12 ноября 2018
«Гиперборея. Плато Путорана»: виртуальная экскурсия для норильчан
Норильский Заполярный театр драмы впервые представит на сцене VR-технологию. Для зрителя это не только полный эффект присутствия, но и возможность выбора одного из двух миров — реального и виртуального.
На виртуальную экскурсию по мирам приглашают режиссер Анна Бабанова, художник Фемистокл Атмадзас и композитор Андрей Федоськин. Создатели нового спектакля «Гиперборея. Плато Путорана» предлагают зрителю выбрать между абсолютной верой в миф о гиперборейцах, по одной из версий живших на плато Путорана до ледникового периода, и реальным знанием истории своего края.

В этом году по итогам творческих экспедиций по Таймыру драматург Владимир Зуев написал пьесу под рабочим названием «Сердце Гипербореи», а главный редактор ТК «Северный город» Максим Трофимов отснял богатый видеоматериал, который будет использован в постановке. Вот, что рассказывает режиссер спектакля Анна Бабанова:
«Плато Путорана находится относительно недалеко от Норильска, туда можно добраться на пароходе за 3 часа. Это заповедная зона, куда очень трудно попасть. И у нас возникла идея дать людям возможность увидеть эту красоту. В этом году мы специально ездили туда в экспедицию, отсняли очень много видеоматериала.
Для нас это история обретения веры во что-то настоящее, чего так не хватает в нашей жизни. Актер — это эмоция и чистая вера без опоры на факты. Он хочет, чтобы Гиперборея была — ведь тогда появляется смысл существования. Гиперборея это нечто объединяющее. Это место, где люди жили по 1000 лет и умирали только от пресыщения жизнью, тут не было войн, все жили в любви и мире.
В спектакле мы используем очки виртуальной реальности, чтобы, подобно шаманам, перемещаться между мирами. У малых народов существует деление на 3 мира: средний — город, нижний — шахты, верхний — плато. Представители малых народов тоже будут участвовать в перформансе — они озвучивают верхний мир. Кроме того, мы свяжемся с внучкой последнего шамана по скайпу, и она расскажет нам о том, как ее дед перемещался по мирам.
Каждый из присутствующих может принять миф о том, что он потомок гипербореев или отвергнуть его. Но даже историк очень хочет поверить в это, хоть и скептически относится к тому, что говорит актер».
Для нас это история обретения веры во что-то настоящее, чего так не хватает в нашей жизни. Актер — это эмоция и чистая вера без опоры на факты. Он хочет, чтобы Гиперборея была — ведь тогда появляется смысл существования. Гиперборея это нечто объединяющее. Это место, где люди жили по 1000 лет и умирали только от пресыщения жизнью, тут не было войн, все жили в любви и мире.
В спектакле мы используем очки виртуальной реальности, чтобы, подобно шаманам, перемещаться между мирами. У малых народов существует деление на 3 мира: средний — город, нижний — шахты, верхний — плато. Представители малых народов тоже будут участвовать в перформансе — они озвучивают верхний мир. Кроме того, мы свяжемся с внучкой последнего шамана по скайпу, и она расскажет нам о том, как ее дед перемещался по мирам.
Каждый из присутствующих может принять миф о том, что он потомок гипербореев или отвергнуть его. Но даже историк очень хочет поверить в это, хоть и скептически относится к тому, что говорит актер».

Актер Николай Каверин на репетиции спектакля
По замыслу создателей, в спектакле участвуют два человека: актер и историк. Один — человек Театра, артист Николай Каверин, эмоциональный, романтичный, увлеченный всем загадочным и иррациональным. Другой — человек Науки, еще и член Союза журналистов России, председатель Клуба исследователей Таймыра Станислав Стрючков, автор книг о Норильске, скрупулезно собирающий и изучающий конкретные факты.
Премьера состоится 17 ноября на сцене Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. Постановка осуществляется в партнерстве с Агентством Развития Норильска при поддержке благотворительного фонда «Достоинство» (Москва) и компании «Норникель» в рамках северного этнического фестиваля «Большой Аргиш».
Фотографии предоставлены пресс-службой театра