14 апреля 2022
Артём Захаров: «Культуру можно ограничить, только если нет её носителей»
О международном творческом сотрудничестве и об экспорте нашей культуры в условиях новой реальности говорим с исполняющим обязанности представителя МИД России в Красноярском крае.
Артём Алексеевич, расскажите, как сейчас строится взаимодействие представительства МИД России в Красноярске с культурой в условиях новой международной реальности?
Первое, что хотелось бы сказать, это то, что культура не должна иметь границ. Её никто не должен ограничивать. И соответственно международные связи в сфере культуры должны также развиваться. Есть, понятно, особенности текущего момента, есть государства, признанные недружественными, в связи с их действиями в отношении нашей страны. И всё это муссируется, накладывает отпечаток на все сферы жизни. Но позиция Российской Федерации, и она была озвучена президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, такая: мы ни от кого не закрываемся. У России нет ни одной нации-врага. Народов-врагов у России нет и не было. Эта позиция была озвучена, и мы все её разделяем. Что это значит в практическом плане? Это значит, что мы не прекращаем культурные контакты, не прекращаем взаимодействие с нашими партнёрами в этой области. Более того, беседовал с партнёрами и дипломатами из стран западной Европы, многие из них с сожалением сообщают, что их страны стали распространять ограничения.
С моими коллегами, в том числе с немцами, с поляками, общаюсь, многим по-человечески обидно, ведь проекты осуществлялись на территории нашей и страны, и их стран, много что обсуждалось, планировалось. Я всё-таки убежден во временном характере тех ограничений и нападок, которые сейчас на западе пошли на культурное сотрудничество. Какие бы ни были у нас, например, «холодные войны», они всё равно оставляли вот это окно для культуры. Сейчас мы видим, что они пытаются его прикрыть. И только некоторые государства сохраняют диалог. Например, для меня стала удивлением Словакия, которая столько всего сделала в последние годы для развития культурного сотрудничества, свернула полностью диалог по тем проектам, которые они сами инициировали и начали. По своим же рубанули. И по Германии, я убеждён, что тучи истерики рассеются. Всё-таки культура, как они и сами считают, — одна из разрешённых сфер взаимодействия. Сейчас они её временно приостановили. Опять-таки подчеркну, убеждён, что временно.
Роль министра культуры Аркадия Зинова в организации событий международного масштаба высочайшего уровня часто остается за кадром. Зрителям не всегда очевидна проведённая работа. Красноярск видит много международных звёзд культуры, как организовано ваше взаимодействие?
Всегда очень важно, кто у штурвала корабля! Именно капитан корабля определяет, кто у него в команде, и основной курс. Поэтому его роль очень важна, а ценность высока. Аркадия Владимировича я искренне уважаю. И в художественной и в организационной части чувствуется его рука. Плюс детальная в самом лучшем смысле дотошность к мелочам. И вокруг него прекрасная плеяда сотрудников. Если говорить про визиты артистов из-за рубежа. например, Курентзиса в марте — это очень важный момент и знаковый. И здорово, что даже сейчас это происходит. Недавно мы выдали визу ещё одному нашему доброму другу, артисту из Австрии Кристиану Коху. В чём наша задача? Если человек настроен, — обеспечить нормальное, здоровое конструктивное взаимодействие. Не надо везде вмешивать политику.
Нам не обязательно, чтобы кто-то тут, приехав к нам, обязательно бил себя в грудь и кричал: «Россия, вперёд!». Нет, мы, конечно, обрадуемся (улыбается). Но главное, чтобы люди в принципе были настроены на взаимовыгодное конструктивное сотрудничество. Чтобы это приносило пользу и партнёру за рубежом. И нам. И большинство готово в определённых условиях выстраивать взаимовыгодную кооперацию. А культура — всегда наиболее открытая сфера, наиболее демократичная изначально. Поэтому я верю, что, благодаря культуре, благодаря вам, у нас мосты не будут сожжены. Они сохранятся. И по этим мостам пойдут другие сферы кооперации. Важно не потерять нить дружбы. И для этого культура предназначена. Что бы мы без культуры делали? В дикости бы были.
Поговорили про приезд артистов, а теперь наоборот поговорим про экспорт нашей культуры.
Ситуация, нет смысла приукрашивать, усложнилась. И с вывозом реквизита. И с рисками в ряде стран. Но. Не весь мир-то нам недружественный. Две трети стран как были, так и остались с нами.
Если не брать абсурдные ситуации со снятием из репертуара музыки Чайковского. Какие страны готовы видеть сейчас русскую культуру?
Все страны, кроме недружественных. Как всё было, так и осталось. Есть страны, которые с одной стороны присоединились к недружественным, но и они так с плеча не рубят. Применяя меры в экономике, культуру они затрагивают в меньшей степени. Венгрия, например. Греция. Дым рассеется, и проекты восстановятся с Францией. Не всё же ведется с официальным Парижем. Многое осуществляется с негосударственными структурами. В восточной Европе, которая сейчас побежала в гонке, кто больше и быстрее принесет вклад в политику Вашингтона, — там мы, скорее всего, нескоро будем ожидать восстановления связей. А вот крупные страны Европы, так называемый локомотив: Германия, Франция, Италия — структура самого культурного сегмента там другая, и структура самого общества тоже другая. Поэтому важно, во-первых, подождать, во-вторых, продолжить выстраивать контакты. Понятно, сейчас на фоне истерики ты, чтобы к ним приехать, должен критиковать курс российского руководства.
Но далеко не всё общество на западе поддерживает русофобию. Многие готовы принимать наших артистов и поддерживают нашу страну. У нас даже на сегодняшний день отдельные артисты шоу-бизнеса осуществляют гастроли и по США. Про какие-то масштабные «Русские сезоны» пока не говорю. Но вывезти небольшую группу — это возможно. Если опять-таки не затрагивать политику.
Чем сердце успокоится? Интеллигенция всего мира очень хочет оптимистичный прогноз.
Позитивный прогноз в том, что русская культура, как великая культура, жила, живёт и будет жить. Русскую культуру невозможно ограничить. Культуру вообще можно ограничить только если нет её носителей. Сотен миллионов человек. А нас 147 миллионов носителей культуры в России живёт. В бывшем СССР практически всё население можно причислить в том или ином плане к носителям русской культуры. Ментально люди тяготеют к российской культуре всё равно. Ну и наши соотечественники за рубежом. Итого уж точно больше двухсот миллионов наберётся. Как можно ограничить их? Никак. Поэтому то, что меньше четверти стран начали пытаться как-то ограничить русскую культуру — ну что ж. Ладно. Временно всё это. Остается, во-первых, ещё 75% земного шара. А, во-вторых, и с теми, кто их ограничил, культурные связи развиваются. Уверен, что месяцев через пять тенденция сменится и начнётся восстановление.
Послесловие редактора
Будущее, которое мы допускаем, очень сильно влияет на будущее, в которое мы в итоге попадём. Давайте допустим будущее, в котором маятник качнётся в сторону такой любви к русской культуре, что новые «Русские сезоны», новая мода на всё русское: стиль одежды, еду, сувениры — искренне захлестнёт мир на долгие годы.
Фото: Руслан Максимов/Культура24