07 июля 2024
Школьники читают «Царь-рыбу» Астафьева и размышляют над нравственными проблемами
В Боготольской модельной библиотеке имени Килькеева провели читательскую конференцию. В ней приняли участие преподаватели литературы и учащиеся школ.
Участники конференции обсудили нравственные вопросы, которые поднимаются в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба».
Учащиеся начали подготовку к читательской конференции задолго до её проведения. Для обсуждения они выбрали рассказ «Царь-рыба» Виктора Астафьева. В нём писатель рассуждает о пагубном влиянии человека на природу, о взаимоотношениях людей и окружающей среды, а также об опустошении человеческой души.
На конференцию для школьников пришли приглашённые гости: литературовед, преподаватель русского языка и литературы средней школы №6 Светлана Задонская; журналист, главный специалист редакции газеты «Земля Боготольская» Светлана Быленкова, а также историк, библиограф Централизованной библиотечной системы города Боготола Анна Сальцевич.
Учащиеся начали подготовку к читательской конференции задолго до её проведения. Для обсуждения они выбрали рассказ «Царь-рыба» Виктора Астафьева. В нём писатель рассуждает о пагубном влиянии человека на природу, о взаимоотношениях людей и окружающей среды, а также об опустошении человеческой души.
На конференцию для школьников пришли приглашённые гости: литературовед, преподаватель русского языка и литературы средней школы №6 Светлана Задонская; журналист, главный специалист редакции газеты «Земля Боготольская» Светлана Быленкова, а также историк, библиограф Централизованной библиотечной системы города Боготола Анна Сальцевич.
Конечно же, перед тем, как говорить о творчестве автора, нужно познакомиться с его биографией. Ведь так или иначе условия, в которых человек родился и жил, оказывают влияние на его характер, образ мышления, а у творческих личностей — и на их произведения. Ребята слушали историка Анну Сальцевич, которая поведала им о жизни писателя.
После школьники поделились своими впечатлениями от прочитанного, обсудили понравившиеся им эпизоды и отметили, что произведение заставило их задуматься над многими сложными моментами.
Выдержкой из письма писателя Валентину Распутину поделилась журналист Светлана Быленкова, отметив что и самому автору непросто далось написание рассказа:
…всё ещё добываю и добиваю «Царь-рыбу», а она не больно добывается, уходит вглыбь, и оттуда, как тебе известно, и налима не больно-то скоро выудишь, вертухается, не даётся даже налим, а тут рыба, да ещё и «царь».
Какую нравственную проблему в рассказе поднимает автор? Почему он дал такое название? Для чего Астафьев поведал нам эту историю? Что такое совесть, и зачем она нужна человеку? Такие вопросы в самом начале конференции обозначили в качестве главных преподаватели. Школьники анализировали произведение и пересказывали, читали отдельные отрывки, и находили ответы на эти вопросы, делали выводы.
Автор создает в «Царь-рыбе» символические образы, которые воспринимаются как сакральные, священные. Сознание человека, который оказался на краю жизни и смерти, способно выстроить свою «мифологию». Так, Зиновий Игнатьич вспоминает о женщине, которую однажды он оскорбил, и царь-рыба ему представляется мстящей за этот поступок. Раскаяние перед олицетворяющей природу царь-рыбой, перед оскорбленной женщиной, перед детьми и родителями за людские грехи очищает героя, меняет, — поделилась участница конференции Дарья Золоторева.
В бурном обсуждении ребята пришли к выводу, что совесть нужна человечеству для того чтобы наш мир не погрузился в хаос, она помогает нас совершать добрые дела и поступки, и позволяет нам быть людьми. А главные нравственные ценности по мнению ребят — это доброта и забота о тех, кто в ней нуждается, доверие и преданность, честность и уважение к старшим.
В конце встречи Светлана Задонская привела цитату из эпитафии, которую писатель оставил перед своей смертью:
От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам — прочесть после моей смерти. Я пришёл в этот мир добрым, родным, и любил его безгранично. Ухожу из мира, который стал для меня чужим, злым и порочным. Мне нечего сказать вам на прощание.
Но преподаватель верит, что нынешнее поколение не такое плохое, как его видел Астафьев. Для молодежи важны и ценны гуманистические идеалы: отзывчивость, доброта и семья. Это можно заметить даже по тому, какие выводы сделали школьники на конференции. Поэтому Светлана считает, что у нас есть надежда на лучшее будущее.
Материал подготовила Марина Куимова.