11 апреля 2024

Никита Михалков: «Самый главный критерий – тишина»

Буквально год назад Никита Михалков во время своей творческой встречи в Красноярске сказал, что готов показать здесь свой нашумевший спектакль «12». И вот, последние три дня Красноярский театр оперы и балета заполнен зрителями до отказа. В плотном графике успели пообщаться с известным режиссёром, актёром, сценаристом и продюсером о тишине в зале, вечных вопросах и важном в постановке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Вопрос тратить или не тратить своё время на другого человека, он же вечный. Вопрос собственного честолюбия, амбиций, личной неприязни, следования каким-то принципам — это всегда было. Все вопросы мироздания и человеческой жизни поставлены в русской литературе. И совершенно не значит ничего, если Пушкин не видел самолётов и не писал шариковой ручкой. Потому что все вопросы он поставил гусиным пером и они остались. «Дар напрасный, дар случайный. Жизнь, зачем ты мне дана?».

В разных городах реагируют по-разному, но в целом реакция всегда положительная. И дело не в аплодисментах. Есть такое ощущение, что люди соскучились по серьёзному разговору. Не серьёзному — такому заумному, а человеческому. У нас были случаи, когда нам из зрительного зала кричали «Нет, не правильно!», были случаи, когда кто-то сидел в зале и тоже голосовал. Это невероятно и трогательно. Здесь самое главное, что это реакция людей, которых интересует то, что происходит на сцене. Много ли сегодня подобных спектаклей? Не просто разглядывать и удивляться нововведениям и получать удовольствие от красоты. А когда тебя интересует чем кончится, даже тех, кто знает чем кончится, потому что многие смотрели фильм. Вот этот эффект присутствия человеческого — он конечно очень важен и нас стимулирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /
 
Близость зрителя и неразделённость сеткой могла бы влиять на нас. Это могло провоцировать на желание играть для зрителя. А эту историю нельзя играть для зрителя, она должна вся концентрироваться здесь и только здесь, тогда она становится интересна зрителю, будто он подсматривает за нами. Бергман когда-то сказал, что надо невидимое сделать видимым. Это очень глубоко и для режиссёра важно. Но мы продлили эту фразу: невидимое сделать видимым, оставаясь невидимым. Тогда это пилотаж совсем другой. Когда что-то происходит на сцене и я, находясь там, понимаю, что это видим только мы, но это внутри в русле, нам не обязательно, чтобы это видел зритель, нам важно, чтобы у нас это происходило. 

 

 

 

 

1 /

Мы много импровизируем. Такую работу можно делать, только самим, испытывая наслаждение на сцене. Мы много шутим, хохмим, троллим друг друга, не мешая и не ломая структуры. И это сосуществование во времени и пространстве, как будто не существует 900 человек в зрительном зале, оно доставляет наслаждение.

Есть один критерий, который нельзя ничем заменить — ни деньгами, ни славой, ни успехом. Это когда люди наслаждаются тем, что они делают, когда они наслаждаются друг другом. Они радуются друг другу. Я сижу спиной к зрителю первый акт и имею возможность реагировать, наблюдаю всё время за тем, что происходит и у самого наворачиваются слёзы на глазах, когда слушаю монолог Коли Бурляева, например. Ты своим сопереживанием даёшь энергию тому актёру, который сейчас говорит. Это очень важно. И ни разу я не видел чтобы кто-то отвлёкся, чтобы кто-то не давал своего внимания, своей энергии тому, кто в это время находится в центре. А это очень важно, так как мы занимаемся одним делом и у каждого есть своя точка зрения по поводу этого дела, каждый существует в своём характере и реагирует на происходящее сугубо согласно своему характеру, но ни на секунду не выключаясь из действа. Это трудно, это тяжёлая работа, но в результате это победа для актёра. Нам хочется выходить на сцену. И не для того, чтобы лично пофигурировать, а для того, чтобы ощутить кайф, когда мы играем практически для себя. И поэтому зритель нам верит.

Фото: Андрей Болотов, Дарья Кривицкая/Культура24

Читайте также