть буду голый, но весёлый.

Единственное, что я просил Александра Геннадиевича помочь с капремонтом Дома актёра, и он пообещал. Но, к сожалению, его вдруг резко перевели на работу в Москву. А у нашей власти нет преемственности обязательств, и следующий губернатор Лев Кузнецов этот вопрос оставил без внимания. Так и выкручиваемся все годы сами.

Кстати, на какие средства существует «Отдельный театр Андрея Пашнина»?

Исключительно на собственные. Только на выпуск «Школы с театральным уклоном» нам помог найти средства тогдашний губернатор Александр Иванович Лебедь — его замы изыскали их у каких-то бизнесменов, предложили им сделать свой вклад в искусство. Те пришли ко мне, и, стесняясь, спрашивали, чем могут помочь. Но выделили совсем небольшие деньги, чуть больше 100 тысяч рублей. С тех пор вкладываю лишь то, что зарабатываю сам. Если хочешь оставаться независимым, приходится думать, чтобы и рыбку съесть, и чешую продать. Невольно будешь задумываться, чтобы спектакль пользовался спросом. Сейчас негосударственные театры тоже могут подавать заявки на гранты, посмотрим, что получится. А ещё очень трудно организовать репетиционный процесс, занимая артистов из разных трупп — это тоже необходимо учитывать. У нас нет финальной недели перед выпуском, когда можно что-то подкорректировать — всё преодолевается через трудности и ужасное сопротивление.

Спектакль «Мужской род, единственное число» 

 

Спектакль «Мужской род, единственное число» 

 

1 /

Ты себя ощущаешь больше актёром или режиссёром?

Актёром. Чтобы заниматься режиссурой, нужно постоянно по капле выдавливать из себя актёра — это очень сложно. Особенно когда играю сам в своих спектаклях, то есть практически всегда. Прекрасно знаю, что это не плюс мой, а минус — невозможно одновременно полноценно и ставить, и играть, я не вижу себя со стороны. Но то, что спектакли всё же при таких условиях иногда удаются — уже немалое достижение.

Ты ведешь актёрский курс в Сибирском институте искусств. Чем тебя привлекла педагогика?

Наверное, тем же, чем и других — возможностью увидеть, как благодаря твоим усилиям в человеке раскрывается талант. Мне не раз предлагали там преподавать. Я сам окончил этот вуз у Леонида Савельевича Белявского и Валентина Александровича Трущенко, здесь мой дом. А когда год назад позвонила ректор института Марина Валентиновна Москалюк, я, наконец, решился. И заведующая кафедрой Ирина Борисовна Калиновская меня поддержала, что для меня очень важно — она большой мастер своего дела. Сейчас наши с Андреем Киндяковым студенты уже на втором курсе. Они разные, но если есть какая-то изюминка, с такими можно работать. Не люблю жлобов, наглых и чересчур самоуверенных. Лично мне важно, чтобы человек хотел чего-то добиться. Они органичные, и первое, что я от них требую — не наигрывать, ничего не изображать, быть самими собой. Люблю, чтобы артист был понятен, чтобы его было слышно, и чтобы никакой театральности. Хотя сейчас академического артиста еще попробуй найди — бубнят вербатим все, кому не лень, словно и учиться профессии не надо. Не понимаю, когда поощряются спектакли, интересные, возможно, по мысли, по режиссуре, новаторские по задумке, но актёры при этом театральной азбукой не владеют — это же смотреть невыносимо! В театре, в отличие от кино, актера-самородка можно найти на одну роль, не больше, а чтобы постоянно играть на глазах у зрителей всю палитру различных персонажей, нужно тщательно освоить ремесло, у сцены свои законы. Надеюсь, что до своих ребят мне удалось донести это понимание — за год учебы виден явный рост. В собственных спектаклях я их пока не занимал, рано, но со временем собираюсь. Как знать, может из этого курса и родится однажды новый театр.

Читайте также