28 декабря 2020
Аркадий Зинов: «Роль культуры и искусства особенно возрастает в период кризисов»
На должность министра культуры Красноярского края руководитель Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов был назначен чуть больше двух лет назад. Разумеется, он и предположить не мог, что придётся управлять отраслью в сложный период пандемии коронавируса, когда подведомственные ему учреждения почти на полгода выпадут из активной жизни. Тем не менее, как считает министр, культура региона держится хорошо.
.jpg)
Фото: Руслан Максимов/Культура24
Аркадий Владимирович, насколько пострадал бюджет учреждений культуры Красноярского края в условиях пандемии?
Пострадал, но не очень значительно — в первую очередь, от недополученной прибыли: культурно-зрелищные учреждения в крае не работали почти полгода. И сейчас зрительская загрузка в них, согласно требованиям Роспотребнадзора, — не больше 50 процентов. Но всё-таки, согласитесь, 50 — не 25, как в некоторых других регионах страны, и я надеюсь, что нам удастся продержаться, не уменьшая эту цифру. При том что в мире ситуация очень сложная. Помню, когда в марте Метрополитен-опера расторгла контракты с артистами до конца 2020 года, у всех был шок — не хотелось думать, что пандемия продлится так долго. Но вот уже следующий год на пороге, а прогнозы, как ситуация будет развиваться дальше — пока не до конца ясны. И всё-таки наш регион справляется хорошо благодаря своевременным мерам губернатора Александра Викторовича Усса, Правительства и Законодательного Собрания Красноярского края. В частности, очень важно, что всем работникам культуры в бюджетной сфере сохранено содержание практически в полном объёме. Для меня как для министра важно было поддержать кадры.
Роль культуры и искусства особенно возрастает в период кризисов. Именно благодаря самоотверженным усилиям артистов, художников, музыкантов и музейщиков у людей появляется надежда, что все трудности преодолимы. Так было во время войн, и в условиях пандемии мы стараемся укреплять в обществе позитивный настрой.
А как обстоит дело с финансированием отрасли на следующий год?
Мы же понимаем, что бюджет должен быть сбалансирован — это составная общего бюджета края. Я не могу назвать ни одну страну в мире, где культура находилась бы на первом месте, особенно теперь, когда остро встал вопрос о жизни и здоровья людей. Поэтому предполагаю, что бюджет отрасли на 2021 год будет больше направлен на сохранение и поддержание того, что у нас есть. А сохранять нам есть что. В Красноярском крае 2582 учреждения культуры, большая часть из них была создана несколько десятилетий назад, и сейчас многие здания нуждаются в капитальном ремонте. Я сам был руководителем учреждения и на своём опыте знаю, как много сил и времени отнимает забота о материально-технической базе. Хочется помочь как можно быстрее навести в ней порядок, чтобы люди не отвлекались на бытовые проблемы, а занимались творчеством.
Что конкретно для этого делается? Во-первых, с 2019 года в стране культура выделена в отдельный национальный проект. На 2021-23 годы в три раза увеличены краевые средства на ремонт сельских клубов, также на модернизацию библиотек по всему краю, в регионе запланировано строительство пяти новых многофункциональных досуговых центров. У нас сильный разрыв между центром и территориями по доступности культурных мероприятий, и мне хотелось бы его сократить, по мере возможностей. В частности, когда пандемия пойдет на спад, планируем усилить гастрольную активность творческих коллективов по всему краю. Красноярский симфонический оркестр впервые более чем за десять лет уже выступил в Норильске и Ачинске, пианист Денис Мацуев впервые дал концерт в Норильске. Пока, к сожалению, не везде есть возможность приглашать музыкантов такого уровня — просто не хватает высококачественных инструментов. Но в Заполярье хороший рояль вскоре появится: он будет на балансе Норильского колледжа искусств, воспользоваться им смогут и другие учреждения.
Как театральный критик не могу не спросить вас о реконструкции театров. Насколько уместно о ней говорить в нынешних условиях, есть ли вообще на это средства?
Вполне уместно. Уже в 2021 году начнётся строительство второго и третьего блоков Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина. Это стало возможно благодаря национальному проекту «Культура», из федерального бюджета будет оплачена большая часть строительных работ. В новых корпусах театра расположится дополнительная Малая сцена, а на крыше — сценическая площадка для спектаклей, читок пьес и других мероприятий в тёплое время года. Также появится арт-кафе, где будут проходить творческие встречи артистов со зрителями, и площадка для музыкальных и поэтических программ в сквере театра.
Разрабатываются проекты на ремонт Красноярского ТЮЗа и Красноярского театра кукол. Для Минусинского драматического театра сейчас активно строится здание административно-бытового корпуса. Оно будет завершено в 2021 году, и в нём также предусмотрена новая сцена. В течение ближайших месяцев в городе дооснастят Центр культурного развития. Как только там появятся необходимые свет, звук и одежда сцены, театр переведёт туда показ спектаклей. Всё это позволит труппе нормально работать в период реконструкции основного здания, и, надеюсь, она не затянется.

Центр культурного развития в Минусинске. Фото: Александр Паниотов/Культура24
Считаю, что в наше время экспериментальное пространство вообще необходимо каждому театру — это именно то место, где можно опробовать какие-то новые идеи и даже похулиганить. Я поддерживаю проект театра оперы и балета «Искусство в Квадрате», но хотелось бы, чтобы подобная площадка у него была оборудована в собственном здании — она позволит театру быть свободнее в выборе репертуара. И, полагаю, после реконструкции такая сцена у него непременно появится. В настоящее время выделены средства на предпроектное обследование здания, что позволит просчитать общие затраты на его ремонтные работы и обновление технических ресурсов. Очень важно, чтобы театр соответствовал имени Дмитрия Хворостовского, начинавшего здесь вокальную карьеру.
Но не только своим внешним обликом, верно?
Разумеется. Поэтому еще одна из первоочередных задач — увеличить средства на постановки. Причём для всех краевых театров — сейчас из бюджета региона на эти цели выделяется порядка 30 миллионов рублей в год, хотелось бы, как минимум, увеличить эту цифру в несколько раз. Хотя, конечно же, не стоит забывать и о привлечении финансирования из различных независимых фондов и программ Министерства культуры РФ. Некоторые директора театров в этом весьма преуспели.
Помнится, ещё во время работы в хореографическом колледже вы говорили, что он давно нуждается в более просторном доме. Удалось ли как-то продвинуться в решении вопроса?
Колледжу передали соседнее здание: мы перевели туда бухгалтерию и склад, оборудовали дополнительные учебные пространства — это несколько облегчило работу. Но балетных залов всё равно не хватает. Хотелось бы принимать больше учащихся, и чтобы условия проживания детей соответствовали бы самым высоким запросам — понятно же, что это кузница кадров для театра оперы и балета, музыкального театра и Ансамбля танца Сибири. А поскольку дешевле построить что-то новое, сейчас активно занимаемся проектно-сметной документацией будущего здания колледжа. Это решение поддержал и Совет Федерации, из краевого бюджета выделены деньги на проектирование.
Знаете, чего я больше всего опасался, когда стал министром? Упрёков, что у меня в приоритетах только театр оперы и балета или колледж, где я прежде работал. Хотя для меня все равнозначны. И мне приятно, что за два года на посту министра я ни разу не услышал нареканий, что кому-то отдаю предпочтение.
А пожелания построить или открыть что-то принципиально новое?
Это иногда высказывают, и соблазн для меня как для нового руководителя, конечно, велик. Но важно разобраться, чего действительно не хватает. Театров и библиотек в крае по всем нормативам достаточно — часть из них лишь нужно модернизировать в соответствии с современными требованиями. По количеству библиотек мы вообще в тройке лидеров в стране — у нас их 1147. Но чего явно недостаточно — выставочных площадей: как для экспонирования музейных коллекций, так и для проведения выставок художников. Притом, что по объему музейных фондов мы на первом месте в Сибирском федеральном округе. А показывать эти богатства негде. Кстати, музейные здания тоже ветшают.
.jpg)
Фото: Руслан Максимов/Культура24
Учитывая то, что в 2024 году будет отмечаться 100-летие со дня рождения Виктора Петровича Астафьева, мы очень надеемся на дальнейшее развитие Овсянки как объекта туристического интереса. В настоящее время там действуют объекты Красноярского краеведческого музея. Овсянка уже стала любимым местом для посещения не только красноярцев. Выделены средства на приобретение земельных участков для дальнейшего развития. Мы надеемся, что родина Виктора Петровича станет таким же привлекательным местом, как Ясная Поляна, Тарханы, Михайловское.
А ещё в краевом центре остро необходимо креативное пространство вроде московского «Винзавода». Растёт новое поколение, тяготеющее к различным экспериментальным формам искусства. Молодежи нужна площадка для культурного общения, не откликаться на её потребности было бы неправильно. Надеюсь, нам вскоре удастся найти и обустроить под эти важные цели подходящее здание.
Недавно вы объявили о переводе в краевую собственность Мотыгинского драматического театра, находящегося в настоящее время на балансе муниципалитета. А разве другие городские театры — из Лесосибирска, Шарыпово и Железногорска — не нуждаются в том же самом? Ограниченные возможности муниципальных бюджетов не позволяют им полноценно развиваться.
Об этом стоит подумать. Тем более что театры из Лесосибирска и Шарыпово уже добились успеха не только на краевом уровне, но и на федеральном — в этом году спектакль шарыповцев вновь номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска», театры постоянно становятся лауреатами различных фестивалей. Но это комплексный вопрос, и принять такое решение самостоятельно мы не можем — прежде необходимо желание не только самих театров, но и согласие муниципалитетов.
Пожалуй, от пандемии больше всего в культуре пострадала событийная палитра — многие фестивали и конкурсы были перенесены на следующий год. Есть ли на сегодня понимание о сроках и условиях их проведения?
Пока у нас есть желание сохранить всё, что имеется, остальное будет зависеть от того, как долго ещё продлится пандемия. Практически, всё, что было запланировано к проведению в этом году, состоялось, но все международные события пришлось сдвинуть из-за невозможности приезда зарубежных участников. На май запланирован Международный балетный форум в театре оперы и балета — думаю, он и в дальнейшем закрепится в эти даты. Почему? Хотелось бы, чтобы и к форуму, и к Фестивалю Дмитрия Хворостовского в театре непременно выпускалось бы по большой премьере, балетной и оперной. Но чтобы равномерно распределить нагрузку на цеха, нужно развести события по срокам. Фестиваль Хворостовского приурочен ко дню рождения певца и будет ежегодно проходить в октябре. Соответственно, форум переносится на весну. А новый конкурс вокалистов имени Дмитрия Хворостовского будет проходить летом. Мы рассматривали вариант провести их онлайн. Но, как говорил известный театральный педагог Геннадий Григорьевич Дадамян, театр — это, прежде всего, обмен живой энергией. И никакие виртуальные формы его заменить не в состоянии.
На 2021 год также запланирован новый фестиваль Красноярского ТЮЗа под рабочим названием «Детский мир» с большой уличной программой. Я вообще приветствую творческую инициативу и готов её поддерживать. Сегодня, на мой взгляд, в нашем регионе не хватает какого-то масштабного фестиваля современного искусства, все остальные направления охвачены. Но подробнее поразмышлять о его форме мы сможем только после пандемии.
А каким вы видите фестиваль «Театральная весна»? Не секрет, что он давно уже не соответствует своему назначению главного театрального форума в крае, и даже были предложения вообще от него отказаться.
Со столь радикальным решением я не согласен, но перемены действительно назрели. Сейчас формируется новое Положение, согласно которому смотр будет проводиться не по календарным годам, а по сезонам, разделятся полномочия экспертов-отборщиков и жюри, краевые и муниципальные театры станут состязаться наравне.
Фото: Александр Паниотов/Культура24
Инфраструктура под контролем, фестивали и новые постановки тоже не забыты. А как обстоит дело с подготовкой и привлечением кадров для учреждений культуры и искусства?
В регионе с советских времен сложилась многоступенчатая система образования — от школ искусств до колледжей и вузов, а для подготовки художников есть ещё и академия. Это надо сохранять и совершенствовать. Детские школы искусств — не допобразование, а начальная ступень профессионального образования, и сейчас им во всей стране будет присвоен этот особый статус. В детские школы искусств Красноярского края благодаря нацпроекту «Культура» началась масштабная поставка музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов. Несколько роялей̆, скрипки, домры, ксилофоны — парк инструментов 12 школ и двух колледжей̆ искусств пополнился впервые за последние 30 лет, по некоторым видам износ составлял 100 процентов. Общая стоимость всех поставляемых в этом году инструментов — больше 60 миллионов рублей, что почти в 50 раз больше, чем за предыдущие три года. Говорят, что музыкант и музыкальный̆ инструмент создают своеобразный̆ симбиоз, поэтому качественные музыкальные инструменты, компьютерное оборудование, интерактивные комплекты, учебники — не только комфортные условия обучения, но и залог качественного воспитания юного музыканта, художника, певца и танцовщика.
.jpg)
Об эффективности такого подхода к подготовке молодёжи могу судить по своему опыту руководства хореографическим колледжем. Возможно, по той моей работе многие меня запомнили, прежде всего, как режиссёра-постановщика концертов и проекта «Молодой балет Азии». Но лично для меня самое главное, чего удалось добиться на том поприще — создать полноценно работающее подготовительное отделение. Когда я только пришёл в колледж в качестве худрука, в июне в первый класс удалось взять лишь шестерых детей вместо положенных 25-ти. Летний отпуск ушёл на набор недостающих талантов, и я понял, что нам нужно заранее озаботиться подготовкой будущих абитуриентов. Так удалось улучшить качество набора, повысить имидж учреждения и самой профессии артиста балета. Я также поддержал создание в Красноярске нескольких частных балетных школ, а позже был решён вопрос с армией: в Ансамбле танца Сибири и театре оперы и балета теперь можно проходить альтернативную воинскую службу.
Это лишь один пример, но он показательный. Надеюсь, в крае также удастся открыть среднеспециальную музыкальную школу, её очень не хватает. Есть и другие способы повышения привлекательности творческих профессий. Не в последнюю очередь потому, что в стране сейчас выросла зарплата в сфере культуры. Кроме того, в Красноярск на каждый фестиваль регулярно приезжают именитые гости — выдающиеся музыканты, художники, артисты. Хочу, чтобы у студентов была возможность с ними встречаться, бывать на их мастер-классах и репетициях. Встречи с людьми, добившимися успеха, очень важны для тех, кто придёт им на смену. Помню, как в юности для меня самого стали определяющими слова Юрия Николаевича Григоровича — причём, сказанные им зачастую вскользь, а то и в шутку. Он поставил в Уфе, где я тогда танцевал, четыре спектакля, я везде был у него занят. Однажды он рассказал байку, как Маяковский сидел в ресторане за одним столом с неким красным командиром. Командир похвалился: «У меня Орден боевого Красного Знамени под номером пять. Значит, таких, как я, во всей стране только пять человек!» Поэт подумал и сказал: «А таких, как я, всего один!» После чего Юрий Николаевич добавил: «Ты должен всегда работать так, чтобы второго такого, как ты, даже близко не было». А в другой раз, поздно вечером после премьеры, он вдруг спросил у меня, 19-летнего: «Надеюсь, ты сейчас в балетный класс?» Я даже растерялся: какой класс — уже почти полночь! Он покачал головой: «Смотри, Аркадий, осторожнее — с таким подходом из тебя может ничего не получиться». С тех пор, если нужно для дела, для меня не существует времени суток, выходных и праздников.
.jpg)
Фото: Руслан Максимов/Культура24
В период пандемии студенты творческих учебных заведений также были вынуждены перейти на онлайн-обучение. Чем для них это обернулось?
Возможно, выскажу непопулярную мысль, но, полагаю, что всем им стоило бы добавить ещё один год обучения. Слышали шутку, чем отличается воробей от соловья? Воробей окончил консерваторию дистанционно. Но шутки шутками, а научить профессионально петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах на дистанции невозможно.
Как вы относитесь к практике бессрочных контрактов руководителей учреждений культуры в России? Может, для дела было бы полезнее, если бы каждый из них осознавал, что пришёл не навсегда, и что есть определённый срок, чтобы доказать свою эффективность?
Думаю, такой подход был бы полезен не только по отношению к руководителям. Возможно, прозвучит жестоко, но меня самого когда-то воспитали, что театр — не богадельня. Я ушёл на пенсию со сцены в 37 лет и нашёл себе другое применение. Но это очень болезненный вопрос: как объяснить артисту, проработавшему в театре всю жизнь, что он уже не тянет? И что зрители, заплатившие за билет, имеют право видеть только лучшее? Нужны какие-то механизмы финансовой поддержки, и сейчас в крае как раз решается вопрос о прибавке к пенсии творческим людям, имеющим различные почётные звания.
Что же касается руководителей, сам я принимаю людей на эти должности только на условиях срочного контракта — хочу, чтобы они ощущали себя в одинаковых условиях со мной, и тогда мы действительно будем в одной лодке. Нынешним летом в Красноярске должна была пройти Школа театрального лидера под руководством директора Центра имени Всеволода Мейерхольда Елены Ковальской, в ней предполагалось собрать и обучить порядка тридцати потенциальных управленцев. Но из-за пандемии пришлось всё перенести на неопределённый срок. Хотя мы к этой идее непременно вернёмся: в театре ничто так не дисциплинирует, как наличие второго состава.
Ещё одну летнюю школу, для актёров театров со всего края, предлагал провести бывший главный режиссёр Красноярского театра кукол Евгений Ибрагимов. Мне нравится идея прокачивать творческие навыки людей в разных направлениях — пластического театра, синтетического и т.д. — под руководством именитых мастеров. Надеюсь, мы ещё сможем провести такую школу.
Вы упомянули имя Ибрагимова. Скажите, пожалуйста, как получилось, что театр потерял столь сильного режиссёра, одного из лучших в своей профессии?
Я вовсе не приветствовал его увольнение. У директора театра Татьяны Поповой основные претензии к его долгому отсутствию на рабочем месте: с момента вступления в должность в феврале 2019 года главный режиссёр провел в Красноярске всего 93 дня. А после того, как в августе во многих странах были сняты ограничения на въезд в Россию, и театр начал готовиться к открытию сезона, не счёл возможным вернуться к работе. Можно, конечно, дискутировать, насколько продуктивна работа режиссёра с труппой на расстоянии. Директор театра сочла, что этого недостаточно. Я лично готов был вместе с ними сесть за стол переговоров и обсудить все спорные моменты. Но Евгений Николаевич на моё предложение, увы, не откликнулся. Что ж, это его решение. К сожалению, невозможно предугадать, как сложатся отношения творческого лидера и административного. Но на будущее, думаю, мы учтём, что все условия работы, во избежание недоразумений, нужно не только заранее проговаривать, но и прописывать в договоре.
Вы два года на посту министра культуры. Испытали за это время какие-то разочарования в работе?
Разочарован лишь в одном — слишком медленно всё делается, хотелось бы многих изменений добиться быстрее. Но в системе есть свои особенности — от принятия решения до выделения средств и их применения проходит немало времени. Это приходится учитывать. Сама же ответственность меня не пугала — после работы с детьми, мне кажется, вообще ничто не страшно. Я также считаю, что подчиненным ничего нельзя скрывать от руководителя, я привык смотреть фактам в глаза. Когда проблема обозначена — это уже начало пути её решения. Два года оказалось достаточно, чтобы вникнуть во все заботы отрасли. Их, конечно, хватает, но настрой у меня оптимистичный. Несмотря на пандемию и другие социальные проблемы, мне кажется, человечество сейчас входит в очень хорошую эпоху, когда стремление к материальным благам отодвигается на задний план, людям становится важнее наполнять свою жизнь качественно иным содержанием. Современному поколению нужны яркие впечатления, живые эмоции. И роль культуры и искусства здесь значительно возрастает.
.jpg)
Фото: Руслан Максимов/Культура24
Что вас самого туда привело и удерживает на должности министра?
Знаете, я воспитан родителями, что мужчина должен чего-то добиться в жизни. Как артист станцевал почти все основные партии, подходящие для моей физики. Особенно признателен театру, что довелось исполнить Красса в «Спартаке». И хорошо, что кое-что осталось нереализованным: например, партии Тореадора в «Кармен-сюите» или Карабос в «Спящей красавице» — считаю, что после ухода артиста со сцены должна оставаться недосказанность. Но в целом на тот этап жизни смотрю с большой благодарностью и удовлетворением.
.jpg)
Фото: Руслан Максимов/Культура24
При этом я всегда знал, что буду руководителем. Мне хотелось менять то, что мешало деятельности, и я понимал, что повлиять на это смогу лишь при условии, что сам стану важным звеном в механизме. Так получилось, что в культуре Красноярья я стал одним из таких звеньев. У меня нет амбиций начальника, сама по себе возможность кем-то управлять неинтересна. Но амбиция сделать для людей что-то полезное и тем самым запомниться у меня есть, и она меня греет. Очень нравится притча, как мальчик после сильного шторма собирал на берегу медуз и возвращал их в море. Проходивший мимо старец удивился: «Здесь тысячи медуз, ты не сможешь спасти всех, так какой смысл в твоих действиях?» Держа одну медузу в руках, мальчик ответил: «Именно для этой медузы — есть смысл».