Павел Батанов: «Вначале нужно научить ремеслу»
В начале учебного года Ачинская художественная школа имени Знака обрела новое здание. Событие стало настоящим подарком для всех, в том числе и для преподавателей. Одним из таких уже более 40 лет в школе является Павел Михайлович Батанов — заслуженный художник РФ, член Союза художников России, почётный гражданин Ачинска. Поговорили про его любимое направление в живописи, современных учеников и будущие планы.
Как вы увлеклись живописью и что именно вам нравится?
До третьего класса я рисовал как все. А вот по-настоящему увлёкся живописью, глядя на своего сродного брата. Считайте, всю жизнь этим и занимаюсь.
После того как отслужил в армии, окончил Красноярское художественное училище имени Василия Сурикова. Потом Омский государственный педагогический университет, кафедру живописи.
Нас учили всему, но потом каждый выбирал своё направление. И связано оно с видом живописи — портрет, натюрморт, историческая картина. Я же выбрал пейзаж, он мне всегда нравился.
В советское время было распределение после окончания учебного заведения и меня направили сюда — в Ачинск. Думал, что буду тут недолго, но остался на всю жизнь. Не жалею ни грамма! Волею судьбы или бога я тут оказался. Город этот очень старый, расположен вытянуто. И вот буквально за улицу Ленина зайдите — уже тайга. То есть мне не нужно было 2-3 часа ехать, например, как в Красноярске, за город, чтобы на природе писать этюд. Я здесь из дома выхожу и пишу почти сразу.
Что вам нравится в пейзаже?
Пейзаж имеет много направлений — романтический, исторический, сказочный пейзаж. Я не сразу, но всё же выбрал — «Причулымье». Это большущее пространство, которое начинается в Хакасии. Там есть деревня под Копьёвом — Малый Сютик, где сливается Белый и Чёрный Июс, образуя Чулым. Он бежит по Хакассии, многим районам Красноярского края, вот это всё называется Причулымье и это равнина. То есть территория с небольшими возвышениями. Не так много художников целенаправленно пишут равнины как я. Это гораздо сложнее. Если, например, брать пейзаж, связанный с портретом дома, то там пространство ограничено. Для того, чтобы вообще писать пейзаж нужно знать тон, что самое светлое, что тёмное. Чем дальше предметы уходят, тем светлее они становятся. Это, конечно, не я открыл, а Леонардо да Винчи и называется это «сфумато».
Вы ещё и преподаёте? Как удаётся совместить преподавательскую и художественную деятельность?
Я уже 40 лет преподаю в Ачинской художественной школе. Надо себе подобного готовить, воспитать, как говорится. В принципе, имеешь определённый опыт, образование и передаёшь эти знания детям. Основной моей деятельности не мешает. Если день логически выстроить — вот творчество, вот преподавание, то параллельно всё идёт хорошо.
Сегодня в школах детей пытаются научить эмоциям. Я считаю, что это вторично. Вначале нужно научить ремеслу. Ученик должен правильно видеть, понимать, изображать. В этом много методик — масштаб, тон, художественное средство. Он должен это изучить. Если взять старых мастеров художников, они вначале года два-три краску тёрли, потому что раньше это всё делали самостоятельно. Потом писали год, допустим руку. Затем голову, фигуру и так далее. А если просят выплеснуть свою эмоцию а ты не умеешь рисовать... Другой говорит: «Ну как хорошо, как здорово», а я подхожу говорю «Ну наврал». Но я же профессионал, я понимаю, что автора не использовал ни одни художественные средства, которые должен знать любой человек.
Наша школа — это профессиональное академическое образование. Мы берём ребят определённого возраста и начинаем учить профессионально. Установка — больше всего подготовить кадров для нашей профессии.
Путь преподавания у меня длительный. За эти годы дети, в общем-то, не изменились. Дети есть дети. Также шалят, выполняют и не выполняют задания. Талантливее ли сейчас? По пальцам не пересчитать. Но есть особенность, что к нам идут ребятишки, которые хотят этим заниматься. И нам их легче направить, давая все художественные средства. Не принуждать. Школа — это не просто «я пришёл порисовать». Есть чёткая методика, которая разработана художниками. Мы и историю искусств изучаем, есть у нас декоративно-прикладное искусство — это обязательно. То есть они за 5 лет проходят обширный курс. Это единственная профессия, которой учатся 18 лет. Потому что не поступишь в училище, пока не окончишь художественную школу. А в институт поступить, нужно окончить училище. Но наша школа сейчас готовит так, что наши могут и на архитектурное отделение поступить в институт. А просто профессия художник-график — это школа, училище, институт. 5-5-6 лет.
Вы были рады новому зданию вашей школы?
Это лучшее здание Сибири. Министр культуры Аркадий Зинов прошёл по школе и сказал, что такого нет даже в Красноярске. Мы часто проводим семинары тут и к нам приезжают художники из самых разных районов. Подтверждаю, такого нет нигде. Сейчас даже открывается новое отделение керамики. Нам закупили оборудование, сделали специальное помещение. Будем заниматься.
У вас есть планы на будущее?
Планы есть, но всё постоянно меняется. Вот я не думал, что буду заниматься Причулымьем, но когда стал ездить на этюды и изучать пространство, то вышла такая тема. В будущем году у Ачинска юбилей. Сейчас я работаю над темой города — это пейзажи, восстановление исторических зданий. Я, как пейзажист, как бы делаю портрет дома, улицы. В различных состояниях. Но и эта тема может перейти в другую. Ведь у нас есть и историческая и религиозная составляющая местности. Можно развить и тему исторических личностей. У нас были Сталин, Ленин. К ним можно относиться по разному, но они были и оставили след в истории. В общем, работаю и останавливаться не намерен.