14 марта 2021
Дмитрий Чайкин: «Современный театр требует помощи и нуждается в контексте»
Театр «Вспышка» начал год с театральных вечеринок с претензией на «Театр +». Поговорили с основателем театра Дмитрием Чайкиным и разобрались в новом формате.
Что такое «Театр +» и нужен ли такой формат?
Не только лекция, в формате «Театр +» можно придумать многое: в театральную постановку может включаться какой-то перфоманс, это может быть какая-то игра или интерактив со зрителем. Кроме того, к этому формату можно отнести такую, на мой взгляд, важную вещь, как обсуждение постановки после спектакля. Это важно, потому что мы строим диалог со зрителем, мы не просто показываем ему постановку и ждем аплодисментов, а слушаем зрителя, ждем, что он выскажет своё мнение. Он может сказать, что тема, затронутая в пьесе, важна или наоборот, не интересует его. Тем самым зритель больше вовлекается и становится по сути частью театра. В идеальном сценарии, театр прислушивается к мнению зрителя и адаптируется.
Что означает «+» для зрителя, а что для театра?
«Театр +» — своего рода попытка вовлечь зрителя в театральный процесс. Плюс для театра в том, что театр выращивает зрителя для себя. А зритель с каждым погружением становится более прокаченным, все больше понимает контекст и как следствие может смотреть более сложные постановки.
Частая претензия зрителя — «слишком долгие постановки, четыре, три часа высидеть сложно». Такая претензия в «Театре +» могла бы быть услышана? Или речь идет только о семантике?
Прекрасный вопрос и прекрасная претензия. Она говорит нам о том, что наш театр может быть немножко отстает. Вообще, в российском пространстве есть тенденция повышения популярности у коротких пьес, так называемых Short Stories. Есть и специальные конкурсы коротких пьес. Это связано с новым отношением к личному времени, цифровым миром и постоянным потоком информации. Поэтому короткие пьесы так популярны и хороши, это один из трендов этого и прошедшего года.
Такая претензия была бы услышана. В ответ театр может сделать короткую пьесу, а вокруг нее, допустим, сделать перфомансы. Или показать несколько коротких пьес на одну или схожую тему.
То что сейчас делает театр «Вспышка», это «Театр +»?
Да, мы работаем в этой концепции. Мы не просто проводим читки, а действительно пытаемся делать «Театр +». Каждый раз это трехактное шоу. Где первая часть интерактивная и каждый раз меняется, второй акт — непосредственно читка пьесы, а третий — обсуждение.
На сегодняшний день вы сделали две театральные вечеринки, расскажи, как эти три акта были реализованы.
В первый раз основатель первого Независимого международного конкурса неправильной драматургии (НИМ) Евгений Сташков привез пьесы, «которые никогда не были бы поставлены». Они были в центре вечера, после было обсуждение, а над первой частью мы долго думали и решили, что общая тема вечеринки — это тема неправильного театра. Поэтому мы придумали игры «Что? Где? Когда», где нужно было отгадать театральные термины, две актерские игры на развитие актерского мастерства и эксперимент от нашего резидента Любови Винк, которая вместе со зрителями создавала спектакль с помощью диктофона.
В центре второй вечеринки была пьеса Маши Конторович «Пол это лава...». На мой взгляд, это очень романтичная, тонкая пьеса про поиск любви девушкой в современное время. Это пьеса вошла в сборник лучших пьес «Любимовки». Мария дала нам разрешение на читку. Интерактив был направлен тоже на поиск любви: зрители должны были обменяться на открытках своими ответами на вопрос «зачем нужна любовь» и поучаствовать в небольшом перфомансе, где ведущий называл различные утверждения о любви. Например, «вы когда-нибудь влюблялись с первого взгляда?», если зритель отвечает внутренне «да», то уходил налево, если нет — направо. В итоге получилось даже некое социальное исследование перед читкой, так мы узнали, сколько зрителей вообще верят в вечную любовь и как к любви относятся.