02 ноября 2021
Ангелина Остащенко: «В российском обществе нет закрепленного статуса книги»
Ангелина Остащенко занимается книгами давно. Волонтёрство на Красноярской ярмарке книжной культуры, затем работа в городском бибколлекторе. В 2013 году она решилась на открытие собственного независимого книжного магазина. Уже больше семи лет «Бакен» предлагает красноярцам качественную гуманитарную и художественную литературу. Всё о независимых книжных узнал выпускник Школы культурной журналистики Даниил Ремпель.
Книжная подборка «Бакена» отличается от ассортимента больших сетевых магазинов. Что чаще всего интересует вашего покупателя?
Лучше всего покупают художественную литературу. Про неё больше знают, её проще продать. Когда работаешь с покупателем, первым делом спрашиваешь: «художка или нон-фикшн?». Чаще всего посетители выбирают первый вариант. Всегда большой спрос на классическую и современную зарубежную художку. О современной русской литературе, наверное, знают не так много людей. Далее в топе следует философия, как классическая, так и современная. Меньше всего покупают книги из раздела филологии, это моя личная боль как филолога.
Мы маленький книжный, поэтому не можем привозить 50 экземпляров одной книги и продавать их в течение года. Мы всегда заказываем не более 10 штук. 10 — когда уверены, что книга продастся. Многих изданий, которые есть у нас в 1-2 экземплярах, часто нет больше ни в одном красноярском книжном.
Книжный бизнес — дело не прибыльное. Ты осознавала это, когда открывала магазин?
Да, книжный магазин — это большие траты и маленькая выручка. Я была к этому готова. Самая большая статья расходов — это аренда. Очень многое зависит от арендодателя. Нам повезло, мы платим не очень большие деньги за помещение в центре города. В период карантина наш арендодатель снизил нам плату в два раза. Помимо этого, есть оплата товара, банковских расходов, доставки, налогов. Я плачу не очень большие налоги, так как работаю по упрощенной системе налогообложения и плачу 15% от разницы между доходом и расходом. Для этого необходимо выполнять очень большую бухгалтерскую работу, считать расходы на каждый товар. Я занимаюсь этим сама. Есть вариант и проще — платить 6% от доходов, в этом случае вообще никаких документов вести не нужно, но платить приходится больше. Я же стараюсь сократить налог, как могу — по-другому просто не выжить.
Ты как-то говорила, что в «Бакен» постепенно стали ходить одни и те же люди. Как можно привлечь новых людей в сообщество?
За 7 лет работы мы перепробовали все виды рекламы: сотрудничество со СМИ, баннеры на улицах, реклама в интернете. Но лучше всего действует сарафанное радио.
Честно говоря, «Бакен» работает не на количество, а на качество. У нас есть постоянные покупатели и просто сочувствующие люди, которые всегда вокруг нас находятся. Они поддерживают нас в социальных сетях, посещают наши мероприятия, помогают нам с переездом или уборкой. Мы ценим каждого человека, поэтому к нам такое же отношение. Мы постоянно проводим лекции, встречи, семинары, книжные клубы, делаем вечеринки. На самих мероприятиях выручка никогда не становится выше. Это работает на память покупателя. Приходя на лекцию или в книжный клуб, он понимает, что может получить не только впечатления, но и купить здесь книгу. В тот момент, когда у него вспыхивает мысль о покупке, он вспоминает о нас.
В России государство никак не поддерживает независимую книготорговлю. Почему?
Книготорговля — это бизнес, в первую очередь. По этой причине нас не может поддерживать, например, Минкульт. В России в принципе мало поддерживают книжную отрасль. У нас в обществе нет закрепленного статуса книги. О книгах не пишут, о них не рассказывают на телевидении и в прессе. На них нет сниженной налоговой ставки, льготных почтовых тарифов, арендных скидок. Одним словом, государство не поддерживает книжный бизнес вообще.
Книготорговец должен искать дополнительные источники дохода самостоятельно. Например, продавать не только книги, но и сопутствующие товары: открытки, канцелярию. В «Бакене» мы продаем блокноты, открытки и закладки, но процент дохода от них очень низкий, никогда не сравнится с доходом от книг.
Книжные могут сдавать часть помещения в субаренду, размещать у себя, к примеру, кофе-точку. Владелец может сдавать помещение под лекции, устраивать мероприятия. Словом, делать что угодно, если это не противоречит идеологии магазина и не нарушает дух места.
Слова Ангелины подтверждает и статистика. Спрос на некнижную продукцию растёт относительно спроса на книги. По данным Роспечати, в региональных книжных с каждым годом увеличиваются продажи сувениров, открыток, канцелярии. В 2019 году доля книг в соотношении с другими категориями товаров была самой низкой за последнюю декаду и составила всего 58%.
В других странах такое же отношение к книготорговле?
В разных странах существуют разные способы поддержки книжной отрасли. В некоторых на книги отсутствует НДС, где-то книготорговцам предоставляют льготы на аренду. Иногда государство назначает фиксированную розничную стоимость книги, которая печатается прямо на обложке. Часто культурой за границей занимаются не только государство, но и общественные деятели. Яркий пример — книжный клуб Риз Уизерспун. В своем Instagram она советует подписчикам, что почитать. Продажи рекомендованных книг сразу поднимаются. В России ничего подобного нет.
Возможно ли такое, что в России государство начнет помогать книжному бизнесу?
Возможно, но нет гарантии, что оно не потребует ничего взамен. Пару лет назад был проект, который подразумевал льготную аренду площади музеев и библиотек под книжные магазины. Было условие — определенный процент от товара должны составлять книги, отобранные Минкультом. В то время министром культуры был Владимир Мединский. Мы переживали, что в этот перечень могут войти, к примеру, его книги, которые продавать не очень-то хочется. Скорее всего, в этот список бы вошли книги, прославляющие так называемые традиционные семейные ценности, был бы запрет на «пропаганду» различной информации. Такой законопроект имеет право на жизнь, но не каждый книгопродавец будет готов в этом поучаствовать.
Фото: Анна Медведева. Иллюстрация: Дарья Молодых