08 октября 2021

Даниил Кабалин: «Читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра»

Читка — внезапно популярный жанр среди красноярских театралов. Сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. Что такое читка? Почему она интересна зрителю и зачем там режиссёр, разбираемся с актёром, драматургом и режиссёром Даниилом Кабалиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

В читке «Пол — лава, Маша...» используется звук собачьей игрушки-пищалки. Эту же пищалку я решил оставить во время постельных сцен. Ведь этот звук может имитировать как сопровождающиеся вздохи, либо скрип мебели и вообще задаёт такой эмоциональный тон. Хотя изначально этот звук был прописан в тексте пьесы, когда персонажи искали собаку. Я подумал, почему бы не продолжить использовать этот звук, и получилось очень смешно.

Особенно удачно, когда предмет используется не по назначению в театре. То есть мы сначала видим, что в руках есть вот эти пищащие курицы, и мы не понимаем, зачем они, а потом оказывается, они имитируют секс. Очень интересно, когда разные предметы порождают разные ассоциации. По сути, это только звук, но он дает поле для фантазии зрителя и позволяет по-другому смотреть на обычный предмет.

Читка «Номер 15», что там?

В этой пьесе очень много мелких персонажей с буквально одной репликой. Поэтому мы посадили трех актёров (и одного главного), то есть сразу вывели всех на сцену и дали им картонные таблички. Так действие разворачивается в троллейбусе номер 15, где раньше вешали на стекло картонные таблички с названием маршрутов, я подумал, что их же можно повесить и на людей, навешать, так сказать, ярлыки. Так появились «гость» (гости из дальнего зарубежья), «бабка», «лучшая подруга» и другие типичные пассажиры троллейбуса.

Так как эта пьеса частично написана в троллейбусе, я решил, что музыкой в этой читке станет объявление остановок, поэтому я в зашел в троллейбус номер 15 с диктофоном и подписал звуки, которые по итогу стали музыкальным сопровождением читки.

Сейчас мы наблюдаем такое явление, когда сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. В том числе ваша читка «Распад» тоже вот-вот станет спектаклем. Расскажи, чего ждать?

В каком-то смысле, в этой истории читка — это проверка материала. Когда сам текст пьесы цепляет артистов, цепляет режиссёра, важно понять, сможет ли он также зацепить зрителя. И если он цепляет, то можно ещё углубиться в прочтении и сделать спектакль, что мы сейчас и делаем с пьесой «Распад».



И это будет не одно и то же. Это не просто добавятся костюмы, декорации, может измениться абсолютно всё! Потому что как я сказал, читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра.

Сама пьеса очень травматичная, сложная. Она про отношения молодой пары, которые теряют ребёнка. Девушка убивается горем, парень подсаживается на феназепам. В эту историю режиссёр предложил мне и Полине как актёрам и супругам внести свой фидбэк по ходу читки. В итоге травмирующая пьеса превратилась в психологическое исцеление как для пары, так и для зрителя. И такое прочтение дает понимание, что можно жить дальше. То есть режиссёр предложил нам останавливаться в тот момент, когда мы чувствуем, что это история про нас и давать комментарии: так ли это было в нашей жизни? И если так, то почему. И это очень актуально для нас как для актёров, потому что мы уже 11 лет в браке, и пьеса написана настолько жизненно, что каждый сможет узнать себя.

Бонус

Если вы пропустили читку, рекомендуем посмотреть «Распад» в исполнении Полины и Даниила Кабалиных.

 

 

 

 

 

 

1 /

Фото: Руслан Максимов и Александр Паниотов/Культура24

Читайте также