08 октября 2021
Даниил Кабалин: «Читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра»
Читка — внезапно популярный жанр среди красноярских театралов. Сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. Что такое читка? Почему она интересна зрителю и зачем там режиссёр, разбираемся с актёром, драматургом и режиссёром Даниилом Кабалиным.
Читка. Что это за жанр и почему он может быть интересен зрителю?
Читка — это прочтение пьесы по ролям, но действия разворачиваются вне физической области, а в воображении у зрителя. Это такой театр в голове. На самом деле многим не нравится ходить на готовые спектакли, и они выбирают именно читку, потому что именно в ней есть простор для личной фантазии. То есть зритель сам может представить персонажей, представить локацию и так далее.
Я считаю, что спектакль, это уже готовая форма, где режиссёр, сценарист, актёр уже говорят зрителю что воспринимать, каким образом и показывают, как это все выглядит. И в такой форме остается мало места для полёта воображения и свободы восприятия.
Если это чтение по ролям, зачем тогда нужен режиссёр в читке?
Режиссёр в любом случае — будь то театр, кино, читка или концерт — даёт своё направление произведению и своё видение. То есть он говорит: ребята, движемся вот туда, через 3 километра поворот направо, и мы движемся к нему. Но в отличие от кино, театр очень гибкое искусство. И поэтому иногда режиссёр говорит, в какую точку точно нужно прийти, но как актёры придут к этой точке, режиссёру и самому интересно на это посмотреть.
Читка — это ещё более свободная штука, но всё равно есть режиссёрское направление. И если артисты, музыка начинают выбиваться из одного маршрута, задача режиссёра — вернуть это всё в исходное.
При этом мне кажется, режиссёр ни в коем случае не контролирует весь этот процесс. Он направляет. Ведь один и тот же текст можно прочесть совершенно по-разному. Например в читке «Святой Фри», актриса увидела в своём персонаже боль и страдания и решила, что эту роль и этот текст можно показать через страдания. Но я как режиссёр сказал нет: страдания мы конечно оставляем, но этот человек должен быть тем, кто уже разобрался в себе, разобрался с этим переживанием и пытается донести до своего сына, что в принципе всё нормально и можно уже отпустить эту ситуацию.
Какие приёмы используются в читке в плане иллюстраций?
Это определённо музыка, какие-то элементы реквизита. Читки бывают разные. Минимально — это текст, актёры и зрители. Но бывают читки, когда актёры вообще не отрываются от текста, но при этом они внутри себя совершает психологическое действие. В этом случае его тоже прописывает режиссёр, а также прорабатывает отношения между персонажами, реакции друг на друга. А чтобы добавить атмосферу, появляется музыка, световое решение, реквизиты.
Можно ввести и метафорические предметы, но это опять же если нужно. Можно дать субтитры, поясняющие картинки, потому что чаще всего некоторые вещи на слух воспринимаются сложно, например, места действий, если пьеса нелинейная и запутанная.
Давай разберем твои решения как режиссера на примере пары читок. Начнем с читки «Пол — лава, Маша...»
Очень показательная пьеса, потому что там всегда есть прыжки во времени, и время пьесе не линейно, и это очень сложно воспринимать зрителю: то Маше 24, то 30, то это прошлое, то настоящее. Как облегчить восприятие зрителя в этом случае? Самый простой вариант — дать субтитры проектором за актёрами, где каждый раз появляется возраст и обозначается время действия.
В этой пьесе я также вывел имена героев на проекторе, и было важно их расположение в каждой сцене относительно друг друга, это отражало их взаимоотношения в конкретной сцене. Если в сцене сближение — имена стоят рядом, если один персонаж доминирует над другим, то текстом это также было отражено: один просто стоял выше другого и так далее. Так получились микроподсказки для зрителя о том как воспринимать эту сцену.
Звук. Решение со звуком, как правило, уже прописано в пьесе. И режиссёр, как мне кажется, не должен совсем вдаваться в самодеятельность и что-то придумывать, если этого в пьесе даже нет. На мой взгляд главная задача режиссёра читки — донести до зрителя текст пьесы до зрителя в том виде, в котором её увидел и написал автор. И режиссёру нужно не переборщить со своим отношением и личным восприятием этого текста. Даже нежелательны сокращения текста. А когда ты делаешь спектакль, там уже можно не просто сократить текст, а даже вовсе отказаться от него. В спектакле ты можешь менять сцены местами, вставлять другие тексты, а именно в читке нужно донести целостность.
В читке «Пол — лава, Маша...» используется звук собачьей игрушки-пищалки. Эту же пищалку я решил оставить во время постельных сцен. Ведь этот звук может имитировать как сопровождающиеся вздохи, либо скрип мебели и вообще задаёт такой эмоциональный тон. Хотя изначально этот звук был прописан в тексте пьесы, когда персонажи искали собаку. Я подумал, почему бы не продолжить использовать этот звук, и получилось очень смешно.
Особенно удачно, когда предмет используется не по назначению в театре. То есть мы сначала видим, что в руках есть вот эти пищащие курицы, и мы не понимаем, зачем они, а потом оказывается, они имитируют секс. Очень интересно, когда разные предметы порождают разные ассоциации. По сути, это только звук, но он дает поле для фантазии зрителя и позволяет по-другому смотреть на обычный предмет.
Читка «Номер 15», что там?
В этой пьесе очень много мелких персонажей с буквально одной репликой. Поэтому мы посадили трех актёров (и одного главного), то есть сразу вывели всех на сцену и дали им картонные таблички. Так действие разворачивается в троллейбусе номер 15, где раньше вешали на стекло картонные таблички с названием маршрутов, я подумал, что их же можно повесить и на людей, навешать, так сказать, ярлыки. Так появились «гость» (гости из дальнего зарубежья), «бабка», «лучшая подруга» и другие типичные пассажиры троллейбуса.
Так как эта пьеса частично написана в троллейбусе, я решил, что музыкой в этой читке станет объявление остановок, поэтому я в зашел в троллейбус номер 15 с диктофоном и подписал звуки, которые по итогу стали музыкальным сопровождением читки.
Сейчас мы наблюдаем такое явление, когда сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. В том числе ваша читка «Распад» тоже вот-вот станет спектаклем. Расскажи, чего ждать?
В каком-то смысле, в этой истории читка — это проверка материала. Когда сам текст пьесы цепляет артистов, цепляет режиссёра, важно понять, сможет ли он также зацепить зрителя. И если он цепляет, то можно ещё углубиться в прочтении и сделать спектакль, что мы сейчас и делаем с пьесой «Распад».
И это будет не одно и то же. Это не просто добавятся костюмы, декорации, может измениться абсолютно всё! Потому что как я сказал, читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра.
Сама пьеса очень травматичная, сложная. Она про отношения молодой пары, которые теряют ребёнка. Девушка убивается горем, парень подсаживается на феназепам. В эту историю режиссёр предложил мне и Полине как актёрам и супругам внести свой фидбэк по ходу читки. В итоге травмирующая пьеса превратилась в психологическое исцеление как для пары, так и для зрителя. И такое прочтение дает понимание, что можно жить дальше. То есть режиссёр предложил нам останавливаться в тот момент, когда мы чувствуем, что это история про нас и давать комментарии: так ли это было в нашей жизни? И если так, то почему. И это очень актуально для нас как для актёров, потому что мы уже 11 лет в браке, и пьеса написана настолько жизненно, что каждый сможет узнать себя.
Бонус
Если вы пропустили читку, рекомендуем посмотреть «Распад» в исполнении Полины и Даниила Кабалиных.
Фото: Руслан Максимов и Александр Паниотов/Культура24