05 сентября 2022

Владимир Лузан: «Я искренне считаю, что наша культура, культура Красноярского края, — она уникальна»

Пусть такие интервью раз в месяц заменяют слово главного редактора. Зачем мне о себе или от себя? Я — про людей. Сегодня я через беседу хочу подробнее представить вам нового (ну пока ещё нового) и.о. ректора СГИИ имени Д. Хворостовского Владимира Лузана.

Фото: Руслан Максимов/Культура24 

 

Фото: Руслан Максимов/Культура24 

 

Фото: Руслан Максимов/Культура24 

 

1 /

Какие планы сейчас у института? Краткосрочные (если такие вообще бывают) и долгосрочные? Здесь как раз уместна та цитата Конфуция: хотите строить планы на год — сажайте рис. Хотите на сто лет — воспитывайте детей.  

Совершенно верно. Поэтому краткосрочные цели достаточно приземлённые — это совершенствование организационной структуры, работа по повышению оплаты труда, по выстраиванию тесных взаимоотношений с федеральным министерством культуры и министерством культуры Красноярского края. С учреждениями культуры края и соседних регионов, тех, кто может заключать целевые договоры на обучение, потому что такие договоры в текущей ситуации, я считаю, очень важны. И для студента, и для ВУЗа и для работодателя. Пока, по крайней мере в теории, этот механизм видится мне эффективным. Надо развивать историю, связанную с выпускниками в части их профориентации, трудоустройства. На сегодняшний день в структуре института отсутствует так называемый Центр карьеры. Мне бы хотелось, чтобы что-то такое появилось. Чтобы студенты уже на этапе обучения более четко понимали свои профессиональные компетенции. Не только как творцов, но и как будущих сотрудников учреждений культуры, социальной сферы. 

А уже есть сформулированный запрос на кадры? Наш министр культуры Аркадий Зинов всегда говорит, что культура в конечном счете  это борьба за людей. Я эту точку зрения разделяю. Ну и это не только борьба за зрителя, чтобы ему было интересно и комфортно, но и за кадры, которые делают это «интересно и комфортно» зрителю. Есть ли понимание, кого учить нужно? И главное  как учить?

В этом контексте понимание было сформировано ещё на этапе создания института! Кстати, в этом году 19 октября мы будем праздновать 45-летие института. За эти годы структура неоднократно менялась: то выводился в качестве самостоятельного Художественный институт, то возвращался в состав, но в целом структура подготовки кадров давно определена, сейчас у нас 3 факультета: самый большой — музыкальный факультет, художественный факультет, и поменьше специальностей на факультете театрального и хореографического искусства. Моими коллегами развивалось и поддерживалось внедрение новых образовательных программ: у нас есть и магистратура, и бакалавриат, и ассистентура — то есть полный спектр всех уровней образования, существующих на сегодняшний момент в Российской Федерации, наши студенты могут получить, не выходя из стен ВУЗа. Тем более, если говорить о музыкантах, то у нас есть колледж, значит человек может пройти полный цикл образования.


Фото: Руслан Максимов/Культура24

Тогда перейдём от того, кого учить и в какой системе, к тому, КАК учить. Какие самые современные методы сейчас? Ну мы же понимаем, что в советское время у художников искусство закупали, у музыкантов, попавших в союз композиторов, тоже закупали музыку. Сейчас и в разрезе прокачки креативных индустрий, и в классическом академическом подходе много говорится о самопродюсировании. Есть ли вот это диалог со студентами о том, что их конечно купят, потребность в кадрах есть, но где они бы сами хотели быть и что готовы для этого делать? 

Это ещё одна задача. Уже долгосрочная. Внедрять такие компоненты в образовательный процесс, связанный с самопродюсированием с пониманием того, как развивается культурная политика в Российской Федерации. У меня был опыт преподавания «Основ культурной политики» студентам. И они меня всё время спрашивали: «А зачем нам это вообще нужно?». А это, на мой взгляд, важная задача: сформировать у студента представление, что это — такая же неотъемлемая часть его профессионального становления, как и творческие профессиональные способности. Потому что теперь в современных условиях мало владеть только творческой практикой, надо понимать конъюнктуру рынка, возможности, и речь не только о государственных учреждениях, но и частной творческой практике. Показать, как не бросить свой талант, свое творчество, как его развить — тоже задача института. 

Будете здесь преподавать?

Думаю, что в этом учебном году нет, сейчас другие задачи стоят: максимально погрузиться в деятельность института. Но, в связи с тем, что институт ведет активную работу по привлечению иностранных студентов, у меня будет два китайских аспиранта. Вообще в этом году довольно большое количество иностранных студентов. Вот и ещё одна из задач — выстраивание связей, международных образовательных контактов. Это в целом один из векторов образовательной политики Российский Федерации — привлечение иностранных студентов. Есть, конечно, проблемы с языковыми коммуникациями, но они все решаются (улыбается).

В этом году у вас полный комплект студентов, давайте поможем определиться одиннадцатиклассникам, куда поступать меньше чем через год. Порекламируйте СГИИ имени Д. Хворостовского. Что здесь есть такого, почему нужно остаться учиться красноярцам и приехать из края, регионов Енисейской Сибири и всего Сибирского федерального округа?

Это правда! В эту кампанию у нас стопроцентный набор. А если говорить о будущем привлечении абитуриентов, то наш ВУЗ, конечно, уникален. В первую очередь, это наши преподаватели, наши профессора, держатели Школ, и в части театрального, и музыкального, художественного искусства, — это те люди, которые уже доказали, годами, что они способны растить, обучать и воспитывать талантливых людей. Поэтому, если человек хочет не просто творческой реализации, но чтобы это стало делом всей его жизни, нужно приезжать к нам. За Уралом это действительно один из крупных профильных творческих ВУЗов. И за счёт масштабов, за счет суперактивной культурной жизни в Красноярске и крае, думаю, все запросы абитуриентов могут быть удовлетворены. Я попросил коллег так отнестись к работе со студентами, чтобы само пребывание в институте воспринималось ими как часть некоей большой семьи. Хотя наши студенты без внимания и так не остаются — они постоянные участники разных творческих проектов. Поэтому для тех, кто действительно настроен развиваться, здесь созданы условия, чтобы человек достиг определенных высот.  Ну и своей ресурсной базой: есть общежития, можно недалеко от ВУЗа проживать.


Фото: Руслан Максимов/Культура24

Институт носит имя Д. А. Хворостовского. Это большая честь и ответственность. Как это ощущают на себе студенты и Вы? 

Есть ментальная, я бы сказал, связь. От самого того факта, что Дмитрий Александрович является выпускником института. А есть прямо физическая. На территории института есть памятник, там захоронена часть праха Хворостовского. У нас постоянно проходят события, призванные чтить память. Мы возлагали цветы ему, как почётному гражданину, 1 сентября тоже традиционно начинается с цветов Хворостовскому. Не за горами его день рождения, Фестиваль Хворостовского, участником которого наш институт является. Мы взаимодействуем с Фондом Хворостовского, который оказывает ВУЗу поддержку в разной форме, в том числе привлекая ведущих российских педагогов. 

Да я даже не согласна с тем, что студенты художественного факультета тут задействованы меньше, чем музыкального! Если они сделают красивый современный бюст Хворостовского, я с удовольствием поставлю его у себя в кабинете!

Больше скажу! В этом году одна из дипломных работ живописцев была как раз портретом Хворостовского. Так что и там можно найти непосредственную связь с этим именем. А уже в следующем году мы будем праздновать 100-летие со дня рождения Екатерины Константиновны Иофель — то есть это вообще такой непрерывный процесс действий, событий, мероприятий, связанных с именем Дмитрия Александровича. Это на века. Пока будет стоять институт! 

Финальный вопрос – мой любимый. Обычно я хочу получить представление «как было», «как будет», а в конце, так по-цыгански: чем сердце успокоится? Что на душе, что волнует, может, есть какой-то манифест, что-то, что непрерывно формируется в голове, ткётся, ваяется и должно быть выражено.

Если говорить о манифесте, я бы искренне хотел, искренне желал, чтобы наш институт стал топовым. Я бы правда очень этого хотел! Потому что я искренне считаю, что наша культура, культура Красноярского края – она уникальна. Я бы хотел, чтобы с прошествием времени сам факт попадания в наш ВУЗ, причем неважно, абитуриента или профессорско-преподавательского состава, уже был для человека показателем высочайшего профессионального уровня. Я очень надеюсь, что все получится! Мы с коллегами внесем свой вклад. 

А для Вас это должность – вызов? Или есть максимальное ощущение комфорта, понимание, что вы прям вщелкнулись в этот пазл? 

Конечно, вызов! Очень много задач, которые нужно решить, и это все задачи длительного характера. И смогу ли я через много лет вообще сказать, что вошёл в зону комфорта?.. Ну сейчас мне кажется, что я от этого ещё очень сильно далеко! Но это безусловный шаг в развитий своих профессиональных компетенций, становление меня как личности.

Ну а мне со стороны кажется, что такие чувства держат руководителя в тонусе, а на самом деле Вы очень органичны и на своем месте, этот самый паззл сошелся, всё встает на свои места и образует устойчивую крепкую стабильную систему. Я Вам желаю удачи, Культура24 всегда рядом! 

Читайте также