Максим Обрезков: «Театральные экспонаты одухотворяются сценой»
В Красноярском художественном музее имени Сурикова в течение месяца будет работать выставка «Вахтанговский век», посвящённая ключевым событиям и знаковым спектаклям Театра имени Евгения Вахтангова в его столетней истории.
Так фестиваль «Театральный синдром», который проводит Фонд Михаила Прохорова, продолжит свою жизнь после финального спектакля.
О легендах и настоящем Театра Вахтангова, магии актера, художника и сцены говорим с главным художником театра Максимом Обрезковым.
О выставке
Выставку «Вахтанговский век», созданную к 100-летию Театра имени Евгения Вахтангова, мы неоднократно представляли в различных городах России, в которые наш театр выезжал на гастроли. Но в каждом городе эта выставка уникальна, ибо выбор экспонатов зависит и от спектаклей, которые мы везём на гастроли, и от состава артистов, которые приезжают. Особенность выставки заключена в том, что костюмы и реквизит легенд Вахтанговской сцены представлены рядом с костюмами и реквизитом артистов сегодняшнего времени: в каких-то спектаклях они были партнёрами по сцене, какие-то роли исполняло несколько поколений артистов, а среди них и те, кто занят в репертуаре гастролей! Так через артистов раскрывается история, и зритель наблюдает неразрывную связь поколений, традиций, художественных открытий Вахтанговского века.
О театральных архивах
В выставке мы представляем экспонаты Музея при Театре имени Евгения Вахтангова, созданного в 1931 году по инициативе учеников Вахтангова, и продолжающего свою работу и сегодня. В канун празднования 100-летия театра, музей был серьёзно технически переоснащён: приобретено специальное оборудование, с помощью которого можно оцифровывать не только книги, афиши и программки, но даже костюмы и реквизит. Каждый экспонат музея — бесценен, это живой кусочек истории театра, заряженный воздухом сцены. Ценность каждого предмета и в том, частью какого спектакля он был, и в том, кто его создал, и в том, кто к нему прикасался…
В 2015 году, когда был построен корпус Новой сцены театра, примыкающий к историческому зданию, мы модернизировали помещения и закупили оборудование для хранения. Для костюмов и реквизита были созданы специальные металлические шкафы с подвижными механизмами, а для раритетов на бумажных носителях — специальное архивное помещение.
Об истории «Принцесса Турандот»
Конечно же, на каждой выставке особое внимание уделено легендарному спектаклю «Принцесса Турандот» 1922 года и его создателю и основателю театра — Евгению Вахтангову, а также двум восстановлениям этого спектакля 1963 и 1996 годов. К сожалению, за долгий и сложный период (тяжёлые 1920-е, а потом и 1930-е годы, страшное военное время, когда здание театра было разрушено бомбой, а труппа эвакуирована в Омск) от первой постановки очень много было утрачено… Поэтому, любая мелочь и каждая кроха для нас бесценны! Например, по значимости один из самых дорогих для театра экспонатов — бабочка Юрия Завадского (первого исполнителя роли Калафа в «Принцессе Турандот»)!
Выставка представляет уникальные эскизы декораций и костюмов Игнатия Нивинского к спектаклю «Принцесса Турандот» 1922 года, первую афишу, два письма Вахтангова студийцам и его заметки во время репетиций спектакля.
«Принцесса Турандот» 1963 года, восстановленная Рубеном Николаевичем Симоновым, представлена уже более широким спектром артефактов и костюмов. В спектакле играли кумиры миллионов — Юлия Борисова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Людмила Максакова — легенды вахтанговцев.
Один из стендов выставки посвящён Михаилу Ульянову и спектаклю «Степан Разин», в котором он был и режиссёром, и исполнителем главной роли. Костюм его героя, придуманный Иосифом Сумбаташвили — главным художником Театра Вахтангова на протяжении долгого времени, особенно интересен. Он полностью сделан из обычной мешковины, и это — абсолютная магия театра, когда в свете прожекторов она превращалась в мощную пластичную живописную фактуру.
Если говорить о спектаклях, вышедших чуть позже, нельзя не сказать о знаменитой постановке Петра Фоменко «Пиковая дама»! Мы везём эскизы и выполненные по ним оригинальные костюмы для персонажей Евгения Князева и Юлии Рутберг — замечательного художника Марии Даниловой, а также богатое собрание реквизита из этого спектакля. Он яркий, запоминающийся, и мы очень любим его показывать. Многие предметы — подлинные и были подарены Людмилой Максаковой из её домашней коллекции.
Очень красивый спектакль «Стакан воды» будет представлен костюмами Юрия Яковлева, а также его партнёрши Марины Есипенко. Этот спектакль — образец театрально-декорационного искусства! Мне кажется, что и костюмы заслуживают отдельного внимания, потому что они сделаны мастерами театра в лучших традициях — с ручной вышивкой, аппликацией, росписью.
Ещё один удивительный спектакль — «Сирано де Бержерак», поставленный Владимиром Мирзоевым, из которого мы покажем необычные костюмы персонажей Вячеслава Шалевича и Ирины Купченко, созданные креативным художником Павлом Каплевичем.
Зрители не пройдут и мимо легендарной постановки Владимира Иванова «Дядюшкин сон», а представлять этот спектакль у нас будет костюм Князя К. — Владимира Этуша, его личный реквизит. Первый раз мы представим и мебель из спектакля: в этой выставке будут участвовать кресло столик и пуфик, получится маленькая сценическая выгородка.
А самому молодому спектаклю, участвующему в выставке — «Ревизору» в этом году исполнилось 20 лет. Спектакль, с которого началось наше погружение в прекрасный и метафоричный театральный мир Римаса Туминаса и благодаря которому Михаил Александрович Ульянов увидел в Римасе Владимировиче своего преемника. Представлять этот спектакль будут костюмы Людмилы Максаковой и Сергея Маковецкого.
О волшебстве
Магия театра заключается в том, что, казалось бы, самые простые вещи и материалы на сцене превращаются в роскошную парчу и драгоценные камни. А расписанные тканевые занавесы с аппликацией — в райские сады и монументальные дворцы. Все театральные экспонаты одухотворены сценой. И когда костюмы, реквизит, детали декорации из уже не идущих спектаклей, возвращаются на сцену в новых постановках, эта накопленная энергия поколений обретает второе рождение.