23 июня 2023

Новые знания и обмен опытом: стратегию продвижения ВКЗ обсудили в Красноярске

Краевой семинар-практикум собрал в камерном зале краевой филармонии специалистов со всего края и гостей с других регионов России — рассказываем, как прошёл этот день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Всероссийский виртуальный концертный зал — знаковый проект Министерства культуры России, одно из ключевых достижений в формировании «открытого культурного пространства» страны. Это система онлайн-трансляций, позволяющая смотреть и слушать лучшие выступления ведущих артистов и коллективов России в режиме реального времени или в записи на современном звуковом и видео оборудовании. Виртуальные концертные залы открываются и работают по всей стране благодаря федеральному проекту «Цифровая культура» национального проекта «Культура».

В Красноярском крае первый ВКЗ появился 6 лет назад. Сегодня по всему региону — от Норильска до Шушенского — успешно работают уже 16 таких залов, а объединяет и курирует их проектный офис, созданный в Красноярске в 2023 году. Позади более 1000 проведённых мероприятий, которые собрали более 44 000 зрителей. Впереди ещё больше!



Фото: Дарья Кривицкая/Культура24

Накануне в камерном зале Красноярской краевой филармонии прошёл семинар-практикум «Стратегия развития ВКЗ как эффективный инструмент продвижения академического музыкального искусства в крае».

Задачи ВКЗ, PR, коммуникации и маркетинг, организация технического сопровождения залов, репертуарная политика — специалисты со всего края и приглашённые спикеры из Иркутской и Белгородской областей успели обсудить массу вопросов, поделиться опытом и многому друг у друга научиться. 



Сессия первая. Стратегические задачи


Открыл семинар начальник отдела искусств министерства культуры края Виталий Зацепин — после небольшого вступления, он представил доклад на тему «Важнейшие задачи развития виртуальных концертных залов на современном этапе».


Начальник отдела региональных программ краевой филармонии Мария Лезина презентовала красноярский проектный офис как эффективный инструмент в развитии ВКЗ и популяризации академического искусства в регионе. Главная цель офиса, по её словам, это обеспечение условий для устойчивого развития ВКЗ на территории края посредством оказания консультационной, методической, обучающей, информационной поддержки. В числе основных задач: формирование регионального плана работ на сезон, позиционирование и презентация лучших практик ВКЗ, создание собственного контента, разработка и тиражирование методических рекомендаций и многое другое.

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

1 /

Специалист проектного офиса Белгородской государственной филармонии Юлия Васютина рассказала, как ВКЗ Белгородчины удалось стать неотъемлемой частью региональной культурной политики. Первый виртуальный концертный зал там появился в далёком 2014 году, с тех пор там открылось 36 ВКЗ (девять из них — благодаря нацпроекту «Культура»), а в 2019 году появился курирующий эту сеть проектный офис.

 
От имени Белгородской государственной филармонии хотела бы​ поблагодарить дорогих​ коллег из Красноярска за возможность участия в семинаре. Рада конструктивному общению, высокой​ заинтересованности​ в эффективном​ решении задач, поставленных перед учреждениями культуры. Профессиональный диалог с коллегами из разных городов Сибири позволил мне не только презентовать опыт Белгорода​, но и узнать много интересного​ и полезного в работе​ для себя.​ Участие в семинаре помогло наладить личные​ коммуникации с коллегами,​ понять​ состояние дел с ВКЗ​ в целом и выявило для всех нас как возможные «точки роста», так и «тонкие места» и проблемы, над которыми еще предстоит поработать​! — поделилась впечатлениями Юлия Васютина.


Сессия вторая. Обмен опытом


Своим опытом работы фактически дуэтом поделились гости из Иркутской области — руководители ВКЗ Нижнеудинской районной школы искусств Надежда Пытлева и Анна Серёдкина.

ВКЗ там появился в апреле 2021 года в рамках нацпроекта «Культура». Уже в день открытия там транслировали Концерт №1 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского в исполнении Дениса Мацуева. С тех пор зал пользуется огромной популярностью не только среди учеников и преподавателей музыкальных дисциплин РДШИ, но и среди любителей музыки Нижнеудинского района. Концерты академической музыки, мастер-классы народных художников и артистов, лекции по истории искусств, практические занятия — более 7000 слушателей приобщились к искусству посредством ВКЗ за все время его существования.

В прошлом году РДШИ выиграла Всероссийский конкурс лучших практик виртуальных концертных залов в номинации «Лучшая практика ВКЗ». Этот конкурс проводился впервые, — рассказала директор РДШИ Надежда Пытлева. — Вместе с нашей нижнеудинской школой в победители вышли филармонии Белгорода, Екатеринбурга, Перми, Красноярска, учреждения культуры Таганрога и Тюменской области. В конкурсе мы выиграли 325 тысяч, на которые приобрели дополнительное оборудование для проведения прямых эфиров. В этом году прямую трансляцию конкурса пианистов мы проводили уже на своем оборудовании.


Своими соображениями о выстраивании успешной репертуарной политики поделился руководитель ВКЗ Красноярской филармонии Александр Шендрик. При её формировании, отметил он, нужно руководствоваться принципом уникальности показа, эксклюзивностью концертов и присутствием в программах солистов мирового уровня. Можно разбавлять программы развлекательной тематикой, однако 90% репертуара ВКЗ — это всё же должна быть академическая музыка.

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

1 /

Интересные наработки раскрыла Светлана Капошко, руководитель ВКЗ города Ачинска, первого победителя федерального конкурса на открытие виртуального концертного зала в Красноярском крае. Так как их зал существует на базе местного музейно-выставочного центра, им удаётся удачно «миксовать» событийные форматы — уже вошло в традицию совмещать показы в ВКЗ с традиционными музейными мероприятиями: мастер-классами, выставками, лекциями. Отличный ход, и, как показала практика, это неплохо работает. 

Сессия третья. Продвижение и коммуникации


Далее речь пошла о продвижении ВКЗ в информационном пространстве. Так, продвижению ВКЗ через информационный портал Культура24.рф, выстраиванию совместной работы и эффективному взаимодействию с коллегами по культурному цеху посвятил своё выступление замруководителя портала Максим Косов. Также он рассказал, как правильно и эффективно позиционировать ВКЗ в инфополе, какой фото- и видеоконтент лучше использовать в работе.

Виртуальный концертный зал — это не только отличный способ продвинуть академическую музыку в пределах вашего города, сделать её популярнее среди населения, но и в принципе потенциально любимое место культурного отдыха для жителей. Тем более, что современный ВКЗ дает для этого массу возможностей. Однако продвигать виртуальный концертный зал нужно правильно и интересно. Самое важное — нужно быть самому заинтересованным в продвижении своего продукта. Интересно самому — будет интересно другим, — подчеркнул он во время своего выступления.

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

Фото: Регина Коткова 

 

1 /

О том, как виртуальным концертным залам выстраивать свою коммуникационную стратегию, о тонкостях PR и отработке информационных рисков исчерпывающе рассказала аудитории заместитель генерального директора Красноярской краевой филармонии Марина Наливкина.

Участие в семинаре стало полезной практикой для всех. Мы поделились с коллегами своей экспертизой, обозначили конкретные шаги для разработки и реализации коммуникационной и маркетинговой стратегии. Лично для меня было важно получить обратную связь от коллег и быть полезной для них не только в теории, но и на практике, — отметила она.

Всю маркетинговую стратегию — от разработки до реализации — изложила в своём выступлении начальник отдела маркетинга и рекламы Красноярской краевой филармонии Юлия Петрова. Виды стратегий, как найти свою целевую аудиторию, правильное самопозиционирование, конкурентные преимущества — начав с основ ремесла, на конкретных кейсах она помогла присутствующим вникнуть в самую суть маркетинга.
 
В целом семинар получился очень масштабным и информативным, при этом на протяжении выступлений всех спикеров чувствовалась потребность в информации. Мы вместе с коллегами подготовили доклады по актуальным направлениям развития ВКЗ как продукта с точки зрения маркетинга. Надеюсь, что удалось развеять мифы и страхи о том, что что-то может быть нереально и невозможно. Точечно проговорили по трудностям коллег, и все вместе предложили решения. Плодотворно и эффективно — так можно обозначить работу нашей сессии, — поделилась впечатлениями она.

Ещё один представитель филармонии — SMM-специалист концертной организации Ксения Матушкина — ожидаемо погрузила присутствующих в мир социальных сетей. Легко и непринуждённо она рассказала об основных принципах Вконтакте, «Телеграма» и «Одноклассников», как правильно выстраивать общение с подписчиками на разных платформах.


Отдельная сессия собрала технических специалистов. Вместе со спикером — руководителем звукотехнической службы филармонии Евгением Персицем — её участники поговорили о тонкостях организации эффективного технического сопровождения трансляций ВКЗ.

Завершая семинар-практикум, Александр Шендрик снова вернул участников к теме святая святых каждого виртуального концертного зала — говорили о репертуаре как об основе концертного сезона, о планировании, основных принципах и подходах при организации деятельности ВКЗ. Ранее мы, кстати, уже общались с Анатолием Петровичем на эту тему — детально разбирались в программах, которые можно смотреть дома, в школах и в филармониях.

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24 

 

Фото: Регина Коткова 

 

1 /

Финалом дня стал концерт «Шедевры русского рока» Красноярского филармонического русского оркестра имени Бардина, который организовала для участников семинара Красноярская краевая филармония.

 

Все фотографии с семинара смотрите здесь.

Напомним, в начале июня новые ВКЗ открылись в Иланской детской школе искусств и в Бородинской школе искусств, а до конца 2023 года таких площадок для погружения в музыку станет ещё больше — новые виртуальные концертные залы откроются в Уярском районе и на Таймыре

Ежемесячно мы готовим подробные афиши каждого открытого в крае зала — расписание концертов на июль смотрите здесь.

Читайте также