27 мая 2022

Юлиана Малхасянц: «В «Катарине» мы показали наше видение романтического балета»

Хореограф Юлиана Малхасянц работала над многими балетными и оперными спектаклями в Красноярском театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. Премьера нынешнего сезона, «Катарина, или Дочь разбойника» Ц. Пуни, выпущенная в соавторстве с художественным руководителем театра Сергеем Бобровым, уже получила самые высокие оценки профессионального сообщества. Летом «Катарина» будет представлена на гастролях в Большом театре в Москве.

Фото: Иван Карнаухов 

 

Фото: Иван Карнаухов 

 

Фото: Иван Карнаухов 

 

Фото: Иван Карнаухов 

 

1 /

Насколько сложно воспитывать в людях мышление?

Мне легче работать с теми, кто ещё неотесанный, пусть без какого-то образования, но с желанием научиться — в таких студентах есть от чего зацепиться, чтобы работать дальше. Но их очень мало. Основная же масса приходит с ощущением, что знает об искусстве всё. А когда курсе на втором на них со всех сторон наваливается масса знаний, они вдруг осознают, что ни в чём не разбираются — и испытывают культурный шок. Именно в этот период случается основной отток из вуза – многие бросают учёбу. Что закономерно: чем больше знаешь, тем критичнее к себе относишься. Но проблема не в школе, а в семье: уже на вступительных экзаменах видно, кем родители занимались – читали вместе, водили в театры, на концерты, — а кем нет. Догадайтесь: кого большинство абитуриентов называет в ответ на вопрос о любимом композиторе?

Предположу, что Петра Ильича Чайковского.

Нет — Игоря Крутого! Теперь спрашиваю их иначе: кто ваш любимый композитор, помимо Крутого? И многие впадают в ступор. А ведь это люди, желающие заниматься искусством и готовые платить за обучение — будущие хореографы и педагоги. Хорошо, если они читали Пушкина. Но с поэзией Лермонтова большинство уже не знакомо, не говоря о Серебряном веке. Отсюда и уровень современных постановок: чем может поделиться с другими человек, не обладающий эрудицией и широтой кругозора? Хорошо, если он почерпнул что-то во время учёбы и продолжает развиваться самостоятельно. Но таких, повторяю, совсем немного.

Что же приводит этих людей в профессию?

Кто-то пришел из уличных танцев, кто-то из хореографических училищ. Еще у меня обучаются заочники, работающие в балетных труппах театров — с ними полегче, они хотя бы знают произведения, которые сами исполняли. Но широтой кругозора тоже не слишком отличаются.


Фото: Иван Карнаухов

Ваш собственный приход в балет был предопределён семьёй?

Да, хотя мои родители очень этого не хотели. Но я выросла за кулисами театров, где они работали, и ещё в школьные годы твёрдо знала, что обязательно буду заниматься балетом. Правда, в 18 лет расхотела, раздумывала, не поменять ли судьбу и не пойти ли в драму — мне всегда казалось, что актёрская составляющая на сцене для меня важнее всего. Но в итоге всё это вылилось в характерные танцы, которые я исполняла почти 30 лет. Моя мама, Нина Ивановна Кондратьева, была классической прима-балериной, в её репертуаре 45 ведущих партий. А папа, Геннадий Гараевич Малхасянц, был характерный танцовщик, и я пошла по его стопам, о чём ничуть не жалею. Хотя в училище классику танцевала на отлично и, видимо, поэтому в Большом театре мне поначалу предложили исполнить вариацию на пуантах в «Дон Кихоте». А я, к удивлению руководства, отказалась — в 18 лет! Просто очень рано осознала, что хочу быть лучшей на своём месте, а не посредственной на чужом.

Правда, что «Дон Кихот» занимает особое место в вашей профессиональной карьере?

С ним связана вся моя жизнь. Когда мама меня родила, она уже через месяц стала танцевать – это очень рано. Но она вышла, чтобы не сорвать премьеру «Дон Кихота». А я дожидалась её, лежа на бутафорском столике за кулисами. Позже, как уже сказала, отказалась танцевать классическую вариацию в этом спектакле, но зато на гастролях в Кишиневе как раз исполнила Цыганский танец Голейзовского в «Дон Кихоте» — это моя первая большая роль на сцене. И она же последняя — станцевав её в 46 лет на сцене Большого театра, поняла, что хватит. Потому что прежде этот номер всегда предвкушала, а тут стояла в ожидании выхода и думала: поскорее бы всё закончилось. Было тяжело не физически, а морально, исчез кураж.



Пожалуй, в моём богатом репертуаре всяких восточных, цыганских, испанских и прочих характерных танцев столь же нежные чувства у меня вызывает ещё партия Молодой цыганки в «Каменном цветке». Папа рассказывал, как однажды подслушал в антракте разговор двух зрительниц, где одна очень меня нахваливала, а другая со знанием дела ей отвечала: мол, чему удивляться, это же настоящая цыганка из театра «Ромэн», её в этот балет специально каждый раз приглашают. (Смеётся.) Запись с моим исполнением этой роли продается по всему миру, Юрий Николаевич Григорович именно меня выбрал для съёмок спектакля. Но, к сожалению, балет шел в Большом недолго, я его не натанцевалась. А «Дон Кихота» исполнила больше тысячи раз и уже дважды ставила, на него у меня самая хвалебная мировая пресса — все критики в голос отмечали, что это моя знаковая роль.

В Большом театре вы были не только танцовщицей, но и педагогом. Почему решили уйти оттуда?

Потому что сама пришла когда-то в другой театр — театр, где молодёжь испытывала искренний пиетет перед старшим поколением, там был иной уровень взаимоотношений, общения. Сейчас это совсем не такой мир — не мой. И ещё один объективный фактор — очень устала от репетиторской деятельности. Я рано начала репетировать, в 32 года — для характерной танцовщицы это вообще расцвет, лучшие годы. И когда ты по шесть часов сидишь на занятиях и думаешь, что же после тебя останется, постепенно накапливается усталость. А мысль материальна: стоило только захотеть что-то изменить, открылись все двери — меня теперь постоянно приглашают на постановки. Два театра, из Воронежа и Ростова-на-Дону, предлагали стать главным балетмейстером. Но я отказалась от руководства — по ряду личных причин не могу надолго уезжать из Москвы, а бывать в театре наездами, считаю, нечестно. Там нужно находиться всё время, следить за качеством репетиций, совершенствовать труппу, чтобы спектакли не были проходными — огромная работа, не имеющая ничего общего с постановочным процессом, потому что будет уже не до творчества, — это невероятный объём рутинных задач. Поэтому мне ближе педагогика и возможность выезжать ставить разные спектакли, и балетные, и оперные. В Красноярске в этом сезоне мои танцы также можно увидеть в опере «Лакме» в постановке Сергея Новикова.

Читайте также