23 мая 2022
Владимир Антипин: «Дети, поступающие к нам, получают профессию»
Руководитель Красноярского хореографического колледжа в интервью главному редактору «Культуры24» зовет учиться классическому балету, но не обещает легкий путь.
Как сейчас проходит приемная кампания? Каких детей вы ждёте? И, мне кажется, немаловажно, каких родителей? Удобно ли вообще сейчас говорить про рост, вес? Но для вас же это важно?
Каких родителей — вот это интересный вопрос (улыбается). Про детей: в этом году у нас открыт прием на классическое отделение. Ждем детей, которые окончили успешно четвертый класс общеобразовательной школы. И конечно же готовых служить танцу, Терпсихоре — преданно, безоговорочно. А родителей? Тех, которые понимают, в какую сферу они отдают своих детей. Мы акцентируем внимание на том, что дети, поступающие к нам, получают профессию. Это не кружок, не развлечение. Да, никто не запрещает любить танец, и это не значит, что мы здесь только каторжным трудом занимаемся. Но это значит, что нужно немного потерпеть. А скорее даже много потерпеть, чтобы действительно оказаться на профессиональной сцене, которой ты, как наш выпускник, достоин. Как человек, который будет служить театру.
Как устроено обучение? Сколько детей, общеобразовательных предметов? Они прямо живут здесь?
Каждый год мы набираем 25 детей на классическое отделение. На народное — раз в пять лет тоже 25 человек. Интернат у нас есть, для иногородних. Программу школы мы проходим в том же объеме абсолютно. Есть и физика, и химия, и математика. Параллельно — наша программа: хореографическое искусство — это и практические дисциплины и теоретические. Кроме того, что мы должны объяснить, научить, как работает тело, как мы танцуем, у нас в дипломе написано «Артист балета. Преподаватель». Соответственно, у нас есть методика преподавания классического танца, и она выносится на госэкзамен.
Сколько часов в день дети занимаются профильными предметами?
Как правило, около трех часов. И это без учета репетиций, которые могут быть. Обязательно ежедневный тренаж классического танца. И сопутствующие дисциплины профессионального цикла: дуэтный танец, характерный танец, актерское мастерство и т. д. — они идут параллельно.
Вы принимаете детей только в пятый класс? А старше?
В исключительных случаях. Это бывает редко и объясняется самой спецификой классического танца, постановка корпуса, выворотность предполагают более раннее развитие, пока еще можно внести коррективы.
Большой конкурс среди желающих?
Конкурс есть, но нам хотелось бы больше. Даже можно сказать строже. Когда больше детей — больше шансов, что мы наберем наиболее способных. Здесь есть проблема. Она в том, что не всегда родители готовы принять решение так рано относительно судьбы своего ребенка. Одно дело, когда дети сами мечтают и хотят. Но нужно понимать, что в этом возрасте, как правило, это желание родителей. В этом вопросе, к сожалению, сложно с мальчиками. Потому что артист балета, и это уже сложенный образ... не мужское это дело — на сцену выходить. Многие считают, что это не то дело, которым нужно заниматься мужчине. Несмотря на то, что по истечению времени это и трудоустройство и хорошая зарплата. Я могу сказать с мужской стороны. Для того, чтобы выходить на сцену, выносить все то, что так сложно доставалось в репетиционном зале, отработано тобой и педагогами, смочь это вынести на сцену, показать в достойном виде перед сотнями зрителей, нужно иметь очень много мужества. Выдержки и силы. Не только ежедневной, чтобы приходить в репетиционный зал. Но и для сцены. Поэтому я бы очень сильно поспорил. И девушки-артисты балета, и мужчины — это очень мужественные, очень смелые люди.
Сколько каждый год мальчиков? Каждый год примерно одинаковое количество?
Из 25 человек мальчиков — человек 8. Это треть получается. Мы делим класс по специальности на мужской и женский. Девочки занимаются тренажом отдельно, мальчики отдельно. Как правило, в начальных классах получается 3 группы: мужской класс, и девочек делим еще пополам, чтобы каждому ученику было равноценное внимание педагогов.
За последние 5-10 лет изменился ли подход к образованию в вашей сфере?
Если честно, педагогам стало сложнее. Надо понимать, что все-таки профессия артиста балета связана с тяжелым физическим трудом, а человек по природе своей — не самый трудолюбивый. Если сравнивать по физическим трудозатратам, то мы близки к спорту во многом. Ну вы знаете, что самые выдающиеся тренеры обладают таким характером достаточно сложным, волевым. Который и позволяет достигать серьезных успехов и побед. А педагогам...стало сложнее.
Что касается подхода к методике преподавания — мы храним традиции, которые заложены далеко не нами. Так как мы обучаем классическому танцу, классическому балету, наша задача: из ног в ноги, из рук в руки передать следующему поколению самое главное — искусство танца.
А дети меняются от года к году? Мы же все больше детей жалеем, освобождаем от домашней работы, стараемся, чтобы у них было больше детства. Как это сочетается с историей про тяжелый физический труд?
Да, действительно. Жизнь стала быстрая. Иногда от родителей есть такая трансляция: они сами устали, у них мало возможности отдыхать. А желаем мы своим детям того, чего сами не имеем. Но здесь уже происходит отбор в процессе обучения. Те дети, которые на это заряжены, которые видят в этом свое будущее, их особо и заставлять не нужно. Им нужно помогать, им нужно наставничество. Секреты, которые может передать педагог. Они — внимательные ученики. В столичных школах, да, есть такое — не хочешь заниматься, все знают, где выход. У нас более индивидуальный подход: за каждого ребенка мы боремся. Каждому стараемся помочь, если где-то ему бывает тяжело, поддержать. Каждый ребенок — на вес золота.
Но можно говорить о том, что ваши дети — страшные трудяги, нетипичные для современного детского сообщества?
Действительно, они трудяги. Как в любом виде исполнительского искусства без труда невозможно. Потому что впоследствии к ученику будут предъявлены очень серьезные требования на сцене, которые предъявляет не только и не столько даже зритель, но и сам статус. У нас в 18-20 лет человек выходит с дипломом, он может работать артистом балета в труппе театра.
Еще вопрос для родителей: а вы гарантируете трудоустройство? Куда иду работать ваши выпускники?
Безусловно, здесь большой контроль. Это основная задача — чтобы наши выпускники были трудоустроены. Традиционно нам нужно снабдить кадрами высокой квалификации Красноярский театр оперы и балета, Красноярский музыкальный театр, Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко. Трудоустройство мы гарантируем, если есть вакантные места в труппе театров. Представители театров всегда приглашены на отчетные концерты, госэкзамены. Мы работаем в плотном содружестве.
Из пары последних выпусков кто сейчас делает хорошую карьеру?
Елена Свинко, Юрий Кудрявцев, Георгий Болсуновский. Все наши ребята достойны работать в театре. Конечно всем дается по разному, разная судьба. Кто-то служит в кордебалете, кто-то солистом. Это процесс индивидуальный очень. Но мы всегда гордимся, что многие артисты, когда проходит время, возвращаются к нам педагогами. И лично мне кажется, что именно такие артисты, которые становятся педагогами, люди, которые вернулись в свою школу преподавать, они возвращают все своей Альма матер в виде воспитания следующих поколений. Наверное, эта преемственность — это самое важное, что может быть у школы с такой серьезной историей. Это наиболее ценно.
Какой общий принципиальный подход? Что вы сами транслируете?
Мы часто об этом с родителями говорим. не нужно забывать, что наши дети — особенные Это дети, в отношении которых наша задача — воспитать отношение к самым главным ценностям этой жизни, каким-то высшим, понятие о добре, дать образцы искусства, к которым мы стремимся. Это эстетическое воспитание, воспитание духа, художественного вкуса. Наши выпускники, без преувеличения, и их родители воспитаны с каким-то высшим пониманием ценностей, жизни, искусства и они правда отличаются от остальных. У человека есть возможность прожить интересную жизнь, пройти интересную судьбу артиста и при этом пронести и сохранить любовь к человеку и к человечеству в целом.
Философский вопрос. Мы в довольно мещанском мире живем. А в театре и вообще в культуре не работают просто ради денег, в культуре служат. Как вы это для себя понимаете?
Здесь очень простой ответ. Есть расхожая фраза: занимайся тем, что ты любишь, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни. Это мысль утопичная. Это безусловно тяжелый труд. Именно служение высшим идеалам, искусству. Моральные устои претерпевают изменения. нет денег и все, никого ничего не интересует. Мы прививаем мысль о служении, и главная прививка, конечно, — сцена. На которой можно почувствовать любовь зрителя. Никто не сможет это объяснить, это можно только почувствовать, а наша задача — довести наших учеников до этого этапа. Я говорю нашим ученикам: будьте преданы своей профессии, и она никогда вас не предаст.
Фото: Руслан Максимов